Ирина Поддубская
Педагогическая ситуация «Что делать, если ребенок убегает»
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок убегает. Что делать?
Некоторые родители переживают, что дети на улице могут от них помчаться в любом направлении. Чем меньше ребенок, тем проще его догнать. Но со временем это становится огромной проблемой.
Что можно с этим сделать?
Можно исключить обстоятельства для бега. Например, не гулять по улице. Конечно, вряд ли кто такое может себе позволить, и это неполезно для гармоничного развития ребёнка. Когда я такое предлагаю, то имею ввиду общий принцип: если вам что-то не нравится, не устраивает в любой ситуации, то самый простой способ - это избавиться от неё (убрать подальше, изолировать, прекратить попытки). Например, в данном случае, можно было бы гулять на огороженной территории.
Можно взять ребенка за руку. Для меня это тоже так себе способ, больше похоже на наказание, ведь ребенку необходимо двигаться. Тогда будьте готовы с ним за руку бегать и прыгать, например, устроить игру и попеременно бегать и делать остановки.
Еще можно смириться и дождаться, пока ребенок вырастет и сам начнет понимать, где опасность. А до тех пор бегать за ним и вместе с ним.
Какие еще есть варианты?
Я монтессори-педагог, изучала возрастную психологию и педагогику, гуманистическую психологию, теорию привязанности, метод ненасильственного общения и предлагаю еще такие варианты:
1. Когда мы говорим о желаемом поведении, мы можем повлиять на ребенка через страх, вину или стыд. В ситуации с бегом имеет место опасность: машины на дороге, люки, возможность потеряться. "Опасно" мы обрабатываем через реальный Страх.
Насколько это возможно эмоционально, я изображаю испуг голосом и на лице: "А! Опасно! Там машины. Я переживаю".
(можно послушать лекцию Мурашовой про волчицу с волчатами).
2. Устанавливаем правила: мы гуляем только вместе на площадке.
Для детей постарше можно вводить сложносоставные правила типа "выходить с площадки тебе одному нельзя, а с мамой можно" или "заходить за площадку можно только со взрослыми".
Для тех, кто еще старше проговорить правило: оглядываться и останавливаться, как только мама исчезла из виду.
Если правило нарушается, то говорю: ты убегаешь с площадки, у нас правило "гулять только площадке", значит ты будешь гулять с мамой за ручку. Или уходим с площадки.
Абсолютно ко всем пунктам следует сначала установить контакт с ребенком: присесть на его уровень, встретиться взглядом, при необходимости привлечь внимание, взяв ребенка за руку.
Еще желательно для себя определить стоп-слово. У меня это просто "Стоп". Это слово короткое, емкое, внятное, его легко услышать и понять даже издалека.
3. Часто родители сами положительно подкрепляют баловство ребенка. Например: "ах ты, хитрюга, убежать от мамы решил, вот как поймаю тебя, догоню-догоню, попался". И обнять и пощекотать. Какой вывод делает ребенок? - Это мамина любимая игра. Давай еще.
Догоняем, опускаемся на уровень ребенка, берем за руку, чтобы привлечь внимание, и возвращаемся к п. 1 и 2.
4. И вот правила оговорены, ребенок как-то ведет себя на площадке, на то он и ребёнок. Похвалите его за то, что он сегодня не выбегал с площадки, похвалите сразу, как только он остановился, услышав ваш голос, похвалите, если он уже 5 минут идет рядом, или взял вас за руку сам перед тем, как перейти улицу.
Необходимо понимать, что путь через правила и позитивное подкрепление правильного поведения с негативным подкреплением неправильного - длительный, но оправданный. До тех пор пока нейронные связи не будут созданы и укрепятся на нужном уровне.
Но вместе тем самым вы становитесь мудрее и ближе друг к другу.