Кулагина Елена
Выступление на педагогические чтения
▼ Скачать +Заказ
Выступление на пед. чтения Кулагиной Е. И.
(магистрант 1 курса «научно методическая деятельность»)
Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
Поэтому тема моего исследования связана с проблемой преемственности в работе детского сада и школы в рамках Федеральных Государственных Требований и Федерального Государственного Общеобразовательного Стандарта.
Публикация «Выступление на педагогические чтения» размещена в разделах
Проблема преемственности и психологические трудности перехода с дошкольной ступени образования на школьную, необходимость реальной преемственности отдельных ступеней системы отечественного образования — проблема давняя, но сохраняющая свою актуальность и на современном этапе совершенствования образования. Более того, вместе с ростом вариативности форм и методов обучения, в частности с появлением в нашей стране различных моделей обучения, стали нарастать признаки рассогласования и ослабления преемственности обучения на различных ступенях общего образования.
Исследования Ананьева Б. Г., Аронина А. И., Лысенко В. Д. показывают что, проблема организации преемственности содержания образования затрагивает все звенья существующей образовательной системы, а именно: переходы из дошкольного образовательного учреждения (предшколы) в начальную школу; из начальной школы — в основную, а затем в среднюю (полную) школу и, наконец, в высшее учебное заведение. При этом, несмотря на огромные возрастные и психологические различия между обучающимися, переживаемые ими трудности переходных периодов имеют много общего. Например, одной из таких трудностей является выбор школы для обучения ребенка и выбор программы обучения. Среди сегодняшнего разнообразия общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, которые предлагают широкий спектр образовательных услуг, множество программ, определиться родителям с выбором очень непросто. Сегодня в первом классе требуется 60% учебного времени на то, что могли бы сделать дошкольные учреждения, и на коррекцию того, что ими сделано некомпетентно. Непонимание того, что образовательную систему должна выбирать вся школа – от первого до последнего класса - и работать в ее контексте над созданием единой образовательной среды, что учителя математики и словесники, биологи и историки- все должны действовать, опираясь на общие психолого – педагогические принципы, общие методические приемы.
Таким образом, под непрерывностью мы понимаем наличие последовательной цели учебных задач на всем протяжении образования, переходящих друг в друга и обеспечивающих постоянное, объективное и субъективное продвижение учащихся вперед на каждом из последовательных временных отрезков. Под преемственностью понимается непрерывность на границах различных этапов или форм обучения (детский сад- школа- вуз, т. е. в конечном счете – единая организация всех этапов или форм в рамках целостной системы образования.
Введение в 2009 году Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап решения задачи преемственности детского сада и школы, поскольку ФГОС 2 поколения предполагает, что у дошкольника при поступлении в 1 класс должны быть сформированы интегративные качества, которые создадут предпосылки для формирования универсальных учебных действий учащегося.
Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка. В свете введения ФГТ и ФГОС приобретает особое значение формирование универсальных учебных действий в школе и в ДОУ. Среди достоинств ФГТ можно выделить раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования», представленный как перечень интегративных качеств ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения Программы.
Выполнив сравнительный анализ двух документов, таких как ФГТ и ФГОС можно сделать следующие выводы:
1) В основу ФГТ и ФГОС положена единая теоретико-методологическая основа – системно - деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики;
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
2) Также можно заметить, что в образовательном процессе используются единые формы работы:
- совместная деятельность детей
- совместная деятельность взрослого и детей
- самостоятельная деятельность
3) Следующее: цели ФГОС являются как бы продолжением целей, поставленных ФГТ:
- развитие физических качеств - укрепление физического здоровья
- формирование предпосылок учебной деятельности - формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности
-формирование общей культуры, развитие интеллектуальных и личностных качеств - духовно-нравственное развитие и воспитание
4) Главное предназначение ФГОС и ФГТ - формулировка и обеспечение устанавливаемых на федеральном уровне системы трех взаимосвязанных требований: к результатам, структуре и условиям реализации основных образовательных программ.
Подводя итог сравнительному анализу ФГТ и ФГОС, можно сказать, что оба эти документа тесно связаны между собой. Положено начало к обеспечению преемственности образовательной программы дошкольных образовательных учреждений с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования. Исключается дублирование программных областей знаний, обеспечивается реализация единой линии общего развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства.
Таким образом, непрерывность и преемственность предполагают разработку и понятие единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения. Однако сложившаяся в современном российском обществе ситуация как раз и характеризуется отсутствием такой единой системы и рассогласованностью целей (и соответственно программ, учебников, контрольных требований) на стыках различный этапов и форм обучения.
Учитывая многообразие форм обучения, в особенности на этапе школы, следует различать внешнюю непрерывность, т. е. организационный переход обучения на более высокую ступень, и внутреннюю непрерывность, определяемую соотнесенностью содержания образования на каждой предшествующей и последующей ступенях. Это относится ко всей системе образования.
Подводя итог можно сказать, что важнейшей задачей является обеспечение целевого и содержательного единства учебной деятельности на протяжении процесса образования. А так как образование – непрерывный процесс, растянутый на всю жизнь, речь идет о целевом и содержательном единстве всей системы непрерывного образования.