Приложение МААМ

Педагогические чтения «Актуальность идей К. Д. Ушинского в воспитании современных дошкольников»

Ермолаева Наталия
Педагогические чтения «Актуальность идей К. Д. Ушинского в воспитании современных дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Чему учить детей и как их воспитывать? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. У нас, педагогов, есть большой запас способов воспитания дошкольников, созданных вековыми традициями и полученными в наследие от педагогов прошлого. Так опыт Константина Дмитриевича Ушинского, педагогические находки которого не теряют своей актуальности сегодня, оставаясь на удивление современными и своевременными, на наш взгляд, подходят для решения вопросов воспитания как нельзя лучше.

Научное и творческое наследие К. Д. Ушинского является надёжным помощником в повседневном нелёгком деле воспитания подрастающего поколения. Его идеи в настоящее время нашли отражение в контексте федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Константин Дмитриевич дал ценнейшие советы и обосновал важнейшие дидактические принципы воспитывающего обучения. Эти советы не утратили своего значения и в наше время. Принципы обучения педагоги используют в организации и проведении образовательного процесса.

К. Д. Ушинский особенно и бережно относился к личности ребенка – с любовью, уважительно, терпеливо, умея понимать и прощать, часто называя ребёнка «дитя». Такая теплота пронизывает всё его педагогическое и художественное творчество.

«Ничто не противоречит так природе ребёнка, как засадить его за одну азбуку, не давая ему в это время никаких других занятий, и держать его за этой азбукой по несколько часов. За время занятия дети должны почитать, посчитать, порисовать, пописать, пропеть песенки», - писал педагог. Этот принцип К. Д. Ушинского созвучен с принципами интеграции образовательных областей.

В развитии речи детей дошкольного возраста Константин Дмитриевич придавал большое значение рассказыванию по картинкам, произведениям народного творчества: пословицам, прибауткам и загадкам. Русские пословицы он считал простыми по форме и выражению и глубокими по содержанию произведениями, отразившими взгляды и представления народа - народную мудрость. Загадки доставляют, по его мнению, уму ребенка полезное упражнение, дают повод к интересной живой беседе. Поговорки, прибаутки и скороговорки помогают развить у детей чутье к звуковым краскам родного языка.

В настоящее время мы используем сказки, поговорки, пословицы, загадки, прибаутки, как одну из современных технологий, направленных на развитие речи. Читаем русские народные сказки в обработке К. Д. Ушинского, например, такие как «Репка», «Мужик и медведь», «Колобок», «Волк и козлята», «Петух и собака», «Лиса и кувшин» и т. д., сказки и рассказы собственного сочинения К. Д. Ушинского «Петушок с семьей», «Уточки», «Васька», «Лиса Патрикеевна», «Бодливая корова», «Слепая лошадь», «Ласточка» и т. д. С помощью сказки ребёнок познаёт окружающий мир, учится различать добро и зло. Благополучный конец сказки воспитывает оптимизм в ребёнке, уверенность в преодолении любых трудностей. Сказки с последующим пересказом способствуют развитию мышления и обогащению языка ребёнка. Обсуждая различные ситуации на основе сказок, предлагаем детям придумать свои версии. Малыши с удовольствием продолжают сказки, ищут выход из определенной ситуации. Они любят придумывать сказки и часто с удовольствием разыгрывают эпизоды и рассказывают родителям, товарищам, ведь это-плод их фантазии.

По мнению К. Д. Ушинского самостоятельные мысли вытекают только из самостоятельно приобретенных знаний о тех предметах и явлениях, которые окружают ребенка. Поэтому, необходимым условием самостоятельного понимания ребёнком той или другой мысли является наглядность. Он советовал воспитателям путем простых упражнений развивать у детей способность наблюдать за разными предметами и явлениями, обогащать детей возможно более полными, верными, яркими образами, которые потом становятся элементами их мыслительного процесса.

И сегодня элементарная экспериментальная детская деятельность - одно из требований стандарта.

На прогулке с детьми мы рассматриваем осенние листья. Обращаем внимание, как они качаются на ветках. Собираем листья и приносим их в группу, играем с листьями. Изображаем, как дует осенний, холодный ветер. Или читаем рифмовку. Зимой наблюдаем за снегом: какой снег бывает, что можно сделать из снега, почему снег зимой не тает. Наблюдаем, где быстрее снег тает- на одежде или ладошке.

Учёный разработал ценные указания по улучшению воспитательной работы детских садов, вошедшие в фонд русской дошкольной педагогики второй половины XIX в. Например, во время пребывания детей в детском саду не надо переутомлять их "сидячими занятиями" и формально систематизированными дидактическими играми, надо давать им больше свободного времени для самостоятельной деятельности; следует предоставлять ребенку в детском саду возможность временно уединиться, чтобы он мог проявить свою самостоятельность в том или ином виде деятельности.

Согласно ФГОС мы организовываем предметно - развивающую среду, которая позволяет каждому малышу найти занятие по душе, проверить свои силы, способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками. Также в группах созданы уголки «уединения», где ребёнок может посидеть с любимой игрушкой, подумать, помечтать. Стараемся привлечь детей к оформлению интерьера групп: размещаем их работы, оформляем выставки детского творчества. В холлах оформляем тематические выставки детских работ. Готовясь к утренникам и праздникам, мы стараемся украшать музыкальный зал и группы в соответствии с тематикой праздника.

К. Д. Ушинский отмечал, что в психической жизни ребенка дошкольного возраста большую роль играет воображение. Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребенка, для того чтобы развивать его, необходима особая театральная деятельность.

Доброй традицией нашего детского сада на протяжении долгих лет является проведение театральной недели. Весной каждая возрастная группа готовит постановку спектакля и показывает детям младших групп. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии и воображения. Дети становятся более раскрепощенными, общительными. Малыши учатся смотреть на себя со стороны, изображая разные характеры и поступки: взаимопомощь, поддержку, жадность, хитрость и пр. Театр радует детей, развлекает и развивает их. Именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети. Ведь участие в спектакле предполагает освоение не только содержательной, но и образовательной,эмоциональной стороны речи.

К. Д. Ушинский придавал огромное воспитательно-образовательное значение игре ребёнка. «Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Потому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».

В практике мы предлагаем детям материал для игры и наша задача заботиться о том, чтобы этот материал соответствовал выполнению поставленных задач воспитания. ФГОС предъявляет требования к дошкольному образованию, выделяет игру как основное средство развития познавательных процессов ребёнка. Конечно, мы используем игру как основную форму и метод в работе с воспитанниками, нами составлена картотека разнообразных игр: народных, дидактических, пальчиковых, подвижных, экологических, театрализованных.

Мы, педагоги, учим детей играть, создавая для этого предметно- развивающую среду, которая соответствует своим содержанием возрастным особенностям детей. Опять следуя ФГОС. Так, например, для детей 3 года жизни предлагаем освобождённое, достаточно большое пространство. Дети особенно активно играют на полу, и в поле их зрения должен находиться разнообразный и доступный мир игрушек.

Для детей четвёртого года жизни важны сюжетно- ролевые игры с ярко выраженными функциональными особенностями атрибутов. Достаточно большой объём составляют предметы и атрибуты, обозначающие внешние знаковые роли: кухонная утварь, медицинское оборудование и т. д.

К. Д. Ушинский писал: «Чем меньше ребенок, тем больше времени должен он проводить в игре. Соответственно, в дошкольном возрасте надо стремиться к тому, чтобы ребенок никогда не пресыщался в игре и мог легко прервать ее для работы.».

Огромную роль в развитии и воспитании личности ребенка играют родители и воспитатели, пример их жизни и поведения. «Одна из первейших обязанностей всякого гражданина и отца семейства, — писал Ушинский, — приготовить из своих детей полезных для общества граждан; одно из священных прав человека, рождающегося в мире, — право на правильное и доброе воспитание».

Важнейшими условиями эффективного семейного воспитания являются доброжелательная атмосфера во взаимоотношениях всех членов семьи, единство требований родителей, постоянное участие детей в различных видах трудовой деятельности. С этой целью мы организуем в детском саду консультации, мастер-классы. семинары-практикумы с родителями.

Ушинский К. Д. предъявлял высокие требования к личности детской “садовницы”,называя так воспитателя, он представлял ее “обладающей педагогическим талантом, доброй, кроткой, но в то же время с твердым характером, которая бы по страсти посвятила себя детям этого возраста и, пожалуй, изучила все, что нужно знать для того, чтобы занять их”. Воспитательница, по его мнению, должна происходить из среды народа, обладать лучшими его нравственными качествами, всесторонними знаниями, любить свое дело и детей, служить для них примером, изучать законы психического развития детей, осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку. Данные требования тесно перекликаются с современными требованиями к педагогу дошкольного учреждения.

Творческое наследие К. Д. Ушинского, его идеи выдержали проверку временем и доказали свою жизнеспособность, они постоянно осмысливаются современной педагогической общественностью. Наследие К. Д. Ушинского может стать нашей путеводной звездой в любви к детям, в отношении к профессии воспитателя.

Публикации по теме:

Современные развивающие игры для современных дошкольников Доклад к педагогическому совету «Современные развивающие игры для современных дошкольников.» Развивающие игры cовременного поколения - интеграция.

Фоторепортаж «Рождественские педагогические чтения. День второй»Фоторепортаж «Рождественские педагогические чтения. День второй» Фоторепортаж «Рождественские педагогические чтения. День второй» 17 января в нашем городе Пионерском продолжили свою работу Рождественские.

Фотоотчёт «Рождественские педагогические чтения «Молодёжь: свобода и ответственность»Фотоотчёт «Рождественские педагогические чтения «Молодёжь: свобода и ответственность» Фотоотчёт «Рождественские педагогические чтения «Молодёжь: свобода и ответственность» 17-18 января в нашем городе проходили Рождественские.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические чтения «Актуальность идей К. Д. Ушинского в воспитании современных дошкольников»
Опубликовано: 20 февраля 2025 в 20:35
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогические чтения «Актуальность идей К. Д. Ушинского в воспитании современных дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Ермолаева Наталия (УИ 2150293) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 февраля 2025 суббота
Президент подписал закон о ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и ДНР
23 февраля 2025 воскресенье



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД