Сабина Идиатулина
Методический план по работе со школьниками по патриотическому воспитанию
▼ Скачать
С. А. Идиатулина
Методическое пособие
«Основы патриотического воспитания»
Астрахань 2022
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани "Средняя общеобразовательная школа № 24"
С. А. Идиатулина
Методическое пособие
«Основы патриотического воспитания»
Астрахань 2022
Публикация «Методический план по работе со школьниками по патриотическому воспитанию» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Планы
- Планирование. Планы работ
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2024
Идиатулина Сабина Анваровна – студентка Астраханского Государственного Университета факультета социальных коммуникаций по направлению педагогическое образование с двумя профилями подготовки: «Светская, религиозная культура и духовно-нравственное воспитание и английский язык».
С 2021 г. самостоятельно ведёт деятельность патриотического объединения отряд имени Героя России Романа Китанина.
Победитель Всероссийского конкурса «Большая Перемена», вызов «Расскажи о главном!» 2020 г., и финалист в вызове «Служи Отечеству!» 2021г.
Данное методическое пособие «Основы патриотического воспитания» создано в рамках проекта «От сердца к сердцу» и призвано рассмотреть патриотическое воспитание с другой стороны, не только в «строгих рамках», но и как способ для самовыражения, в виде создания условий для активной социализации детей. Основной идеей проекта является воспитание молодого поколения, посредством образовательной деятельности. Проект разработан для работы с детьми от 12-16 лет в целях развития знаний об истории, наследии, родословной и получения всестороннего развития.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика программы, ее место и роль в образовательном процессе.
В наши дни бесконечного потока информации, остро стоит проблема воспитания молодого поколения. Данное пособие – представляет собой «свежий взгляд» на патриотическую деятельность сегодня.
В современном мире подростки редко проявляют интерес к изучению истории, культуры, предпочитая этому часы, проведённые на своей странице в социальных сетях. Дело в том, что молодому поколению интересны определённые виды подачи информации. В цифровом пространстве сегодня самыми распространёнными форматами являются визуальные, это неудивительно ведь 50% коры мозга участвует в обработке именно зрительной информации. Поэтому подросткам нравятся короткие видеоролики, изображения, намного больше чем текстовая информация, книги. Из этого следует, что в ходе составления плана уроков, методических рекомендаций учитывается данная особенность, в предпочтение визуальным, наглядным форматам, игровым, для создания заинтересованности со стороны целевой аудитории проекта.
Стоит отметить, что для более эффективной мозговой деятельности необходимо соблюдать ряд правил: 1) физические упражнения, 2) здоровый сон, 3) здоровое питание, 4) новизна, 5) «мозгу нужен мозг», 6) тренировка памяти.
В ходе занятий с учениками уроки основываются на выше перечисленных правилах, данные рекомендации являются основными при составлении плана уроков.
Интересы каждого человека меняются со временем, наблюдается высокая степень смены интересов у подростков, нередко выбирают 2-3 интересных направления и посещают секции, отдавая предпочтение, то одному роду занятий, то другому, что говорит о низком уровне концентрации на чём-то определённом. Отсюда можно сделать вывод, что завоевать интерес молодой аудитории не так уж и просто, именно поэтому учитываются индивидуальные интересы учащихся, благодаря которым выбираются основные темы уроков, которые станут эффективными, полезными и увлекательными, при опоре на методические рекомендации :
а) подача нового материала в визуальном формате, для лучшего восприятия
б) составление плана уроков на основе правил способствующих эффективной мозговой деятельности
в) разнообразие тем уроков, несмотря на патриотическую направленность
Патриотическое воспитание основывается в первую очередь на искренней любви к родной стране, уважении к истории и культуре, формировании активной гражданской позиции. В ходе работы с детьми необходимо учитывать, как и основное направление занятий, так и проводить уроки на разные темы, ведь таким образом ученики будут получать максимум полезных и новых знаний, при этом духовно развиваясь и приобретая нравственные качества.
Таким образом формируется всестороннее развитие учащихся, умение вести себя в определённых ситуациях, что способствует социализации подростков и получению мягких навыков.
Методическое пособие «Основы патриотического воспитания» создано для поддержки проекта «От сердца к сердцу», который призван показать, что патриотическая деятельность – это нескучное занятие для молодого поколения, а наоборот, способ для самовыражения и получения жизненно необходимых навыков. Основной идеей проекта является воспитание молодого поколения, посредством образовательной деятельности. Проект разработан для работы с детьми от 12-16 лет в целях развития знаний об истории, наследии, родословной и получения всестороннего развития.
Для реализации необходимо: 1) Создание методического пособия, включающего в себя активности и мероприятия, образовательные программы; 2) Создание сайта проекта; 3) Проведение ознакомительных мероприятий; 4) Деятельность, направленная на представление «патриотизма», никак ограничения творческого потенциала –а ценности; 5) Привлечение аудитории на сайт проекта и для участия в группе вконтакте. В результате ожидается распространение деятельности проекта, создание массового сообщества.
Целью проекта является улучшение образовательного процесса школы, посредством развития патриотического объединения
План занятий рассчитан на год обучения и представляет собой ряд занятий и мероприятий посвящённых важным датам и праздникам, с учётом образовательной программы и методических рекомендаций.
В ходе реализации работы проекта «От сердца к сердцу» планируется организовать музейный уголок на базе МБОУ СОШ №24 и приобрести автобус для организации отрядных поездок.
Описание материально-технических условий реализации программы учебного предмета
Средства, необходимые для реализации программы
Дидактические:
наглядные и учебно-методические пособия;
методические рекомендации;
наличие литературы для детей и педагога.
Материально-технические:
учебная аудитория, соответствующая требованиям санитарным нормам и правилам;
учебная мебель;
видеомагнитофон;
проектор и киноэкран;
слайды, диски;
компьютер, оснащенный звуковыми колонками;
видеотека;
использование сети Интернет;
материальная база для создания слайдов, дисков, видеороликов;
школьная библиотека.
золотые звёзды
1. ПЛАН УРОКОВ
32 урока, по 2-4 темы на блок
№ занят. /дата Блок/Тема/Даты Задачи урока Особенности урока (приглашённые, материалы) Ожидаемый результат
1.05.09.22 История. «Шедевры архитектуры о которых должен знать каждый». День архитектора. День рождения Михаила Леонидовича (учредителя патриотического движения). 1. Познакомить учащихся с интересными историческими строениями. 2. Провести интерактивную игру.
3. Поздравить с днём рождения тех учащихся, у кого оно прошло в каникулярное время.
4. Обсудить деятельность руководства. В конце занятия провести викторину и сыграть в «Угадай рисунок соседа». Получение новых знаний и применение их в будущем.
Сфокусированность на отрядной деятельности.
2.12.09.22 Игры.
«Это тоже искусство!»
День программиста. 1. Рассказать ребятам об игровой индустрии.
2. Обсудить то как игры влияют на мозговую деятельность. Приглашё нный гость: программист. Осведомлённость в новой теме, получение интересных знаний в области игровой индустрии.
3.19.09.22 Краеведение. «Биомы родного края». День работников леса. 1. Познакомить учащихся с окружающей средой родного края. 2. Рассказать о местных заповедниках и биомах. Поиграть в игру «Наше – не наше» (показывать фото местности из разных стран и наши родные просторы) Улучшение уровня знаний о родной области.
4.26.09.22 Литература.
«Как dandy лондонский одет». Дата окончания повести «Станционный смотритель» в Болдине. 1. Рассказать учащимся о малоизвестных фактах из биографии А. С. Пушкина.
2. Обсудить сюжет
произведений «Станционный смотритель», «Евгений Онегин» Провести викторину и разыграть пьесу Пушкина между учащимися. Развитие творческого начала, способствующее активной мозговой деятельности.
5.03.10.22 Музыка. «Удивительный мир джаза». День рождения музыки (1 октября). Память о композиторе Джордже Гершвине. 1. Познакомить учащихся с биографией знаменитого композитора, другими представителями данного жанра.
2. Прослушать самые известные произведения и сыграть их на синтезаторе. Приглашё нный гость: музыкант.
Помочь ребятам сочинить собственные композиции, поучить их игре на синтезаторе. Провести мини викторину. Всестороннее развитие, тренировка памяти и мелкой моторики.
6.10.10.22 Патриотизм. «Подвиг Героя». Майору авиации Серафиму Субботину было присвоено звание Героя Советского Союза. 1. Рассказать о первом в мире таране, совершенном на реактивном самолете. 2. 2. Обсудить с ребятами устройство реактивных самолётов. Приглашё нный гость: лётчик. Игра в симулятор полёта. Развитие пространственного мышления, получение нового опыта и знаний.
7.17.10.22 Фильмы. «Советская мультипликация». День рождения Михаила Друяна. Познакомить учащихся с мультипликационными шедеврами советского режиссёра. Просмотр мультфильмов. Применение полученных общекультурных знаний.
8.24.10.22 Спорт.
«История футбола». Первый официально зафиксированный футбольный матч в России. Рассказать ребятам об истории футбола. Приглашё нный гость: футболист. Игра в футбол. Поддержка здорового образа жизни учащихся, получение и последующее применение новых знаний.
9.14.11.22 Наука.
«Группа крови на рукаве».
1901 — венский врач Карл Ландштейнер разделил все образцы крови на три группы: А, В и 0. Познакомить учащихся с информацией о группах крови с точки зрения науки и психологии. Приглашё нный гость: врач. Прибавление знаний о собственном организме, накопление полезной информации.
10.21.11.22 Культура. «Мама, я в телевизоре!». Всемирный День телевидения. Рассказать учащимся об истории телевидения, его настоящем и будущем. Приглашё нный гость: телеведущая.
Поиграть в игру «Я в телике!» Применение полученных общекультурных знаний.
11.28.11.22 Выборы нового руководства отряда. Проведение выборов нового руководства отряда. Приглашё нный гость: сторонний эксперт. Обновление руководящего состава для более эффективной работы отряда.
12.05.12.22 Патриотизм. «Хроники Великой Отечественной войны». День неизвестного солдата (3 декабря). Начало контрнаступления под Москвой. 1. Познакомить учащихся с отрывками из истории Великой Отечественной войны.
2. Показать ребятам настоящие письма, написанные пропавшим без вести солдатом. Показать отрывок из видеофильма посвящённый пропавшему без вести солдату. Получение исторических и общекультурных знаний о родной стране.
13.12.12.22 Искусство. «Искусство в военное время». Рассказать учащимся о шедеврах мировой культуры, вывезенных за пределы Родины. Уничтоженных и пострадавших предметах искусства. Приглашё нный гость: музейный работник. Применение полученных общекультурных знаний.
14.19.12.22 Фильмы. «Величайшие режиссёры СССР и их киношедевры.»
Познакомить учащихся с киноработами известных режиссёров СССР. Просмотр фрагментов из киношедевров. Получение знаний о культуре нашей страны, российском кинематографе.
15.26.12.22 Проведение праздничной лотереи в преддверии Нового года! Провести новогоднюю лотерею. Приобретение сладких подарков для учащихся.
Приглашё нные гости: аниматоры. Море позитива и праздничного настроения!
16.16.01.23 Игры.
«Таинственный мир RPG.» 1. Обсудить с ребятами пользу RPG игр.
2. Составить список рекомендованных.
3. Рассказать, как создаются подобные игры. Приглашё нный гость: геймдизайнер. Развитие мышления и воображения.
17.23.01.23 Краеведение. «Этнос родного края.» 1. Поговорить о культуре, языках и религии.
2. Познакомить учащихся с национальным разнообразием Астраханской области. Игра «Родной голос» - угадываем национальность по записям на родных языках представителей этноса Астраханской области. Применение полученных общекультурных знаний.
18.30.01.23 Музыка.
«Что такое современная музыка и как она связана с прошлым?» Познакомить учащихся c современной музыкой немного под другим углом. Приглашё нный гость: звукорежиссёр. Тема, способствующая всестороннему развитию учащихся.
19.06.02.23 Литература. «Почему чтение — это полезно?» Познакомить учащихся c знаниями и исследованиями о чтении. Методы «правильного чтения» Увеличение интереса к чтению и правильному восприятию книг.
20.13.02.23 Культура. «Традиции из разных стран на День влюблённых.». В преддверии дня Святого Валентина
(14 февраля) Познакомить учащихся с различными традициями народов мира на День всех влюблённых. Провести мастер-класс ко Дню влюблённых. Применение полученных общекультурных знаний.
21.20.02.23 Патриотизм. Празднование Дня защитника Отечества. Познакомить учащихся с фрагментами из истории Великой Отечественной войны. Поездка в музей Боевой Славы. Получение исторических знаний в визуальном формате.
22.27.02.23 Выборы нового руководства отряда. Проведение выборов нового руководства отряда. Приглашё нный гость: сторонний эксперт. Обновление руководящего состава для более эффективной работы отряда.
23.06.03.23 Празднование Международного женского дня. Рассказать об истории праздника и традициях из разных стран мира. Предоставить возможность мальчикам сделать подарки для девочек. Приятные эмоции от праздника.
24.13.03.23 Наука.
«Ведь, если звезды зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?». 1. Обсудить с ребятами знания о планетах Солнечной системы.
2. Показать мини видеоролик о космосе
3. Прочитать отрывок из статьи. Видеоролик о космосе и статья. Использование полученных знаний в будущем.
25.20.03.23 Литература. «А вы могли бы?».
День публикации романа в стихах «Евгений Онегин». 1. Поделиться знаниями о биографии поэтов серебряного века. 2. Продекламировать стихотворения. Дать задание выучить стихотворение. Тренировка памяти.
26.27.03.23 Краеведение. «История основания Астраханского ханства.» Познакомить ребят с историей родного края. Поучить слова на языке первых жителей ханства. Получение новых знаний.
27.10.04.23 Наука.
«История в фактах, комическая гонка.»
День космонавтики. (12 апреля) 1. Раскрыть тему космонавтики более широко, опираясь на малоизвестные факты.
2. Показать видеоролик про космическую гонку
3. Провести викторину в завершении урока. Видеоролик о космической гонке. Тематическая викторина. Пополнить исторические знания ребят.
28.17.04.23 Музыка.
«История группы «Queen». Последнее мировое турне. 1. Рассказать ребятам о величайшей группе человечества и её истории.
2. Показать отрывок из фильма «Богемская рапсодия». 3. Прослушать хиты группы. Отрывок из фильма «Богемская рапсодия», хиты группы. Музыкальное просвещение.
29.24.04.23 Патриотизм. Подготовка ко Дню Великой Победы. Организовать совместно с детьми подготовку к важному празднику. Выучить стихотворения, песни, подготовить видео для акции «Живая память» Патриотическое воспитание.
30.15.05.23 Спорт.
«Итоги футбольного сезона.» 1. Рассмотреть верхние и нижние позиции в топ 5 лигах.
2. Провести анализ возможных исходов в чемпионатах. Приглашё нный гость: футбольный эксперт.
Аналитические материалы. Провести весело время с ребятами.
31.22.05.23 Фильмы. «Социальный фильм.» Совместный просмотр короткометражного фильма. Показ социального фильма Применение полученных общекультурных знаний.
32.29.05.23 Подведение годового курса занятий. 1. Провести опрос среди учащихся.
2. Просмотр видеоролика из разных занятий. Показ видео-истории отряда. Успешное усвоение учебной программы.
Блоки: История, культура, музыка, наука, спорт, искусство, литература, краеведение, патриотизм, фильмы, игры.
2. ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ.
Контроль знаний, учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
В заключение каждого из занятий будет проводится небольшой опрос для выявления знаний о теме проведённого урока.
Правильные ответы будут непосредственно фиксироваться и по итогам ряда занятий на определённую тему будут выявлены учащиеся, которые проявляли большую активность и интерес в процессе занятий.
Такие ученики будут награждены золотыми звёздами, которые будут прикрепляться на их блокноты с записями.
Случаи, в которые ученик так же может получит звезду:
1) День рождения
2) Успехи в проектной деятельности, конкурсах, учёбе
3) При вступлении на должность
В работу с детьми входят выборы руководства отряда, которые проходят каждые 3 месяца с момента вступления на должность учащихся: Выборы происходит следующим образом:
В первую очередь избирается летописец отряда, которому будет доверена работа с летописью, группой вконтакте и сайтом, для освещения мероприятий и уроков, проходящих в рамках отряда.
Далее избирается начальник штаба, в обязанности которого входит представление отряда на мероприятиях, во время внеклассной деятельности, также начальник штаба является заместителем капитана отряда и обязан
заботиться о дисциплине внутри коллектива.
В завершении избирается капитан отряда, в обязанности которого входит организация внутриотрядных и классных мероприятий, подготовка и проведение уроков. Капитан отряда является главным помощником педагога по всем вопросам.
В случае нарушения дисциплины, систематическом беспричинном пропуске занятий, осквернении ценностей отряда, невыполнении заданий, плохом поведении, злоупотреблении ненормативной лексикой, наличии вредных привычек - учащийся лишается звёзд и дисквалифицируется из отряда.
3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методическое пособие поспособствует улучшению образовательного процесса, появлению интереса к культуре, истории своей страны, заинтересованности к активной общественной деятельности; смене ориентиров, стремлению к получению образования, получению новых знаний.
Подтверждение качественного результата выражается в присоединении к патриотическому объединению, активному участию в мероприятиях и деятельности отряда, получение сертификатов по окончанию обучения (выпуск в 9 классе).
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Педагогика / Л. С. Подымова, Е. А. Дубицкая, Н. Ю. Борисова и др. ; Под общ. ред. Л. С. Подымовой, В. А. Сластенина; Моск. пед. гос. ун-т. – Москва: Юрайт, 2014. – 332 с. – (Министерство образования и науки РФ рекомендует). - ISBN 978-5-9916-3450-2.
2. Бермус А. Г. Практическая педагогика. Учебное пособие. М. : Юрайт, 2020. 128 с.
3. Педагогика. М. : Юрайт, 2019. 720 с.
4. Щуркова Н. Е. Педагогика. Игровые методики в классном руководстве. Учебное пособие для СПО. М. : Юрайт, 2019. 168 с.
5. Безрукова, В. С. Педагогика: Учебное пособие / В. С. Безрукова. - Рн/ Д: Феникс, 2018. - 381 c.
6. Бим-Бад, Б. М. Психология и педагогика: Просто о сложном: Популярные очерки и этюды / Б. М. Бим-Бад. - М. : МПСУ, МОДЭК, 2018. - 144 c.
7. Богачкина, Н. А. Педагогика и психология: Учебное пособие / Н. А. Богачкина, С. Н. Скворцова, Е. Г. Имашева. - М. : Омега-Л, 2017. - 233 c.
8. Богачкина, Н. А. Педагогика и психология: Учебное пособие / Н. А. Богачкина, С. Н. Скворцова, Е. Г. Имашева. - М. : Омега-Л, 2018. - 233 c.
9. Дивногорцева, С. Ю. Теоретическая педагогика. В 2-х т. Т. 2. Теория обучения. Управление образовательными системами: Учебное пособие / С. Ю. Дивногорцева. - М. : ПСТГУ, 2017. - 262 c.
10. Бережнова, Л. Н. Этнопедагогика: Л. Н. Бережнова, И. Л. Набок, В. И. Щеглов. - М. : ИЦ Академия, 2018. - 240 c.
11. Бордовская, Н. В. Педагогика: Учебное пособие / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб. : Питер, 2018. - 304 c.
12. Василькова, Т. А. Социальная педагогика: педагогический опыт и методы работы : Т. А. Василькова. - М. : ИЦ Академия, 2016. - 208 c.
13. Воронов, В. В. Педагогика школы : новый стандарт / В. В. Воронов. - М. : ПО России, 2017. - 288 c.
14. Джуринский, А. Н. Сравнительная педагогика: А. Н. Джуринский. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 440 c.
15. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Педагогика: М. Е. Вайндорф-Сысоева. - М. : Юрайт, 2018. - 197 c.