Елена Николаенко
Педагогическая технология использования художественной литературы для развития ФЭМП у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — создание условий для развития его ума, формирования таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Многими учеными подчеркивается значение дошкольного возраста для интеллектуального развития человека, так как около 60% способностей к переработке информации формируется у детей к 5-6 годам. Однако это не означает, что нужно стремиться вложить в голову ребенка как можно больше знаний, сведений, информации. Значительно важнее научить дошкольника мыслить, развивать самостоятельность, независимость суждений и оценок. Нужно не только научить воспроизводить знания, а помочь находить наиболее адекватный путь решения, объяснять свой выбор, устанавливать зависимости.
Публикация «Педагогическая технология использования художественной литературы для развития ФЭМП у дошкольников» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Как указывает ряд исследователей (Н. Г. Белоус, Л. И. Божович, Н. И. Непомнящая, Л. С. Славина, А. А. Смоленцева, А. А. Столяр, Т. В. Тарунтаева, Г. И. Щукина и др., система обучения, сложившаяся в детских дошкольных учреждениях, недостаточно ориентирована на развитие познавательных интересов и интеллектуальных умений детей в процессе изучения математики, что приводит к потере интереса, безразличному отношению к учению уже в дошкольном возрасте и отрицательно влияет на весь ход развития личности.
В то же время в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования подчеркивается, что образовательный процесс должен происходить на адекватных возрасту формах работы с детьми; должен строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; должен предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования и др.
Все это подтверждает чрезвычайную актуальность проблемы поиска адекватного содержания, способов и средств математического развития дошкольников.
Усвоение элементарных математических представлений должно происходить непринужденно для детей, поэтому математику лучше преподносить на знакомом им материале, например с помощью сказок и других литературных произведений, так как это облегчит процесс обучения, заинтересует детей. Дети сами не замечают, как в их мысли проникают понятия, в том числе и математические.
Целью педагогической деятельности является создание условий для развития математических способностей у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы.
Для достижения цели были обозначены следующие задачи:
1. Выработать у детей интерес к самому процессу познавательной деятельности;
2. Способствовать самостоятельному нахождению способов решения познавательных задач; стремлению к достижению познавательной цели;
3. Учить устанавливать временные отношения, порядковому и количественному счёту, определять пространственное расположение предметов;
4. Воспитывать у детей любознательность, инициативность.
Обнаруженное противоречие явилось фактором разработки структуры познавательной деятельности по развитию математических способностей дошкольников посредством использования в непосредственно образовательной деятельности художественной литературы.
Внедрение технологии в образовательный процесс осуществлялось поэтапно:
1 этап - диагностирование детей.
2 этап - разработка и внедрение технологии.
3 этап - рефлексия эффективности внедренной технологии.
Система работы по развитию математических способностей у дошкольников с включением в непосредственно образовательную деятельность художественной литературы предполагает 2 направления:
1. работа с детьми;
2. работа с родителями.
Работа с детьми.
В группе были созданы соответствующие условия для формирования элементарных математических представлений посредством художественной литературы. Работа в создании предметно- развивающей среды была начата с организации центра занимательной математики. Этот центр пополнился материалами отражающими интеграцию с другими видами детской деятельности в детском саду. Это и различные художественные произведения, на основе которых дети могли бы составлять и решать задачи, сочинять математические сказки, появилось много дидактических игр, творческие работы детей.
Формы работы с детьми:
• непосредственно образовательная деятельность;
• игровая деятельность;
• математические праздники и досуги.
Основной формой работы с детьми является тематическая непосредственно образовательная деятельность. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний по математике.
В системе работы используются разнообразные литературные средства (сказки, истории, стихотворения, пословицы, поговорки). Это своего рода интеграция художественного слова и математического содержания.
Для достижения ожидаемого результата придерживались определенной структуры непосредственно образовательной деятельности, например:
- Логическая разминка
- Основное содержание непосредственно образовательной деятельности – изучение нового материала
- Физминутка, пальчиковая гимнастика
- Закрепление нового материала
- Развивающая игра, рисование, шнуровка
В работе подбирались такие приемы, которые стимулируют интерес к математике:
1. Сказки, уже со знакомым детям сюжетом.
2. Пальчиковые гимнастики с использованием сказочных персонажей илисказочным сюжетом в начале деятельности.
3. Физкультминутки, которые подходили под тематику. Если деятельностьбыла подвижной, то физкультминутку не проводили или же подбиралиболее спокойные задания, например гимнастику для глаз, артикуляционногоаппарата и др.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ
Традиционные:
• дидактические игры,
• логические игры,
• решение математических задач
Инновационные:
• моделирование,
• математические сказки.
В дидактических целях часто используются произведения, в названии которых присутствуют указания на числа (например, «Двенадцать месяцев», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка» и т. п.). «Колобок» познакомит с порядковым счётом, «Теремок» и «Репка» помогут запомнить количественный и порядковый счёт, да ещё и основы арифметических
Задачи со сказочным сюжетом помогают увязать приобретенные знания с окружающей действительностью, позволяет применять их прирешении различных жизненных проблем, своим конкретным содержаниемспособствуют формированию более глубоких и ясных представлений очислах и смысле производимых над ними действий.
Например: «Красная Шапочка принесла бабушке пирожки с мясом и грибами. С мясом было 3 пирожка, а с грибами — 2. сколько всего пирожков принесла девочка своей бабушке?».
Сюжет, образы персонажей, «мелодика» языка произведения (художественный аспект) и «математическая интрига» представляют собой единое целое.
Сказка проникает и в другие виды математической деятельности детей. Например, используется и такой вид сказочного перевоплощения как путешествия в ходе непосредственной образовательной деятельности, досугов, конкурсов, К В Н. Такие путешествия включают в себя ряд заданий, объединенных одной темой или одной программной задачей.
Не меньшую роль в развитии элементарных математических представлений играют потешки, считалки, небылицы,загадки и другие формы устного народного творчества, которые развлекают детей и поддерживают эмоциональный настрой. Ненавязчиво они учат ребенка считать, сравнивать и обобщать.
Использование сказочных сюжетов на занятиях, в досугах и играх по формированию математических представлений в условиях педагогического исследования способствовало повышению настроения детей, эмоционального ритма, поисковой деятельности.
Не менее важным условием формирования элементарных математических представлений у детей является активное участие в образовательном процессе родителей.
Чтобы родителей сделать действительно равно ответственными участниками воспитательно – образовательного процесса, были поставлены цели –
- Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
- Установление доверительных и партнёрских отношений с родителями.
- Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Для реализации целей использовались активные методы и формы работы:
-родительские собрания;
- индивидуальные и общие консультации;
- беседы с детьми и родителями;
-занятия с участием родителей;
-семинары- практикумы;
-выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
-организация совместных праздников и досугов;
-оформление фото- монтажей;
-совместное создание предметно – развивающей среды.
Родительские собрания проводились в нетрадиционной форме. Начинаются собрания с приветствия благодарности за детей, которых доверили воспитывать. Используются психологические игры, например, «будем дружить», которые объединяют всех взрослых. Такие игры снимают психологическое напряжение и помогают родителям совместно обсуждать ситуацию или какой – либо вопрос в течении собрания. К собранию готовится выставка детских работ или фото- стенд, где используются фотографии семейных альбомов, жизни группы.
Таким образом, исследование показало, что математический материал на основе сказочных сюжетов, включенный в содержание плана работы в рамках целостного, систематического процесса, является эффективным средством математического развития детей дошкольного возраста
Библиографический список
1. Большунова Н. Я. Место сказки в дошкольном образовании//Вопросы психологии. 2002. - №2. С. 76-81
2. Гальперин П. Я., Георгиев Л. С. Психологические вопросы формирования начальных математических понятий у детей. \"Доклады АПН РСФСР. 1961. - N 1.
3. Данилова В. В., Рихтерман Т. Д., Михайлова З. А. и др. Обучение математике в детском саду. - М. : Академ А, 1997.
4. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях / Сост. В. В. Данилова. - М. : Педагогика, 1987.
5. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой. М., 1987.
6. Формирование элементарных математических представлений удошкольников / Под ред. А. А. Столяра. - М. : Просвещение, 1988.
7. Шаталова Е. В. Развитие количественных представлений у детейдошкольного возраста посредством использования малых фольклорныхжанров//Дошкольное воспитание и образование. 2007. - №9. С12-17.
8. Щербакова, Е. И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова. М. : Издательский центр Академия, 2004.