Ольга Ивановна Самошкина
Консультация для родителей «Методика Монтессори»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей "Методика Монтессори"
Слайд 1
Дорогие родители сегодня мы хотим вас познакомить с педагогической системой Марии Монтессори.
На сегодняшний день система Марии Монтессори – одна из самых востребованных методик развития ребенка,– это свобода и дисциплина, увлекательная игра и серьезная работа одновременно.
Слайд 2
Публикация «Консультация для родителей „Методика Монтессори“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Мария Монтессори, чьим именем названа эта педагогическая система, - выдающийся педагог, психолог, первый в Италии врач-женщина, философ. Она начинала работать с больными детьми и добилась колоссальных успехов в их обучении. А потом она пришла к выводу, что методы и дидактические материалы, которые применялись ею столь эффективно для этих детей, могут быть позитивно использованы для интеллектуального и сенсорного развития нормальных детей.
Слайд 3
В уникальной системе самовоспитания и саморазвития маленьких детей основное внимание уделяется воспитанию самостоятельности, развитию чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и т. д.) и мелкой моторики. В этой системе нет единых требований и программ обучения. Каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно. «Соревнуясь» только с самим собой, ребенок приобретает уверенность в собственных силах и полностью усваивает изученное.
Слайд 4
Главный принцип системы Монтессори - «Помоги мне сделать это самому!». Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой. Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть свои природные способности.
Слайд 5
Целью методики является воспитание целеустремленного, образованного и свободомыслящего человека, уважающего мнение других и отвечающего за свои поступки.
Дети, занимающиеся по системе М. Монтессори, растут любознательными и открытыми для получения глубоких и разносторонних знаний. Они проявляют себя как свободные, независимые личности, умеющие найти свое место в обществе.
Слайд 6
Система основана на следующих положениях:
1. Ребенок активный. Роль взрослого непосредственно в акции обучения вторична. Он помощник, а не наставник.
2. Ребенок - сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий.
3. Дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети становятся учителями, при этом они учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими.
4. Дети принимают самостоятельные решения.
5. Занятия проходят в специально подготовленной среде.
6. Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.
7. Полноценное саморазвитие - это следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах.
8. Ребенок становится самим собой, когда мы следуем указаниям природы, а не идем против них.
9. Уважение к детям — отсутствие запретов, критики и указаний.
10. Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам.
Таким образом, всё и вся в системе Монтессори стимулирует ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию потенциала, заложенного в нем.
Итак, основные составляющие системы Монтессори, позволяющие реализовать индивидуальный путь развития ребенка: взрослые, развивающая среда, дидактический материал.
Слайд 7
Роль взрослого.
Основная задача взрослого по отношению к ребенку непосредственно в процессе занятий – не мешать ему осваивать окружающий мир, не передавать свои знания, а помогать собирать, анализировать и систематизировать свои собственные. Система Монтессори подразумевает, что взрослый наблюдает за действиями ребенка, определяет его склонности и предоставляет ребенку более простые или более сложные задания с выбранным самим ребенком дидактическим материалом.
Без внимания не оставляется даже положение в пространстве. Чтобы быть на одном уровне с ребенком, взрослый должен сидеть на корточках или на полу.
Слайд 8
Мария Монтессори считала, что ребенок обладает важным свойством- «впитывающим умом», умение запечатлевать увиденное, запоминать спонтанно сигналы из окружающей обстановки. Ребенок находится в постоянном взаимодействии с окружающим миром и готов его познавать. Без особого напряжения, только «живя», ребенок абсорбирует (впитывает, поглощает) всё, что его окружает, включая язык.
Задача взрослых - создать условия для такого «впитывания».
Слайд 9
Развивающая среда.
Особенностью такой методики является отсутствие стандартного сидения за партами и монолога воспитателя у доски. Здесь вся площадь комнаты делится на несколько зон, каждая из которых отвечает за развитие определённых способностей. Таким образом, ваш ребёнок может выбрать, где и с кем он хочет проводить время.
Слайд 10
Давайте же более подробно рассмотрим зоны, в которых малыш может проводить свой досуг:
Каждая зона предназначена для определенной цели.
1. Зона упражнений практической жизни.
В зоне упражнений практической жизни ребенок приобретает навыки самообслуживания и ухода за собой; закрепляют культурно-гигиенические навыки (мытье рук, чистка зубов, чистка обуви); осуществляют уход за окружающей средой (пересыпание, переливание, мытье посуды, вытирание стола, подметание); получают навыки социальной жизни.
Слайд 11
1. Сенсорная зона.
Сенсорная зона объединяет предметы, сгруппированные по ряду признаков (цвет, форма, величина и т. д.).Основная цель использования этого материала –усвоение абстрактных понятий, классификация собственных ощущений, уточнение своих чувств, при помощи которых ребенок упражняет : внимание, сравнения и суждения о предметах. Конечной целью таких упражнений является не знание, а верные и точные пути- навыки распознания.
Слайд 12
1. Языковая зона.
Материал в языковой зоне имеет особое значение, так как шаг за шагом позволяет расширять языковое развитие и образование детей. Дети, например открывают для себя, что слова состоят из звуков, которые с помощью специальных знаков (букв) можно сделать видимыми. Эти ключи ведут детей к осознанному овладению родной речью. Родной язык для детей исключительно важен он даёт им реальный доступ в мир, а также пробуждает интерес к изучению других языков.
Слайд 13
1. Математическая зона.
Математический материал позволяет ребенку усваивать понятия количества и символа, связь между ними. Дети знакомятся с десятичной системой при помощи знаменитого золотого материала, и выполняют сначала под руководством педагога, а потом самостоятельно математические действия на сложение, вычитание, умножение и деление.
Слайд 14
В космической зоне дети знакомятся со всем окружающим миром: мир растений, животный мир, география, солнечная система.
Слайд 15
Мария Монтессори убеждена, что в ребенке от рождения заложен план построения его души, и поэтому он в принципе сам способен построить себя как Человек, окружающий мир может и должен лишь обеспечить его «материалом», а взрослые при этом признаны ощутить и помочь ребенку не пропустить его потребности к развитию.
Дидактический материал.
Развитие детей по системе Монтессори подразумевает, что ребенок учится, прежде всего, играя с предметами.
Игры Монтессори это не обязательно какие-то специальные игрушки. Предметом игры может стать любая вещь: тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т. д.
Слайд 16
Но есть и специальные классические монтессори-материалы – знаменитая Розовая башня - знакомит детей с понятиями маленький, большой, больше, самый большой и так далее.
Коричневая лестница – благодаря работе с лестницей ребенок узнает такие понятия как тонкий и толстый, самый толстый, еще толще и так далее.
Слайд 17
Рамки с застежками – материал представляет собой рамку с пуговицами, крючками, пряжками, шнурками и молниями. Занимаясь с этими предметами, дети обучаются элементарному навыку, необходимому для одевания.
Слайд 18
Мария Монтессори очень тщательно разрабатывала пособия, которые несли бы в себе обучающую задачу и помогали развиваться детям в самых разных направлениях.
Развитию речи ребенка способствуют буквы, вырезанные из бархатной или песчаной бумаги. Благодаря таким трафаретам дети знакомятся с очертаниями букв через прикосновение и лучше ассоциируют графическое изображение буквы с тем звуком, которое она обозначает.
Болты для навинчивания.
Формирует навык свинчивания и навинчивания болтов и гаек. Развивает мелкую моторику, зрительное восприятие размера, умение сравнивать, точность движений, зрительно-моторную координацию, концентрацию внимания.
Слайд 19
Учебные материалы и игрушки Монтессори призваны стимулировать все чувства: обоняния, слуха, зрения и т. д. Поэтому они, как правило, очень яркие, красивые, оригинальной формы, а так же экологически чистые, сделаны преимущественно из дерева, металла, лозы и ткани.
Красно-синие штанги – методический материал представляет собой 10 штанг, каждая из которых разделена на красную и синюю часть. С помощью штанг дети осваивают элементарный счет и операции сложения-вычитания, умножения-деления.
Умные тропинки.
Деревянная доска с различными видами прорезей на подставке, с 3-мя геометрическими фигурами, окрашенными в 4-е основных цвета. Подготовка кисти руки к письму, развитие логического мышления, координации, внимания.
Слайд 20
Цветные таблички Монтессори
Материал предназначен для развития цветового восприятия. Ребенок знакомится с основными монохроматическими цветами, учится находить пары табличек одинакового цвета. Косвенно происходит подготовка к эстетическому восприятию. Такие таблички легко сделать самим из колеровочных карт, просто разрезав их на полосочки.
Сенсорные мешочки Ребенок, перебирая эти мешочки, развивает тактильную чувствительность и мелкую моторику, а следовательно, и речь. В воздушные шары насыпьте разный наполнитель (делаем пару) схожий по фракции: манка, соль, сахарный песок, мука. Пусть ребёнок находит пары.
Слайд 21
1. Штрихуем и обводим
Мария Монтессори (как и Л. Толстой) считала, что сначала ребёнок должен научиться писать, а только потом читать. Чтение начинается с письма, а письмо – с подготовки руки. Для этого «Монтессори- педагоги» советуют заняться штриховками и обводками. Штрихуя рисунок или обводя рамочки, дети проводят линии различной длины и во всех направлениях, что вырабатывает в них свободу движения кисти и твердость пальцев. Когда подготовленный ребенок наконец возьмет карандаш или ручку для того, чтобы написать свою первую букву, он сделает это с такой же легкостью, как человек, много писавший. Этой работе дети, и самые маленькие, и постарше, отдаются подолгу с самым горячим увлечением. Купите ему всевозможные трафареты, вырежьте картинки животных и приклейте их на картон, используйте крышки от кастрюль, включите воображение и придумайте сами что еще можно обвести.
Пальчиковые краски – гениальное изобретение, очень нравятся многим детишкам. Ну а само рисование бесспорно увлекательное и полезное занятие для детей всех возрастных категорий.
Слайд 22
Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели : прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка (расстегивание и застегивание пуговиц, нахождение одинаково звучащих цилиндров, а вторая нацелена на перспективу (развитие самостоятельности, координации движений, утончение слуха).
Чтобы минимизировать вмешательство взрослых в процесс развития детей, Монтессори-материалы выполнены так, что ребенок может сам увидеть свою ошибку и устранить её. Таким ребенок учится не только устранять, но и предупреждать ошибки.
Геометрический комод -Упражнения с этим набором позволяют не только изучить основные фигуры, но и совершенствуют мелкую моторику ребенка, улучшают его зрительную память.
Цветные цилиндры позволяют малышам изучить тот факт, что при одной и той же форме предметы могут иметь разные размеры. Помимо этого такие упражнения с цветными цилиндрами стимулируют развитие мелкой моторики ребенка, учат его совершению целенаправленных действий.
Слайд 23
геометрические тела обучают зрительному и тактильному различению геометрических форм.
"Блоки с цилиндрами-вкладышами" позволяет узнать о различии размеров при неизменной форме. Узнать, как полость и тело соответствуют друг другу, развитие тонкой моторики для обучения письму, подготовка к держанию карандаша при письме. Создание порядковых структур (представления о порядке) в области размеров предметов.
Слайд 24
Методика Монтессори в домашних условиях
Создать дома все необходимые зоны в полном объёме вам, скорее всего, не удастся. Но вот выбрать несколько упражнений, с помощью которых вы сможете развивать способности своих детей, вы можете. Что самое интересное, для этого вам абсолютно не понадобится ничего такого, чего нет у вас в доме. Например, для того чтобы научить ребёнка различать объёмы совершенно не нужно придумывать ничего сложного. Достаточно всего-навсего взять два стакана в один из которых будет налита вода. Переливая из одной ёмкости в другую жидкость, ваши дети станут понимать разницу между объёмами, отличать где больше, а где меньше. Не стоит также забывать и про развитие моторики. Для этого можете поручить вашему чаду рассортировать пуговицы по цветам. В этом занятии есть два плюса: вы надолго займёте ребёнка делом, ну и развитие мелкой моторики. Эстетическое чувство прекрасного можно развивать по-разному. Вы можете водить малыша по многочисленным выставкам, на которых ему будет однозначно скучно. Либо вы можете купить ему цветок в горшке, за которым он будет ухаживать. Лучше всего остановить свой выбор на цветущих растениях. Почему, спросите вы. А вы представьте, какой восторг испытает малыш, если растение, за которым он будет ухаживать, в один прекрасный момент зацветёт.
Слайд 25
Методика Монтессори : за и против
Конечно, как и у любого метода обучения у методики Монтессори есть плюсы и минусы. К плюсам можно отнести необыкновенную рассудительность детей, которые делают выбор. Ведь выбирают они осознанно, а значит, полностью осознают все свои желания. Что касается минусов, то многие психологи утверждают, что проблема данной методики в отсутствии авторитета старшего поколения, будь то родители или учителя. Всё бы ничего, но в таком случае существует вероятность отсутствия влияния на ребёнка во время переходного возраста или на других этапах жизни, что может закончиться весьма плачевно. Так что стоит учитывать все плюсы и минусы во время воспитания ребёнка по методике развития детей Монтессори. Только так вы сможете самостоятельно её оптимизировать, учитывая при этом интересы малыша.
Слайд 26
Литература
Сложно уместить огромный жизненный опыт Марии Монтессори, воплощенный в ее системе, в рамках небольшого обзора. Если интересно более подробно узнать о системе Марии Монтесори, целесообразно познакомиться с первоначальными источниками.
Слайд 27
Спасибо за внимание.