Ольга Куракова
Педагогическая работа по формированию у детей дошкольного возраста безопасного поведения в социуме
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у детей дошкольного возраста безопасного поведения в социуме является одним из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы педагогов современных дошкольных образовательных организаций. Актуальность данной работы обусловлена тем, что в дошкольном возрасте у детей еще отсутствует достаточный опыт взаимодействия с людьми, в то же время присутствует детская наивность, доверчивость наряду с объективными опасностями, которые существуют в обществе. Кроме того, к сожалению, многие дети не умеют правильно позвать на помощь в случае опасности.
Публикация «Педагогическая работа по формированию у детей дошкольного возраста безопасного поведения в социуме» размещена в разделах
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования формирование основ безопасного поведения ребенка в социуме предусматривается в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» [3].
Вопросы формирования безопасного поведения детей являются одной из центральных тем в методической литературе. Так, данную проблему изучают такие авторы, как К. Ю. Белая [1], О. В. Чермашенцева [4] и др. Работа в данном направлении предусматривается как в общеобразовательных, так и в парциальных программах (например, в программе «Мир без опасности») [2].
В данной статье будет раскрыт наш опыт формирования безопасного поведения в социуме у детей разновозрастной группы (от 3 до 7 лет).
Работа ведется по формированию у детей трех ключевых компонентов безопасного поведения : 1) осознание детьми необходимости безопасного поведения в социуме; 2) расширение знаний детей в области безопасности поведения; 3) формирование у детей навыков безопасного поведения в обществе. Данные компоненты являются взаимосвязанными.
В работе педагогами учитываются возрастные особенности детей : характер и объем информации, методы ее преподнесения зависят от возраста дошкольников.
Педагогическая работа по формированию безопасного поведения направлена на формирование у детей таких навыков и знаний, которые будут способствовать как физической, так и психологической безопасности детей. Знания и навыки детей формируются в следующих основных сферах:
1. Социальные нормы и правила общения. Дети учатся устанавливать и поддерживать адекватные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, произносить вежливые слова. Чтобы не чувствовать одиночества (а это имеет отношение к психологической безопасности, детей обучают дружить, взаимодействовать в детском коллективе.
2. Общение с незнакомыми людьми. В данной сфере дети учатся тому, что общение с людьми, которых они не знают, находится под запретом, так как потенциально может быть опасным. Дети узнают, что не нужно разговаривать с посторонними людьми, сообщать им свое имя, домашний адрес и другие сведения. Дети усваивают, что не нужно брать у незнакомых людей какие-либо предметы, в том числе конфеты и подарки.
3. Поведение на дороге. Дети знакомятся с сигналами светофора, основными дорожными знаками, значением зебры. Усваивают, что дорогу необходимо переходить только за руку с родителями, близким родственником или воспитателем.
4. Поведение на улице. В дошкольном возрасте дети должны знать, что находиться на улице можно только под присмотром родителей или воспитателя, нельзя убегать и исчезать из поля зрения взрослых. Дети должны знать, что нельзя мусорить на улице, очень громко разговаривать.
5. Поведение дома. Как правило, в дошкольном возрасте дети не остаются одни дома. Ели это произошло, то дети должны знать, что нельзя никому открывать дверь, даже если представились родителями. Также нельзя отвечать на звонки телефона.
6. Противодействие террористическим угрозам. Дети узнают о том, что нельзя трогать какие-либо подозрительные предметы на улице, а также о том, как правильно нужно позвать на помощь.
Отметим, что в ходе педагогических мероприятий у детей не должен вырасти уровень тревожности и страх перед ситуациями, которые могут возникать в обществе. При этом дети должны получить адекватную и достаточную информацию, соответствующую возрасту, для того, чтобы быть в безопасности.
Способы реализации в ДОО темы формирования безопасного поведения в социуме проявляются посредством применения педагогами следующих методов работы.
1. Словесный метод. С детьми проводятся беседы о существующих угрозах в социуме и способах их преодоления. Беседы организуются на такие темы, как «Правила дорожного движения», «Правила общения с другими людьми», «Кого позвать на помощь в трудной ситуации» и т. д. Организуется театрализованная деятельность детей по инсценировке детских произведений, в которых раскрывается тема безопасного поведения в обществе. В ходе театрализации дети усваивают правила поведения.
Эффективным воспитательным средством также является чтение детям художественных произведений, в которых героями являются сами дети, которые столкнулись с опасностями в социуме. Кроме того, организуется показ детям коротких обучающих мультфильмов о безопасном поведении в обществе.
Необходимо отметить воспитательное значение детских сказок. Проблемы безопасного поведения раскрываются в таких сказках, как «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка», «Золотой ключик» и т. д. Мы обращаем внимание детей на то, как поступили персонажи данных сказок, как следовало поступить и почему. Важно, чтобы дети самостоятельно рассуждали и приходили к выводам.
2. Наглядный метод. В педагогической работе учитывается, что мышление детей в дошкольном возрасте является наглядным. В связи с этим, применяются такие формы работы, как показ детям иллюстраций опасного и безопасного поведения в социуме, демонстрация компьютерных презентаций, сюжетных картинок на тему безопасного поведения.
Организуется творческая изобразительная деятельность детей, которая проводится по итогам бесед. Дети рисуют ситуации, иллюстрирующие правила безопасного поведения в обществе. Организуется выставка детских работ.
3. Игровой метод. Игра является наиболее естественным и интересным для дошкольников видом деятельности. Поэтому организуются дидактические и сюжетно-ролевые игры по обучению детей безопасному поведению. Также осуществляется моделирование ситуаций, в которых дети распределяют роли и осуществляют поиск правильного решения. Высокую эффективность
показывает также применение интерактивных игр с дошкольниками.
Чтобы работа по формированию безопасного поведения детей была эффективной, она должна быть комплексной, предусматривать повышение педагогической грамотности воспитателей ДОО и родителей. Поэтому педагогам оказывается методическая помощь: в частности, консультации для педагогов по проведению тренингов для детей по безопасному поведению в социуме, осуществляются разнообразные разработки методических кейсов на данную тему, проводятся деловые игры и т. д.
В целях повышения педагогической грамотности родителей разрабатываются наглядные информационные материалы на темы «Безопасность моего ребенка», «Ребенок на улице» и т. п., а также проводятся групповые консультации для родителей. Таким образом, системно организованная педагогическая работа в ДОО по формированию у детей безопасного поведения в социуме способствует эффективной социализации дошкольников и повышает защищенность детей.
Список источников и литературы
1. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. – М. : Мозаика-Синтез, 2019. – 64 с. 2. Лыкова И. А. Парциальная образовательная программа для
детей дошкольного возраста «Мир без опасности». – М. : Цветной мир, 2017. – 112 с. 3. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (утв. Приказом Министерства
образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155) // Российская газета. –
2013. – №265. 4. Чермашенцева О. В. Обучение дошкольников безопасному
поведению. – М. : Учитель, 2020.