Сайян Гаяне
Педагогическая технология «Блоки Дьенеша»
▼ Скачать + Заказать документы
Меня заинтересовали логические блоки Дьенеша, потому что современные требования к развивающему обучению диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности.
Геометрические блоки Дьениша – это познавательный материал, который в полной мере отвечает этим требованиям.
Автор метода Золтан Дьенеш (1916—2014 гг.) — венгерский математик, психолог, преподаватель.
Золтан с ранних лет очень любил математику, она казалась ему довольно интересной и легко ему давалась. В 23 года он уже стал обладателем докторской степени.
Публикация «Педагогическая технология „Блоки Дьенеша“» размещена в разделах
С годами он решил создать что-то свое, в чем можно проще донести математические учения до своих маленьких деток, которые ходили к нему на занятия.
Отсюда и появляются различные логические игры и упражнения, которые должны не только научить малыша, но и еще больше его заинтересовать в дальнейших занятиях. К этому он стремился больше. Он хотел, чтобы дети хотели заниматься математикой сами и играли вновь и вновь.
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
б) трёх цветов (красный, синий, желтый);
в) двух размеров (большой, маленький);
г) двух видов толщины (толстый, тонкий).
Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками:
формой, цветом, размером, толщиной.
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры
В играх с логическими фигурами используются карточки с символами свойств. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием свойств, например: не красный.
Дети знакомятся с блоками Дьенеша путём обследования. Самостоятельно в свободной форме изучают их в виде игры.
После этого, мы учим находить блоки по одному признаку.
Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.
После того как ребенок находит свободно блоки по одному признаку, мы учим находить блоки по двум признакам.
Для игровой формы с детьми можно использовать карточки –схемы, с помощью которых детям очень легко ориентироваться в блоках.
На любом этапе изучения признаков, новый признак можно добавлять только когда ребенок свободно ориентируется в блоках по пройденным признакам.
Я предлагаю вам найти блок по трем признакам.
Многоэтажный дом обозначает, признак большого размера блока.
Одноэтажный дом с одним окном, признак маленького размера блока.
Внимательно посмотрите на закодированную карточку, расшифруйте ее, покажите соответствующий блок (показ карточек - приложение
Так же используем для работы карточки схемы, дети в игровой форме, быстрее ориентируются в признаках.
После того как дети усвоили все три признака и легко в них ориентируется, добавляем признак толщину. Человек изображенный на карточке, обозначает признак толщины. Если человек изображен толстый, то и блок нам нужен толстый. Если человек изображен тонкий, то и блок нам нужен будет тонкий.
Когда дети легко ориентируются во всех 4 признаках, тогда мы можем добавить карточки отрицание.
Не толстый.
Вот мы с вами и познакомились со всеми признаками.
В обычной жизни нам часто приходиться оказывать помощь родным, друзьям, просто прохожим. Стремление прийти на помощь, доброта, ум, внимательность к людям - это достоинство человека. Сейчас я предлагаю вам стать «спасателями». К несчастью, в жизни бывают чрезвычайные ситуации, бедствия.
Задача «спасателей» (т. е. ваша задача) - подготовить транспорт к выезду в район бедствия. Выложите из блоков Дьенеша транспорт по схемам (приложение 2).
Теперь вам необходимо доставить «ценные грузы» (блоки) из п. Сява в г. Нижний Новгород. В пути с «грузами» происходят изменения. Например, если груз был большой, то может стать маленьким. Изменения цвета и формы происходит по часовой стрелки (один шаг) (приложение 3).
Ценный груз- большой, желтый толстый, круг.
Следующая задача «спасателей» доставить «ценный груз» с продовольствием в один из районов пострадавшего от наводнения. Перед вами карта. Проложите путь своими блоками, избегая «клеток ловушек», следуя указаниям знаков символов, которые могут запретить проход определённых символов (приложение 4).
Вы успешно прошли испытания и можете достойно носить звание «Спасатели».
Рефлексия: Какие трудности вы испытали выполняя задания?
Игры с логическими блоками у детей вызывают живой интерес. А вам интересно было играть?
А как вы считаете, какими мыслительными операциями овладевают дети в подобных играх?
Так незаметно, в игре дети овладевают и сложными мыслительными операциями и получают знания элементарных математических представлений.
Методика Дьенеша на основе логических блоков постепенно готовит детей к решению более сложных логических задач, возбуждает у ребенка живой интерес к обучению, расширяет его словарный запас и способствует интеллектуальному развитию ребенка.
В заключении я хотела бы попросить оценить свой мастер класс.
Если вам понравился мой мастер класс и вы будете использовать в работе со своими детьми то возьмите красную бабочку и посадите её на поляну.
Если вам понравился мастер класс, но вы не будете использовать в своей работе, то возьмите желтую бабочку.
Если вам не понравился мастер класс, тогда возьмите синюю бабочку.