Приложение МААМ

Педагогические условия формирования представлений детей старшего дошкольного возраста об исчезнувших профессиях

Косолапова Владлена
Педагогические условия формирования представлений детей старшего дошкольного возраста об исчезнувших профессиях
▼ Скачать + Заказать документы

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОБ ИСЧЕЗНУВШИХ ПРОФЕССИЯХ

Современное обновление в дошкольном образовании предъявляет новые требования к подготовке детей к жизни в обществе. Воспитывать личность, способную успешно реализовать себя в профессиональной сфере и проявлять качества исследователя, изобретателя, предпринимателя и новатора – вот ключевая задача для воспитателей. Соответствие современным Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования (ФГОС ДО) подразумевает активное включение детей в социокультурные практики и традиции семьи, общества и государства.

Темочки:

Важным аспектом здесь является ранняя профориентация, которая помогает закладывать основы профессиональной направленности. В это время формируются не только обширные знания о разнообразных профессиях, но и задатки интересов, осознанное отношение к различным видам деятельности, а также важность и ценность труда. Это всё осуществляется с учетом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, таких как способности, темперамент, характер и психологические черты.

Поддерживая и развивая эти уникальные качества, дошкольные образовательные учреждения создают основу для всестороннего развития детей, предоставляя им возможности для самореализации в будущем.

В современном мире, который непрерывно изменяется под влиянием технологического прогресса, тема исчезнувших профессий становится всё более актуальной. Уход некоторых специальностей в прошлое является естественным этапом исторического развития общества. Важную роль в понимании этого процесса играет образовательная сфера, в том числе дошкольное воспитание. Старший дошкольный возраст – это время, когда у детей формируются базовые представления о мире, включая сферу труда. Именно поэтому доступное изложение информации о профессиях, которые исчезли или находятся на грани исчезновения, становится важной задачей для педагогов.

Формирование представлений о людях разных профессий у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема является предметом исследований многих ученых: И. Д. Власовой, Г. И. Григоренко, Г. И. Жуковской, В. В. Кондратовой, В. И. Логиновой, В. Г. Нечаевой, А. Т. Шахмановой [1].

Вовлекая старших дошкольников в изучение трудовых процессов, мы помогаем им формировать системное понимание профессий. Они начинают осознавать, как человек превращает предмет труда в продукт, и учатся связывать трудовую деятельность с конечным результатом. Для ребенка открывается понимание, что за труд предусмотрено вознаграждение. Целенаправленное ознакомление с различными направлениями профессиональной деятельности взрослых ложится в фундамент будущего выбора карьеры и способствует осознанию детьми богатого спектра трудовой деятельности, присущего их родителям и другим взрослым из окружения. Таким образом, дети обретают готовность адаптироваться к текущим трендам социального развития и лучше ориентироваться в мире [2].

Исчезнувшие профессии – это те виды деятельности, которые были вытеснены современным технологическим и социальным развитием, автоматизацией или стали морально устаревшими. Понимание детьми исчезнувших профессий способствует формированию исторической перспективы и развивает уважение к труду. Среди примеров исчезнувших профессий, с которыми знакомят в условиях ДОО, можно назвать: лекарь, молочник, будильщик, фонарщик, цирюльник и прочие [4].

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений об исчезнувших профессиях является важной задачей, которая способствует развитию их исторического сознания и понимания социокультурных изменений в обществе. Для успешного внедрения этой темы в образовательный процесс необходимо соблюдение определенных педагогических условий :

1. Включение темы об исчезнувших профессиях в образовательную программу дошкольной организации, что предполагает разработку специализированных занятий и учебных материалов. Как правило, это предполагает, например, создание тематических планов занятий, которые вводили бы детей в контекст определенной исторической эпохи и знакомили бы с профессиями, характерными для того времени. Подготовка наглядных и познавательных пособий, таких как сюжетные картинки, иллюстрации и макеты, помогающие детям визуализировать устаревшие профессии и инструменты труда. Разработка игровых элементов, таких как дидактические игры, ролевые и сюжетно-ролевые игры, в которых дети могут «примерить» на себя роли представителей ушедших в прошлое профессий. Компоновка интерактивных заданий, например, вопросов для поисковых или творческих заданий, которые заинтересуют детей и поддержат их внимание в процессе обучения. Внедрение мультимедийных средств, таких как видео и аудио записи, демонстрирующие ремесленные процессы или быт профессий прошлого, что позволит сделать обучение более ярким и наглядным.

2. Использование разнообразных форм и методов обучения, например, игровых, диалоговых и проектных, что позволяет детям активно участвовать в процессе познания и делает обучение более живым и интересным при формировании представлений об исчезнувших профессиях. Игровые методы позволяют детям научиться через игру, действуя в импровизированных условиях, что способствует более глубокому восприятию информации и развитию воображения. Ролевые игры, например, можно использовать для вживания в роли людей, занимающихся исчезнувшими профессиями, чтобы дети понимали и испытывали образ жизни прошлых эпох. Диалоговые методы включают беседы и дискуссии, во время которых дошкольники могут задавать вопросы, высказывать собственные идеи и мысли о том, почему некоторые профессии исчезли. Это способствует развитию критического мышления и речевых навыков. Проектные методы подразумевают выполнение долгосрочных заданий, в ходе которых дети исследуют определенную профессию, её историю и значение в контексте определённой эпохи. Такие задания могут включать сбор информации, создание плакатов или моделей, и подготовку презентаций для сверстников и родителей. Педагогическая среда должна быть ориентирована на стимулирование любознательности и активного участия детей со всем необходимым оборудованием и материалами, в том числе книгами, фотографиями, инструментами, и даже воссозданное рабочее место для демонстрации процессов связанных с исчезнувшими профессиями. Объединение всех этих методов помогает сделать обучение комплексным и интерактивным, способствует формированию у детей обширного и всестороннего понимания об исчезнувших профессиях и их влиянии на формирование современного общества.

3. Создание развивающей среды с использованием игрушек, костюмов и пособий, применение наглядных материалов и иллюстративных примеров для знакомства детей с историческими эпохами и характерными для них профессиями.

4. Поощрение интересов детей к прошлому через экскурсии в музеи, на исторические мероприятия и фестивали, где ребята могут наглядно увидеть предметы труда и услышать рассказы о ныне несуществующих профессиях.

Таким образом, обеспечение этих условий позволит детям лучше осознавать процессы изменения в обществе и профессиональной сфере, формируя уважительное отношение к истории и труду людей разных эпох.

Список использованных источников

1. Алябьева, Е. А. Поиграем в профессии. Занятия, игры, беседы сдетьми 5-7 лет. Кн. 2 /Е. А. Алябьева. – Москва: ТЦ Сфера, 2016. – 128 с. – Текст : непосредственный

2. Баторова, Г. Н. Влияние детско-родительских отношений на проявление самостоятельности детьми старшего дошкольного возраста / Г. Н. Баторова. – Текст : непосредственный // Преемственность в образовании. – 2018. – Т. 1. – № 18. – С. 39–45.

3. Бронникова, Ю. О. Формирование у дошкольников представлений о профессиях / Ю. О. Бронникова – Текст : непосредственный // Начальная школа. – 2003. – № 10. – С. 41–44.

4. Баринова, Е. В. Ознакомление с профессиями ближайшего социума : методическое пособие / Е. В. Баринова. – Ростов – на – Дону : Феникс, 2014. – 300 с. – Текст : непосредственный.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности»Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности» На современном этапе образование предполагает предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста в детских садах или школах.

Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы) Надежда Лозинская Аппликация, как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы).

Диагностический инструментарий по выявлению уровня формирования экологических представлений детей дошкольного возраста. Ч. 1 Проведение диагностики: -проводится индивидуально с каждым ребенком -помимо диагностики, в течение года педагог производит систематические.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические условия формирования представлений детей старшего дошкольного возраста об исчезнувших профессиях
Опубликовано: 11 февраля 2025 в 19:49
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогические условия формирования представлений детей старшего дошкольного возраста об исчезнувших профессиях» (включая файлы) размещена пользователем Косолапова Владлена (УИ 2775216) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
16 февраля 2025 воскресенье
Играем в домино!
Сегодня дошкольник - завтра избиратель!
Хвала русскому валенку!
Совушка - мудрая головушка!
17 февраля 2025 понедельник
Доброта спасет мир!
Агния Барто – всем детям ровесница!
Вернись, лесной олень, по моему хотенью!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД