Лучший педагог года

Педагогическая технология по мелкой моторике (часть 1)

Антонина Осинцева
Педагогическая технология по мелкой моторике (часть 1)
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска «Детский сад №484 комбинированного вида»

630112, г. Новосибирск; ул. Селезнева 48 а

Телефон 224-02-13; факс 224-55-44

Е-mail : mdou484@mail.ru; https://ds-484nsk.caduk.ru

Педагогическая технология

«Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста

с нарушением речи»

Осинцева Антонина Петровна,

учитель – логопед первой

квалификационной категории

Новосибирск, 2015

Публикация «Педагогическая технология по мелкой моторике (часть 1)» размещена в разделах

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

В. А. Сухомлинский

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, особый возраст, когда происходят значительные изменения во всех сферах деятельности ребенка. Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в этот период, является подготовка к школе. Ко времени, когда ребенок пойдет в школу, должен быть сформирован необходимый навык - развитие точных движений, потому что техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. И поэтому уровень развития мелкой моторики является важным показателем готовности к школьному обучению.

Мелкая моторика – это высокое дифференцированное движение пальцев рук с определенной амплитудой и силой (А. С. Большакова, А. В. Филиппова). В психическом развитии ребенка очень многое определяется тем, насколько он управляет своими руками. Это сложная зависимость: развитие центральной нервной системы позволяет ребенку соотнести то, что он видит и слышит, с направлением и траекторией движения, которые он осуществляет, а совершенствование движений рук ускоряет развитие речевого центра головного мозга и, следовательно, способствует умению говорить.

Наблюдая за детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи и с задержкой психического развития в разных видах деятельности, я обратила внимание на слабое развитие мелкой моторики рук, недостаточную сформированность навыков зрительно-моторной координации, произвольного внимания, мышления, зрительной памяти, пространственной ориентировки детей на листе бумаги и в окружающем пространстве. Там, где требовалось использование точных, координированных движений кистей и пальцев дети со слабо развитой моторикой рук испытывали затруднения. Мелкая моторика рук непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка.

Изучив литературу по данной проблеме, я выяснила, что исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков под руководством М. М. Кольцовой была подтверждена связь между речевой и мелкой моторикой. Ими было установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе проведения исследования большого количества детей Фоминой Л. Ф. была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Отставание в развитии мелкой моторики у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие продуктивной и игровой деятельности.

Вышеуказанные авторы подтверждают тот факт, что тренировка движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка, особенно для развития речи. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движение пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, что позволяет использовать более сохранную функцию для коррекции нарушений другой, то при наличии речевого дефекта у ребенка на тренировку его пальцев в дошкольном возрасте необходимо обратить особое внимание.

Актуальность данной проблемы состоит в том, что именно в дошкольном возрасте через развитие мелкой моторики рук детей, возможно более эффективно достичь результатов по формированию речевых процессов у детей с нарушением речи и подготовить руку к письму. В последнее время появилось много работ, посвященных изучению процесса формирования мелкой моторики у дошкольников при подготовке к школьному обучению. Но, несмотря на возросший интерес к проблеме отсутствуют методики по формированию готовности руки к овладению навыками письма в специализированных дошкольных учреждениях. Это дает основание считать тему актуальной в области коррекционной педагогики.

Для более углубленного изучения развития мелкой моторики рук в старшей логопедической группе было проведено обследование детей, с помощью которого было определено, насколько развита у детей мелкая моторика, согласованы движения пальцев, как они могут управлять своей двигательной активностью, тормозить ее, сосредотачивать внимание. Обследование проводилось по следующим методикам: «Дорожки» А. Л. Венгера, «Домик» Н. И. Гуткиной, «Графический диктант» Д. Б. Эльконина, «Монометрический текст» (Приложение № 1) :

При анализе и оценке полученных данных, с учетом наблюдения за детьми в ходе выполнения заданий было установлено, что у детей присутствовала недостаточная переключаемость движений, двигательная неловкость, не сформировано произвольное пространственное восприятие, внимание, зрительно-моторная координация. Большинство детей - 78 % детей имели низкий уровень развития мелкой моторики, 22 % - ниже среднего (Приложение 2). Обследование детей еще раз подтвердило актуальность проблемы и у детей нашей старшей логопедической группы. Была необходима целенаправленная, систематическая работа по развитию мелкой моторики рук.

Поэтому мною была разработана педагогическая технология «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи».

Цель технологии : развитие и совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи, направленное на формирование готовности к овладению навыками письма.

Задачи:

1. Развивать у детей точность и согласованность движений кистей и пальцев рук, формировать произвольность движений.

2. Развивать чувства ритма, умения согласовывать темп и ритм движений, слово и жест.

3. Формировать умения пространственной ориентировки детей в собственном теле, окружающем пространстве и на листе бумаги.

4. Развить графические умения, подготавливать руку к письму.

5. Совершенствовать психические процессы.

6. Преодолевать речевое недоразвитие у детей.

Для успешной реализации технологии были созданы условия: предметно – развивающая среда в кабинете логопеда и группе, которая позволила реализовать поставленные задачи. В уголке по развитию мелкой моторики представлен широкий выбор пособий: массажные мячи, эспандеры, каучуковые мячики, прищепки, бусы, трафареты, мозаики, мелкие игрушки, шнуровки, клубки ниток, счетные палочки, природный материал, раскраски, карандаши, мелки, пластилин, бумага для поделок, методические пособия: картотеки пальчиковых игр и упражнений, упражнений по развитию графических навыков, рекомендации для родителей. Для развития психических процессов есть достаточное количество настольных игр. Также есть уголок театрализованной деятельности, в котором представлены разные виды театра. Большой выбор пособий вызывал интерес у детей, а их смена поддерживала внимание детей, вовлекая в коррекционную работу.

Полученные данные об особенностях развития мелкой моторики у детей с нарушением речи определили основные направления коррекционно-развивающей работы, осуществляемой в условиях специальной логопедической группы.

Для успешной реализации технологии по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с нарушением речи я включила три блока, тесно взаимосвязанные и взаимозависимые между собой:

1. Коррекционная работа с детьми.

2. Взаимосвязь со специалистами дошкольного учреждения.

3. Работа с родителями

Коррекционную работу по развитию мелкой моторики рук мы проводили на всех видах занятий: индивидуальных, подгрупповых, групповых, в разных видах деятельности, включила в рекомендации специалистам детского сада и родителям.

Первый этап – работа с детьми 5-6 лет. Его цель: развитие мелких мышц кистей и пальцев рук, точности движений, произвольного внимания и памяти, ориентации в собственном теле и пространстве, преодоление речевого недоразвития у детей. Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, были использованы следующие формы работы:

• Пальчиковый тренинг, включающий: игровой самомассаж рук,

пальчиковую гимнастику с речевым сопровождением и без речевого сопровождения

• различные виды театра;

• предметная деятельность (игры с бумагой, пластилином, тестом, рисование, игры с мелкими предметами)

• конструктивная деятельность (мозаика, конструкторы, шнуровки, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, складывание матрешек);

• игры на развитие тактильного восприятия.

Пальчиковый тренинг разнообразный, динамичный, включает в себя игровой самомассаж, пальчиковые игры. Проводился в хорошем темпе, с веселым настроением, продолжительностью 3-5 минут включался в индивидуальную работу и в рекомендации для родителей.

Игровой самомассаж рук стал эффективным средством повышения иммунитета, совершенствования психических функций, зрительно-моторной координации, развития речевой сферы, способствовал освобождению негативной энергии, снижению двигательной и эмоциональной расторможенности. Работоспособность утомленной мышцы восстанавливалась быстрее под влиянием самомассажа. Веселые стихи, обыгрывающие массажные движения, их простота и доступность, возможность использования различных предметов (прищепок, грецкого ореха, шестигранного карандаша, в различной обстановке и в любое время, способствовали изменению позиции ребенка из пассивного наблюдателя в активного, а это гарантия успеха коррекционной работы.

Важное значение в работе по развитию мелкой моторики имели пальчиковые игры и упражнения, в которых отрабатывались статические и динамические движения. Пальчиковые игры очень эмоциональны и увлекательны. В них активно использовала игровую мотивацию, которая повышала интерес детей к занятиям. Мы использовали в работе с детьми пальчиковые игры с речевым сопровождением и без него. Стихи, сопровождающие упражнения – это основа, на которой формировалось и совершенствовалось чувство ритма. Дети слышали рифму, ударение, делили слова на слоги. Чувство ритма важно при обучении письму – для правильной выработки ровного почерка, для запоминания стихов, для предупреждения нарушений письма. Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают у детей пальчиковые игры на бумаге. Игры с пальчиками создавали благоприятный эмоциональный фон, учили детей концентрировать свое внимание и правильно его распределять, развивали память, так как нужно запоминать определенное положение рук и последовательность движений, оказывали благоприятное влияние на развитие речи. Кисти рук приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений, что в дальнейшем облегчило приобретение графических навыков. Каждое занятие по подготовке к письму начинала с пальчиковой игры, чтобы размять пальчики, активизировать моторику для успешного выполнения детьми разнообразных графических упражнений.

Для развития ручной умелости, а также творчества, артистизма у детей, используются различные виды инсценирования. С помощью пальчикового театра мы инсценировали сказки «Колобок», «Теремок», «Репку» и т. д. Соответствующими движениями кисти или пальцами руки дети имитируют движение персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы. Это способствовало хорошей тренировке кистей и пальцев рук, пробуждало положительное эмоциональное отношение к игре, развивало фантазию детей.

Игры с крупами, бусами, мелкими предметами, семенами растений, оказали положительное воздействие на развитие тактильной чувствительности. Во время этих игр развивалась мелкая моторика, укреплялась мускулатура пальцев, вырабатывались тонкие движения руки и пальцев, т. е. развивалась ручная умелость. Детям сортировали, угадывали с закрытыми глазами, катали между пальцами, выкладывали силуэты предметов из семян. Точность и ловкость движений пальцев дети отрабатывали, собирая бусы. Нанизывая бусы, ребенок учился по-разному складывать пальцы в зависимости от того, какой формы и толщины бусинку ему приходится брать: тремя или двумя пальцами. Работа по изготовлению и собиранию бус требовала сенсорно-двигательной координации, настойчивости, т. е качеств, необходимых письму. Живой интерес у детей вызывала постройка из счетных палочек, спичек, выполнение которых требовало от детей аккуратности и точности движений.

Оказывается, можно рисовать не только кисточкой, карандашами, мелом, но и пальчиками, косточками, камешками, ракушками, пуговицами, веревочками. Волшебные превращения этих материалов в картинки радуют детей. Рисование различными материалами требовало от детей различной степени нажима: при рисовании карандашом работали мышцы кисти руки, а при рисовании мелом - вся рука до предплечья. Это тоже способствовало развитию ручной умелости. Раскрашивание способствовало усвоению детьми гигиенических правил письма. Вместе с тем, оно было средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. При выполнении работы по раскрашиванию рука проделывала те же манипуляции, что и письме. В работе с детьми я использовала готовые книжки-раскраски с различными заданиями, трафареты и лекала, по которым дети самостоятельно обводили предметы и фигуры.

К пяти годам возможность точных, произвольных направленных движений возрастает, поэтому детям предлагалось выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений и кистей рук. Это разные виды плетения из бумаги, оригами. Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Для детей старшей группы это было трудно, требовало скоординированности движений. В свободное время детям предлагалось сделать различные поделки, для этого в группе организован центр конструирования и ручного труда «Очумелые ручки».

Использование шнуровок, плоских и объемных, предметных и сюжетных способствовали тренировке сенсомоторной координации движений, развивали ориентировку в пространстве, произвольное внимание, способствовали развитию речи, косвенно готовили руку ребенка к письму и развивали усидчивость.

В работе с детьми мы использовали и предметы домашнего обихода: прищепки, решетки для раковин, крышки от пластиковых бутылок, бельевой шнур. Многократное повторение движения сжимания и разжимания прищепок с усилием давало отличную тренировку пальчикам рук. Прикрепляя прищепки к полоскам разного материала, группируя и складывая их в ритмический рисунок, мы вырабатывали у детей чувство ритма. Хорошая тренировка для рук сматывание нитей в клубок, завинчивание крышек на бутылки.

Большой популярностью у детей пользовались мозаики, пазлы, работа с которыми также способствовала развитию моторной умелости и совершенствованию конструктивных навыков. Во время игры с мозаикой дети манипулировали деталями, поворачивая и прикладывая их друг к другу, складывая из частей целое изображение. Они проявляли сообразительность, наблюдательность, терпение.

Овладение детьми навыками самообслуживания (завязывание бантиков, плетение косичек, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков) также оказалось эффективным в работе по развитию мелкой моторики рук.

Игры на развитие тактильного восприятия типа «Чудесный мешочек» оказались эффективными в работе по развитию мелкой моторики рук. Азбука, изготовленная из бархатной и мелкой наждачной бумагой, стала тактильным раздражителем и тренировала мелкую моторику.

В результате систематической работы с детьми по развитию мелкой моторики увеличился объем и темп движений пальцев рук, исчезла двигательная неловкость, улучшилась переключаемость движений и изолированное движение пальцев рук, сформировано пространственное восприятие. Это подтвердили результаты промежуточной диагностики: 73% дети имели средний уровень развития, 27% составляли дети с уровнем выше среднего, т. е видна положительная динамика. (Приложение № 3)

Публикации по теме:

Дидактическая игрушка для использования на занятиях по мелкой моторике «Зайка Помогай-ка»Дидактическая игрушка для использования на занятиях по мелкой моторике «Зайка Помогай-ка» Дидактическая игрушка для использования на занятиях по мелкой моторике. Цель: Развивать память, мышление, внимание, интеллект, речевую деятельность,.

Групповые занятия педагога-психолога по развитию мелкой моторики рук. Лепка из пластилина «Дружба крепкая не сломается»Групповые занятия педагога-психолога по развитию мелкой моторики рук. Лепка из пластилина «Дружба крепкая не сломается» Дружбу надо растить, как хрупкий и нежный цветок. «По ливать» мыслями о друге, «удобрять» достойными поступками. Каким должен быть друг?.

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию мелкой моторике «Сюрприз от Смешариков» Конспект занятия по развитию мелкой моторики в подготовительной группе. «Сюрприз от смешариков» Воспитатель: Волегова Е. А. Программные задачи:.

Консультация для педагогов «Что такое педагогическая технология», «Что такое здоровьесберегающая технология» Педагогической технологией – называют направление педагогики, цель которого – повышение эффективности образовательного процесса, гарантированное.

Метод проектов-инновационная педагогическая технология В своей работе я использую одну из новых наиболее эффективных инновационных технологий в системе современного дошкольного образования.

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология Дошкольное образование в России претерпевает коренные изменения. Переоценка его концептуальных основ, переосмысление целей, задач, содержания.

Эссе «Моя педагогическая технология» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №3 с. Бехтеевка» Корочанского района Белгородской.

Педагогическая технология социализации дошкольника «Клубный час» Педагогическая технология «Клубный час» заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию детского сада,.

Психолого-педагогическая технология к аттестации на I квалификационную категорию Актуальность и целесообразность здоровьесберегающей технологии Появившееся в последние годы понятие «здоровьесберегающие технологии» предполагает.

Статья «Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология» В настоящее время традиционное образование заменяется продуктивным обучением, нацеленным не только на развитие креативных способностей дошкольников,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Педагогическая технология по мелкой моторике (часть 1)
Опубликовано: 2 августа 2016 в 10:03
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическая технология по мелкой моторике (часть 1)» (включая файлы) размещена пользователем Антонина Осинцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД