Логачева Дарья Павловна
Проблемы педагогической психологии
▼ Скачать
Логачева Дарья Павловна
Педагог- психолог, МБДОУ детский сад №6
МО Усть - Лабинский район
Педагогическая психология
Педагогическая психология – это самостоятельная отрасль психологической науки, наиболее тесно связанная с такими ее отраслями, как возрастная психология и психология труда.
Публикация «Проблемы педагогической психологии» размещена в разделах
Предметом педагогической психологии являются - факты, механизмы и закономерности освоения человеком социокультурного опыта и вызываемые этим освоением изменения в уровне интеллектуального и личностного развития.
Проблемами педагогической психологии всегда были следующие:
Педагогическая запущенность может характеризоваться дефектами в поведении, воспитательной деятельности, нравственности. Это может проявляться сниженным интеллектом, талантом, узкими перспективами, эмоциональной неустойчивостью, трудностями в борьбе с постыдными поступками.
Диагностировать педагогическую запущенность можно с помощью психологических методов : тестов на интеллект, мышление, внимание, память, проективных методик и других опросников. Если у вас нет сопутствующих заболеваний, педагогическая запущенность устраняется с помощью психолого - педагогической коррекции.
Виды педагогической запущенности-это недостаток воспитательного и педагогического авторитета встречался в некоторых отношениях в семье, учебном заведении.
Причины формирования педагогической запущенности :
Семейные взаимоотношения. В семейном кругу ребенок получает первый социальный опыт, формируется дальнейшее восприятие окружающего мира. Педагогическая запущенность проявляется в недостаточном участии родителей в жизни ребенка, низком материальном уровне, неблагоприятных условиях жизни, плохом образовании и культурном развитии родителей, частых конфликтах, пренебрежении и неправильном стиле воспитания.
Образовательная среда. Трудности в обучении прогрессируют, как следствие ошибок в организации учебного процесса, плохих взаимоотношений с одноклассниками, учителями. Неуспеваемость, неуверенность формируются тогда, когда ребенок невнимателен, игнорирует свои психофизиологические и личностные свойства, при отсутствии элементов индивидуального подхода.
Социальные отношения. "Трудные" дети, часто имеют постоянные конфликты с учителями, родителями, сверстниками. Чувства изоляции, одиночества снижают стремление к посещению учебного заведения, ребенок начинает искать помощи и самоутверждаться через асоциальную группу.
Индивидуальность ребенка. Психофизиологические, эмоционально-личностные свойства, наследственные особенности, состояние здоровья, самооценка, уровень социальной активности – все эти внутренние факторы могут усиливать педагогическую запущенность ребенка или препятствовать ее формированию. В группе риска находятся дети с неустойчивым слабым типом деятельности нервной системы, неврологическими расстройствами, склонные к депрессивным и дисфорическим эмоциональным состояниям, имеющие резкие черты характера, препятствующие адаптации.
Также существует несколько классификаций педагогической запущенности. Наиболее распространенная основана на возрасте ребенка и развернутости симптомов.
Выделяют четыре стадии нарушения:
Первая стадия. Соответствует дошкольному возрасту детей. От дисгармоничного семейного воспитания: отсутствие общения с родителями, отсутствие или чрезмерная забота, повышенная конкуренция, различные требования матери и отца. Возможно развитие отклонения, в результате ошибок воспитателей дошкольного учреждения.
Вторая стадия. Период для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Развивается в результате недостаточной готовности к школе. Она основана на родительских ошибках, которые приводят к неадекватной самооценке, неуверенности и отсутствию интереса к обучению. Основные проявления - негативное отношение к школе, правилам поведения и режиму.
Третья стадия. Подростковый возраст. Усиливается негативизм, пренебрежение нормами и правилами, появляется тенденция к отклоняющемуся поведению, безразличие к обучению.
Четвертая стадия. Охватывает подростковый и юношеский возраст. Антисоциальный характер поведения, преобладают грубость и негативизм. Возможное включение в преступную группу.
Процесс устранения педагогической запущенности предполагает психолого-педагогическую, психотерапевтическую коррекцию. Параллельно проводится лечение неврологических и психических расстройств.
Коррекционный процесс в себя включает:
Занятия с психологом. Цель-устранение активно-волевых дефектов, страхов, рассеянности, застенчивости, обучение управлению эмоциями, возбуждением. И овладеть навыками продуктивного межличностного взаимодействия. При снижении когнитивных функций организуются занятия, направленные на стимуляцию их развития.
Сеансы психотерапии. Проводятся индивидуально и в составе группы. Используются методы внушения, самовнушения и убеждения. Отрабатываются адекватные эмоциональные реакции, навыки взаимопомощи, доброжелательных взаимоотношений. Параллельно растет самопринятие, адекватна самооценка.
Социальная реабилитация. Используется метод коррекции через работу совместного действия. Под контролем наставника подросток вовлекается в производственный процесс, учится устанавливать контакты в процессе работы. Происходит осознание своей полезности, необходимости. Дети младшего возраста направляются в спортивные секции или творческие студии.
Многие родители перекладывают ответственность за воспитание ребенка на «плечи» воспитательных и учебных заведений. Дети приходят в учебные заведения с уже сложившимися индивидуально-личностными особенностями
Педагог не может общаться с каждым ребенком индивидуально, как с уникальной сложившийся личностью. Учебное заведение может только корректировать, а иногда и исправлять результаты уже сложившегося семейного воспитания. И все, что ребенок будет получать в учебном заведении, он будет сравнивать с тем, что уже знает по собственному опыту жизни в семье.
Правильное взаимоотношения между детьми и взрослыми, по мнению педагогов и психологов – важнейший фактор развития ребенка. При нарушении взаимоотношений ребенок испытывает разочарование и склонен к различным поступкам.
Для того чтобы изменить поведение ребенка и его самого в лучшую сторону родителям прежде всего нужно изменить себя. Больше общайтесь с ребенком, интересуйтесь его жизнью, его интересами и тогда можно избежать многих проблем.
Библиографический список:
Бороздина Г. В. Основы педагогики и психологии 2-е изд., испр. и доп. Учебник для спо Г. В. Бороздина – М. :Юрайт 2016
Исаев Е. И Педагогическая психология. Учебник Е. И. Исаев. – М. : Юрайт 2015
Мандель Б. Р. Педагогическая психология. Ответы на трудные вопросы. Б. Р. Мандель. - М. : Феникс 2015
Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития. – М. : Владос 2012