Ирина Поддубская
Педагогическая ситуация «Что делать, если ребенок убегает»
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок убегает. Что делать?
Некоторые родители переживают, что дети на улице могут от них помчаться в любом направлении. Чем меньше ребенок, тем проще его догнать. Но со временем это становится огромной проблемой.
Что можно с этим сделать?
Можно исключить обстоятельства для бега. Например, не гулять по улице. Конечно, вряд ли кто такое может себе позволить, и это неполезно для гармоничного развития ребёнка. Когда я такое предлагаю, то имею ввиду общий принцип: если вам что-то не нравится, не устраивает в любой ситуации, то самый простой способ - это избавиться от неё (убрать подальше, изолировать, прекратить попытки). Например, в данном случае, можно было бы гулять на огороженной территории.
Темочки:
Можно взять ребенка за руку. Для меня это тоже так себе способ, больше похоже на наказание, ведь ребенку необходимо двигаться. Тогда будьте готовы с ним за руку бегать и прыгать, например, устроить игру и попеременно бегать и делать остановки.
Еще можно смириться и дождаться, пока ребенок вырастет и сам начнет понимать, где опасность. А до тех пор бегать за ним и вместе с ним.
Какие еще есть варианты?
Я монтессори-педагог, изучала возрастную психологию и педагогику, гуманистическую психологию, теорию привязанности, метод ненасильственного общения и предлагаю еще такие варианты:
1. Когда мы говорим о желаемом поведении, мы можем повлиять на ребенка через страх, вину или стыд. В ситуации с бегом имеет место опасность: машины на дороге, люки, возможность потеряться. "Опасно" мы обрабатываем через реальный Страх.
Насколько это возможно эмоционально, я изображаю испуг голосом и на лице: "А! Опасно! Там машины. Я переживаю".
(можно послушать лекцию Мурашовой про волчицу с волчатами).
2. Устанавливаем правила: мы гуляем только вместе на площадке.
Для детей постарше можно вводить сложносоставные правила типа "выходить с площадки тебе одному нельзя, а с мамой можно" или "заходить за площадку можно только со взрослыми".
Для тех, кто еще старше проговорить правило: оглядываться и останавливаться, как только мама исчезла из виду.
Если правило нарушается, то говорю: ты убегаешь с площадки, у нас правило "гулять только площадке", значит ты будешь гулять с мамой за ручку. Или уходим с площадки.
Абсолютно ко всем пунктам следует сначала установить контакт с ребенком : присесть на его уровень, встретиться взглядом, при необходимости привлечь внимание, взяв ребенка за руку.
Еще желательно для себя определить стоп-слово. У меня это просто "Стоп". Это слово короткое, емкое, внятное, его легко услышать и понять даже издалека.
3. Часто родители сами положительно подкрепляют баловство ребенка. Например: "ах ты, хитрюга, убежать от мамы решил, вот как поймаю тебя, догоню-догоню, попался". И обнять и пощекотать. Какой вывод делает ребенок? - Это мамина любимая игра. Давай еще.
Догоняем, опускаемся на уровень ребенка, берем за руку, чтобы привлечь внимание, и возвращаемся к п. 1 и 2.
4. И вот правила оговорены, ребенок как-то ведет себя на площадке, на то он и ребёнок. Похвалите его за то, что он сегодня не выбегал с площадки, похвалите сразу, как только он остановился, услышав ваш голос, похвалите, если он уже 5 минут идет рядом, или взял вас за руку сам перед тем, как перейти улицу.
Необходимо понимать, что путь через правила и позитивное подкрепление правильного поведения с негативным подкреплением неправильного - длительный, но оправданный. До тех пор пока нейронные связи не будут созданы и укрепятся на нужном уровне.
Но вместе тем самым вы становитесь мудрее и ближе друг к другу.