Олеся Делиу
Формирование ценностного отношения к родному краю у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Актуальность исследования.
В последние десятилетия формирование ценностного отношения к родному краю у подрастающего поколения является одной из основных проблем современного российского образования. Поскольку образование представляет собой целостную систему, и дошкольное образование считается первой ступенью этой системы, задача патриотического воспитания ставится уже в дошкольной образовательной организации.
Публикация «Формирование ценностного отношения к родному краю у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г., провозглашает одним из принципов дошкольного образования «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства»[17].
Кроме этого, ФГОС выделяет пять основных линий развития ребёнка-дошкольника - пять образовательных областей, одна из них «Социально-коммуникативное развитие», предполагает усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, формирование принадлежности к семье, обществу взрослых и сверстников. Другая образовательная область «Познавательное развитие» включает в содержание образовательной деятельности формирование у дошкольников первичных представлений о малой Родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и культуре.
Таким образом, работа по приобщению детей к родной истории, культуре, традициям должна быть организована в условиях современной дошкольной образовательной организации.
Формированию нравственных ценностей у детей, ознакомлению их с историей и традициями народа придавал огромное значение в своей педагогике К. Д. Ушинский. Процесс ознакомления детей с историей и традициями народа, по его мнению, должен быть неразрывно связан с умственным и трудовым воспитанием детей[28].
Отечественная дошкольная педагогика в 40-60г. XX века особое внимание обращала на проблему формирования у детей основ коллективизма, патриотизма, интернационализма. Так, ещё в советское время под руководством Н. К. Крупской была разработана концепция воспитания, основанная на развитии у детей коллективизма, трудолюбия, любви к Родине. Основное внимание уделялось организации коллективных форм жизни детей с учетом возрастных и личностных особенностей каждого ребенка. В дальнейшем направления воспитания сохранились, но акценты и наполняемость ее компонентов претерпели изменения: больше стали выделять общественный характер воспитания, коллективизм и воспитание «для коллектива, через коллектив».
В 50 — 80-е гг. XX в. были проведены целенаправленные исследования в области воспитания дошкольников. Их возглавляли видные ученые, специалисты в области дошкольной педагогики : Р. И. Жуковская, Ф. С. Левин-Щирина, Д. В. Менджерицкая, В. Г. Нечаева, Е. И. Радина, Л. А. Пеньевская, Т. А. Маркова, А. П. Усова, З. Н. Борисова и позже — А. В. Булатова, В. Я. Воронова, В. В. Кондратова, Р. С. Буре, С. А. Козлова, Г. Н. Година, А. М. Виноградова, Н. Ф. Виноградова, А. Д. Шатова, Л. В. Загик, Д. О. Дзинтере, М. И. Богомолова, Э. К. Суслова, Д. В. Сергеева, Н. Б. Мчедлидзе, А. А. Анциферова, Л. В. Артемова, Т. И. Бабаева и др. В исследованиях ученые обращают внимание на отечественное наследие, историю и культуру нашей Родины, что обеспечивает условия для воспитания у подрастающего поколения уважительного отношения к гражданам, гордости за нашу страну.
В наше время ведущие исследователи проблем социального воспитания детей дошкольного возраста полагают, что формирование у дошкольников эмоционально-положительного отношения к взрослым и сверстникам, воспитание у детей любви к Родине, гуманных чувств и отношений к людям, природе, окружающему миру, воспитание ценностных личностных качеств, формирование основ общей культуры - являются основными направлениями деятельности дошкольной образовательной организации.
В частности, вопросам нравственно-патриотического воспитания детей посвящены работы Е. Ю. Александровой, Е. П. Гордеевой, М. П. Постниковой, Н. В. Алёшиной, О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой, С. А. Козловой, М. Ю. Новицкой, Р. С. Буре, И. Ф. Мулько, Н. А. Архиповой-Пискарёвой и многих других исследователей.
В данной работе рассматривается вопрос о формировании ценностного отношения к родному краю у детей старшего дошкольного возраста. Можно выделить две основные причины выбора данного предмета исследованиия. Во-первых, ценностное отношение к родному краю у старших дошкольников является важной составляющей личности и должно стать важным компонентом первой ступени образования человека – дошкольного образования. В этот период и закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.
Во-вторых, поскольку речь идёт о детях старшего дошкольного возраста, то следует отметить тот важный факт, что на этом этапе появляется ряд личностных новообразований, которые дают ребёнку возможность оценивать происходящее с нравственной точки зрения, причём могут оцениваться не только поступки окружающих, но и свои собственные. Одно из таких важных новообразований, о котором говорил ещё Л. С. Выготский, это произвольность всех психических процессов[7]. У старших дошкольников интенсивно развивается эмоционально-личностная сфера, происходит становление нравственной позиции, формируется отношение к себе не только как к физическому, но и к духовному и общественному существу. Также у старших дошкольников появляется способность к абстрагированию и обобщению, возникает оценка событий с точки зрения временных рамок (прошлое, настоящее, будущее).
Исходя из вышесказанного, возникает проблема формирования ценностного отношения к родному краю у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирование ценностного отношения к родному краю у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: разработать и экспериментально проверить содержание, формы и методы работы по формированию ценностного отношения к родному краю у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную и методическую литературу по формирования ценностного отношения к родному краю у детей старшего дошкольного возраста.
2. Проанализировать региональную научно-методическую литературу по проблеме приобщения детей дошкольного возраста к истории и культуре родного края.
3. Разработать тематическое планирование, содержание, формы и методы работы по формированию ценностного отношения к родному краю у детей старшего дошкольного возраста.
4. Апробировать методики выявления уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста представлений об истории и культуре малой Родины.
5. Оценить результативность работы по формированию ценностного отношения к родному краю у старших дошкольников.
Методы исследования:
1. Изучение педагогической литературы по данному вопросу.
2. Педагогический эксперимент.
3. Беседа.
4. Диагностика.
Глава1. Теоретические основы проблемы формированию ценностного отношения к родному краю у детей дошкольного возраста.
1.1. Проблема формирования ценностного отношения к Родине у детей дошкольного возраста в трудах отечественных ученых.
В словаре слово «воспитание» определяется как «деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду». Таким образом, воспитание, само по себе подразумевает приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям, познавая которые ребенок формирует опыт нравственных отношений и общения, которые характеризуются способностью к содействию и сотрудничеству в деятельности, умением понять и принять позицию другого, потребностью гармонизировать деятельность и взаимоотношения с миром, привязанностью к культуре, к родным местам – нравственное воспитание.
От эпохи к эпохе менялись воззрения, взгляды, идеи на проблемы нравственного воспитания, начиная с античности. Воспитание детей, по Аристотелю, основывается на упражнении в нравственных поступках – частом повторении желательных действий, в которых не должно быть крайностей, а наоборот, они должны быть продуманными и умеренными.
Наставления Я. А. Коменского в области воспитания детей имели религиозную основу. Он советовал воспитывать в детях с раннего возраста стремление к деятельности, правдивость, мужество, опрятность, вежливость, почитание старших.
Формированию личностных ценностей, нравственных качеств у детей придавал огромное значение К. Д. Ушинский. У каждого народа, отмечает К. Д. Ушинский, свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности : добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К. Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Не случайно К. Д. Ушинский подчеркивал, что «. воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным»[28]. Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Советская дошкольная педагогика рекомендовала формировать у детей основы коллективизма, патриотизма, интернационализма. В наше время, ведущие исследователи проблем нравственного воспитания конституирующими основами нравственного воспитания считают: формирование эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей, воспитание у детей любви к Родине, гуманных чувств и отношений к людям, природе, окружающему миру, восприятие нравственно-волевых качеств, формирование основ культуры общения с близкими людьми, значимыми взрослыми, сверстниками, к самому себе, воспитание культуры поведения.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Р. С. Буре, отмечает, что воспитание – целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение людей, формирующее у них моральные качества, убежденность в значимости нравственных норм[5].
С. А. Козлова пишет, что воспитание – процесс приобщения детей к ценностям общества. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре[11].
Содержание работы в ДОО по приобщению детей к истории и культуре страны включает:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в непосредственной образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Социальное воспитание — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Система и последовательность работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом: семья- детский сад- родная улица, район- родной город- родная страна, столица, символика- Конституция, права и обязанности.
Безусловно, настоящая схема не может передать всю полноту работы по данному вопросу. Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: дом, семья, труд людей, традиции, общественные и исторические события, праздники и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по формированию ценностного отношения к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.