Получи документы

Педагогическая технология проектной деятельности в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста

Вера Черепкова
Педагогическая технология проектной деятельности в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЧЕРЕПКОВОЙ ВЕРЫ ВАСИЛЬЕВНЫ

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС, Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей. Огромными возможностями обладает организация и внедрение в педагогическую практику инновационной деятельности для повышения качества образования. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. В соответствии с требованиями закона РФ «Об образовании», положениями «Концепции художественного образования в РФ», а также с существующими проблемами модернизации современного образования, в том числе и художественно-эстетического, возникла необходимость в новых подходах к организации художественно-эстетического развития в ДОУ. Исследования в области социологии, психологии, медицины, педагогики, этнографии свидетельствуют об особой роли искусства в образовании, о его целительной силе и здоровье сберегающем значении в жизни ребенка. Исходя из этого, необходимо выстраивать систему художественно-эстетического воспитания и развития на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Публикация «Педагогическая технология проектной деятельности в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Степень разработанности темы исследования.

Гармоничное вхождение личности в общество обусловлено уровнем развития ее духовно-нравственной культуры, которая во многом зиждется на эстетических ценностях (Б. Т. Лихачев, Б. П. Юсов, А. А. Мелик-Пашаев, Б. М. Неменский, В. И. Волынкин, И. А. Лыкова и др.). Именно поэтому сегодня программы дошкольных образовательных учреждений, в рамках реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования должны быть ориентированы на организацию совместных видов деятельности детей и взрослых, видов деятельности, способствующих развитию мышления, воображения и детского творчества, личностного и художественно-эстетического развития. К таким видам деятельности мы относим художественно-проектную деятельность.

Дошкольный период развития ребенка сензитивен для его художественного развития в изобразительной деятельности, формирования готовности к участию в художественно-проектной деятельности (Л. С. Выготский, Л. А. Парамонова, Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса). Художественное развитие ребенка открывает дополнительные возможности для реализации его творческого потенциала; предполагает образное восприятие мира, «правополушарный» тип мышления, способность к эмоциональной отзывчивости на явления искусства и действительности, возможность воспринимать и оценивать художественное произведение в единстве его содержания и формы, способность выражать свое видение мира, свои мысли, чувства на невербаль-ном языке искусства (Б. Т. Лихачев, Б. П. Юсов, Н. Л. Стариченко и др.).

В работах педагогов, психологов отмечаются огромные потенциальные возможности детей дошкольного возраста в художественно-эстетическом развитии. Однако эти возможности в практической деятельности часто используются недостаточно (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Г. Ананьев, Д. Б. Богоявленская, Н А. Ветлугина, Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Б. П. Юсов, А. А. Мелик-Пашаев,Т. С. Комарова, Г. Г. Григорьева и др.). Развитие личности в определенной деятельности происходит при условии, что личность становится ее субъектом (А. Н. Леонтьев, однако без освоения языка той или иной деятельности невозможно е постижение.

Полноценное художественно-эстетическое развитие дошкольников возможно при условии осуществления комплексного, системного подхода к организации процесса освоения детьми дошкольного возраста основ языка изобразительного искусства (художественных материалов, технических приемов и техник изображения, некоторых закономерностей изображения в различных художественных системах и др.) на доступном для каждого возрастного этапа уровне (Н. Л. Стариченко).

Наиболее эффективно художественное развитие ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его начальной художественной компетентности осуществляется в творческой деятельности, которая лежит в основе не только художественной, но и проектной деятельности (Л. А. Парамонова). Проектная деятельность – это инновационная образовательная технология и средство комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей общества в образовательную систему. Сегодня проектная деятельность является одной из ведущих, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в школе. Следовательно, начальной ступенью, закладывающей основы готовности к активному участию в проектной деятельности ребенка, является этап дошкольного детства. Творческая деятельность как единая основа художественной и проектной деятельности обусловила использование в образовательном процессе совместно этих двух видов деятельности. В последнее время эти два понятия используются в тандеме как художественно-проектная деятельность (В. П. Фалько и др., следовательно, мы можем говорить об интеграции художественной и проектной деятельности в формировании готовности дошкольника к художественно-проектной деятельности. Поскольку проектная деятельность с художественным содержанием решает задачи как художественно-эстетического образования, так и интеллектуального развития ребенка, задачи развития его творческой продуктивной инициативности (Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса, то формирование готовности дошкольника к художественно-проектной деятельности представляется нам особенно важным уже в дошкольном возрасте. Исследовательский характер и игровые формы ее организации позволяют осуществлять проекты с художественным содержанием в непосредственной образовательной деятельности (НОД) и свободное время, интегрировать различные виды художественной деятельности, задействовать широкий спектр социальных партнеров (музеи, библиотеки, другие учреждения дошкольного образования, позволяет формировать партнерское взаимодействие и сотрудничество между различными участниками педагогического процесса, в том числе между детьми и их собственными родителями.

Длительное время задания, направленные на разработку проектов, применялись в учебном процессе школы. Позже методика стала частично применяться для детей дошкольного возраста. В настоящем исследовании рассматривается возможность внедрения проектной деятельности детей дошкольного возраста в ДОУ. Образовательный и воспитательный потенциал проектной деятельности позволяет в рамках учреждений дошкольного образования повышать уровень развития творческой активности у детей дошкольного возраста, развивать у них необходимые навыки и умения для самостоятельного творческого мышления (А. Н. Веракса, Н. Е. Веракса, А. И. Савенков и др.). Это весьма актуально для художественно-эстетического воспитания ребенка, развития способностей к планированию и самоорганизации.

Актуальность исследования определяется:

переосмыслением содержательно-целевых ориентиров в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста с учётом современных социокультурных реалий и субкультуры дошкольников;

ориентацией на методико-технологическое сопровождение художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста и необходимостью разработки вариативных программ эстетической направленности;

поиском современных ресурсов, средств, форм и методов работы с детьми, способствующих накоплению ценностного педагогического опыта по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.

Актуальность изучаемой проблемы обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы «Педагогическая технология проектной деятельности в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста».

Цель исследования: разработать педагогическую технологии проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: образовательный процесс в ДОУ.

Предмет исследования: педагогическая технология проектной деятельности как средство художественно-эстетического развития.

Гипотеза исследования: художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием проектной деятельности будет успешным при следующих педагогических условиях :

1. создание образовательной среды, в которой проектная деятельность выступает как способ организации поэтапной практической деятельности, основанной на возможностях и индивидуальных особенностях ребенка при активном содействии родителей и педагогов;

2. обеспечение условий для выполнения проектов – наличие разнообразных материалов и оборудования в свободном для ребенка доступе, многообразие и вариативность деятельности детей как на занятиях, так и вне их, интерес как главенствующий мотив деятельности;

3. использование следующих методов и приемов обучения:

а) усвоение и соблюдение цепочки последовательных действий;

б) обеспечение стимулирования самодеятельности детей и реализации ими активной созидательной позиции во взаимодействии с окружающей средой;

в) выражение воспитательной позиции педагога по сопровождению творчески ориентированной проектной деятельности детей;

Согласно поставленной цели и сформулированной гипотезе были выдвинуты следующие задачи:

1. Определить сущность педагогической технологии проектной деятельности и ее роль в художественно-эстетическом развитии детей.

2. Разработать педагогическую технологию проектной деятельности для художественно-эстетического развития детей и экспериментально проверить ее эффективность.

3. Провести диагностику уровней художественно-эстетического развития детей до проведения проектной деятельности и после.

Практическая значимость исследования: разработана, научно-обоснована и внедрена целостная система занятий с детьми по художественно-эстетическому развитию с использованием проектной деятельности для

детей старшего дошкольного возраста, а также сформулированы методические рекомендации для педагогов и родителей по использованию

проектной деятельности как средства развития детей старшего

дошкольного возраста.

Теоретико-методологическую основу исследования составили современные положения о становлении базиса культуры личности дошкольника, личностно-ориентированном воспитании, гармонизации системы отношений человека с миром (Л. С. Выготский, Д. А. Леонтьев, А. А. Мелик, Б. М. Неменский, Е. М. Торошилова, А. Н. Утехина); результаты педагогических исследований по формированию у дошкольников художественного вкуса, эстетического осознания прекрасного (Н. А. Вершинина, Н. М. Зубарева, Т. С. Комарова, Р. А. Мирошкина и др., труды по проблеме формирования исследовательской активности детей (С. М. Бондаренко, В. С. Ротенберг, А. И. Савенков и др.); психолого-педагогические концепции развития и формирования творчества в продуктивных видах деятельности (в индивидуальных и коллективных формах) (З. В. Богатеева, П. П. Блонский, Н. А. Ветлугина, И. Л. Гусарова, Т. С. Комарова, Н. М. Конышева, В. С. Кузин, А. Н. Леонтьев, З. В. Лиштван, Л. А. Парамонова, А. В. Петровский, Н. П. Сакулина, О. А. Соломенникова, Е. А. Флерина, Е. Н. Шиянов и др.); исследования проблем философии творчества (А. И. Ильин,Ю. Б. Борев, Ю. Т. Лисица и др.).

Методы исследования:

1. Теоретические (анализ общетеоретических и специальных работ по проблеме исследования)

2. Эмпирические (педагогическое наблюдение, опрос, обобщение и анализ опыта практической работы в ДОУ)

3. Диагностические методы (анкетирование, оценивание результатов деятельности детей, качественная и количественная обработка результатов опытно-экспериментальной работы).

Основные этапы исследования осуществлялись с сентября 2016 года по май 2017 года и состояли из 3 этапов.

Опытно-экспериментальная база исследования: МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Почемучка» № 232 города Саратова. В эксперименте участвовало 14 детей старшей логопедической группы «Знайка» (3 девочки и 11 мальчиков) и 13 детей старшей логопедической группы «Солнышко» (5 девочек и 8 мальчиков).

Структура работы: работа состоит из введения, двух основных разделов, заключения, списка используемых источников и приложений.

Во введении раскрывается актуальность исследования. В первом разделе даются определения основных понятий, раскрывается их сущность, рассматриваются научные, организационные, программно-методические аспекты художественно-эстетического развития детей с использованием проектной деятельности. Второй раздел посвящен описанию новых подходов к развитию художественно-эстетической деятельности в ДОУ, анализу констатирующего этапа эксперимента и анализу и хода и результатов формирующего этапа эксперимента. В заключении приводятся выводы по выпускной квалификационной работе. Список использованной литературы включает 52 наименований книг, статей, нормативных документов. Выпускная квалификационная работа расширена за счет приложений, в которых мы приводим методические разработки. Работа иллюстрирована таблицами и диаграммами.

Объем работы: 90 страниц основного печатного текста компьютерного набора, 21 страница приложения, 52 наименования используемой литературы, 15 таблиц, 2 рисунка.

Эксперимент подтвердил выдвинутую нами гипотезу, что художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием проектной деятельности будет успешным при следующих педагогических условиях :

1. создание образовательной среды, в которой проектная деятельность выступает как способ организации поэтапной практической деятельности, основанной на возможностях и индивидуальных особенностях ребенка при активном содействии родителей и педагогов;

2. обеспечение условий для выполнения проектов – наличие разнообразных материалов и оборудования в свободном для ребенка доступе, многообразие и вариативность деятельности детей как на занятиях, так и вне их, интерес как главенствующий мотив деятельности;

3. использование следующих методов и приемов обучения:

а) усвоение и соблюдение цепочки последовательных действий;

б) обеспечение стимулирования самодеятельности детей и реализации ими активной созидательной позиции во взаимодействии с окружающей средой;

в) выражение воспитательной позиции педагога по сопровождению творчески ориентированной проектной деятельности детей;

Таким образом, для формирования художественно-эстетических качеств целесообразно использовать специально разработанную педагогическую технологию проектной деятельности с учетом психолого-педагогических условий организации воспитания, оснащенную программно-дидактическим материалами. Практическая ценность нашего исследования представляет прямой интерес для педагогов дошкольного образования, и может быть применено в непосредственной педагогической практике в ДОУ любого вида и направленности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Боровлева А. В. Проектный метод – как средство повышения качества образования // Управление ДОУ. – 2006. - №7.

Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. – 2003. – №6. – С. 57-67.

Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М. : Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.

Публикации по теме:

Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста В наше время использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой.

Методы артпедагогики в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Человечество не стоит на месте, а ищет новые пути развития, совершенства. Детский сад является зеркалом общества, и поэтому появляются все.

Народное декоративно-прикладное искусство и его роль в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста (Консультация для родителей) Уважаемые родители! Давайте подумаем, что мы вкладываем в понятие эстетическое развитие личности ребенка.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Художественно-эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности «Удивительный мир песка»Художественно-эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности «Удивительный мир песка» У большинства детей второй младшей группы на начало учебного года была снижена познавательная активность, слабо развита мелкая моторика.

Мастер-класс для родителей и детей «Использование нетрадиционных приемов в художественно-эстетическом развитии детей»Мастер-класс для родителей и детей «Использование нетрадиционных приемов в художественно-эстетическом развитии детей» Вчера 19 мая мы в нашей группе провели необычное собрание- мастер-класс по нетрадиционным приемам в рисовании. Не обошлось и без вашей помощи,.

План по самообразованию «Художественно-эстетическое развитие детей посредством синтеза искусств и проектной деятельности»План по самообразованию «Художественно-эстетическое развитие детей посредством синтеза искусств и проектной деятельности» План по самообразованию «Художественно-эстетическое развитие детей через синтез искусств и проектную деятельность» Актуальность: Третья.

Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне.

Технология проектной деятельности в детском саду. Консультация для воспитателей Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности В связи с вступлением в силу приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Педагогическая технология проектной деятельности в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста
Опубликовано: 20 марта 2022 в 15:50
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическая технология проектной деятельности в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Вера Черепкова (УИ 362449) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД