Юлия Костина
Педагогические принципы, используемые педагогом-хореографом в работе с танцевальным коллективом
1. Принцип наглядности.
а) зрительная наглядность.
Зрительная наглядность - понятие, которое говорит само за себя. Мы наглядно показываем, либо выбираем помощника из коллектива для демонстрации того, как правильно делать то или иное упражнение, танцевальную связку и т. д. При этом, немаловажную роль играет зеркало, помогающее самим участникам коллектива проконтролировать собственные действия.
Публикация «Педагогические принципы, используемые педагогом-хореографом в работе с танцевальным коллективом» размещена в разделах
Зрительная наглядность продуктивна особенно в работе с новичками, и очень важна на первых занятиях для того, чтобы у ребенка (участника танцевального коллектива) сформировалось понимание того, к чему нужно стремиться, какие цели ставить перед собой, и для чего нужно трудиться, в принципе. Для этого детям можно показать видеоролики, снятые на прошлых конкурсах и концертах. Это может стать хорошей мотивацией к тому, чтобы ребенок с удовольствием выходил на сцену, блистяще выступал и получал свои овации.
б) звуковая наглядность.
Звуковая наглядность сугубо индивидуальна у каждого педагога-хореографа, и является неотьемлемой частью процесса репетиций и тренировок. Счет, хлопки, словесные и звуковые подсказки, комментарии - очень необходимы в работе с хореографическим коллективом.
в) двигательная наглядность.
Двигательная наглядность дает возможность будущему танцору прочувствовать ощущения правильной подачи себя в танцевальном этюде. Педагог корректирует движения у ребенка, помогает ему понять, какие именно мышцы нужно включать, когда нужно давать акцент на руки или ноги и т. п.
2. Принцип доступности.
Принцип доступности выражается в правильной подготовке мышц танцора к предстоящей деятельности, учитывая физическую форму ребенка после карантина на данный момент и его возрастные особенности. Правильным будет: поэтапная проработка базового уровня, затем техники двигательных действий и только потом нужно повторять прошлый материал. Бережно оценить качество физической подготовки - значит обезопасить ребенка от перенагрузки. Такой принцип тесно перекликается с принципом индивидуализации, когда применяется индивидуальный подход к каждому ребенку. Так, главным является уточнение фактов: насколько вырос ребенок (резкий рост или нормальный, внешний вид ребенка (ослабление, недосып и т. д., были ли травмы (в каком состоянии находятся мышцы) и др.
3. Принцип непрерывности
Принцип непрерывности отвечает за целостность системы подачи материала и соразмерного распределения нагрузки. Учитывается количество дней занятий и количество часов - распределяются задачи для гармоничного распределения нагрузок. Также, нужно учитывать все направления и работу всех педагогов в совокупности, чтобы происходил перенос знаний с одного предмета на другой. Отсюда складывается целостность понимания ребенком того, насколько важен результат от проделанной работы. Таким образом, если целостно работаем на результат, то получаем продуктивный эффект.
4. Принцип возрастной адекватности.
Каждый возраст имеет свою дозировку.
Дети до 7 лет (дошкольники) - с азов учатся правильно стоять, ходить во время танца, изучают танцевальные шаги, прыжки, позиции рук, постановку корпуса, развивают музыкальный слух.
Дети младшего школьного возраста с 7 до 10 лет - учатся концентрировать внимание; изучают методики выполнения движения у станка; повторяют полученные знания и изучают новые элементы; занимаются постановкой различных этюдов.
Дети среднего школьного возраста с 10 до 14 лет - к этому возрасту ребенок должен обладать необходимыми качествами, такими, как гибкость, правильность выполнения шагов, прыжков. Дети этого возраста очень активны и склонны выполнять максимальные нагрузки.
К детям старшего школьного возраста - старше 14 лет - нужен особый подход. В этом возрасте нужно сохранить имеющийся уровень подготовки, снизить нагрузку и тщательнее работать над качеством исполнения хореографии.