Наталья Чигирева
Педагогическая помощь детям, страдающим ДЦП
▼ Скачать + Заказать документы
Пожалуй, каждая семья хочет иметь здорового ребенка и не найдется родителей, которые не желали бы, чтобы их дети были крепкими, умными и красивыми. Но, к сожалению, у некоторых детей сразу после рождения возникают болезненные изменения мышечного тонуса и ряд других симптомов, которые накладывают отпечаток на всю жизнь ребенка, - а впоследствии и на жизнь его родителей.
Эти явления известный врач и психолог Зигмунд Фрейд в конце прошлого столетия объединил под названием - детский церебральный паралич. Затем уже были известны причины ДЦП: инфекции, отрицательный резус – фактор, гипоксия новорожденных, интоксикации.
Темочки:
Неврологи выделяют три основные формы детского церебрального паралича:
• Спастическую, для которой характерен постоянный повышенный тонус отдельных групп мышц - чаще всего сгибателей;
• Гиперкинетическую, или атетоидную, когда происходит изменение тонуса в сгибателях и разгибателях, из-за чего появляются резкие непроизвольные движения туловища и конечностей, мешающие ребенку сохранять равновесие.
• Астеническо - астатическую. Тонус всех групп мышц бывает понижен, что затрудняет удерживать равновесие и нормально двигаться[2].
Тяжесть двигательных нарушений у детей с ДЦП различна. Большинство ребят передвигается с затруднением, многие используют при этом костыли и трости, некоторые только при помощи коляски. Часто церебральный паралич сочетаются с такими отклонениями в развитии, как снижение слуха, речевые расстройства. Большинство детей, страдающих указанным отклонением в развитии, пассивны, нерешительны и пугливы.
Они боятся темноты, пустой комнаты, закрытых дверей. У большинства детей с церебральным параличом наблюдаются расстройства речи, которые в значительной степени затрудняют их контакт с родителями и сверстниками. Тяжелые, так называемые генерализованные, формы детского церебрального паралича, (когда поражаются руки и ноги) приводят ребенка к глубокой инвалидности. Детский церебральный паралич - это непрогрессирующее заболевание, однако оно может дать осложнения в виде различных деформаций.
По сути, детский церебральный паралич - даже не болезнь, а состояние, при котором нормальное развитие ребенка затруднено, а двигательные расстройства у детей с церебральным параличом отрицательно влияют на весь ход его психического развития[3].
Социально - психологическая служба сопровождения такого ребенка проходит основные этапы:
1 этап – ориентировочный. На данном этапе изучается психологическая картина образовательного пространства (индивидуальные особенности детей, их потенциальные возможности.
2 этап – созидательный. Этот этап предполагает определение конкретного содержания взаимодействия социально-психологической службы с другими службами детского учреждения.
3 этап – анализирующий. Отличительной особенностью этого этапа является качественное изменение психологического состояния коллектива по результатам работы, на основе осознания причин, мешающих работе по развитию личности ребенка.
4 этап – “совместные акции”. Задачей заключительного этапа является преодоление профессионального разрыва между социальным педагогом и психологом. Их совместная деятельность становится направленной на всестороннее развитие личности ребенка[1].
Таким образом, выраженные двигательные расстройства и нарушения речи при ДЦП затрудняют общение этих детей с окружающими, отрицательно влияют на их развитие, способствуют формированию негативных черт характера и появлению поведенческих нарушений. Разнообразные двигательные, когнитивные, аффективные и речевые расстройства, как правило, сложные, иногда изолированные, поэтому требуют комплексной медико-психолого-педагогической коррекции. Одним из важнейших аспектов такой работы является создание условий для полноценного личностного развития детей с ограниченными возможностями движений в ходе реализации мер по психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации ребенка.
Литература
1. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. – М. : 1975.
2. Михеев В. В. Нервные болезни. – М. : 1958.
3. Петрова В. Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М. :
1998.