Лариса Анатольевна Воронова
Педагогическая находка «Технология «сторисек» в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая находка
«Технология «сторисек» в детском саду»
Воронова Лариса Анатольевна
воспитатель, первая квалификационная категория
МБОУ «Паутовская СОШ» Петропавловского района Алтайского края, структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»
Цель: овладение инновационной технологией речевого развития дошкольников.
Публикация «Педагогическая находка „Технология „сторисек“ в детском саду“» размещена в разделах
Дети дошкольного возраста воспринимают только ту информацию, которая передается им в непосредственном общении со взрослыми и которая окрашена множеством интонаций и эмоций. А где же, как не в сказках, искать яркие образы, которые так легко и живо представляются детским сознанием и остаются в нем на долгие годы?
Слушая сказку, ребенок «видит» ее героев, сопереживает им, радуется вместе с ними, учится у них, желает быть похожим на них или наоборот, дает себе слово никогда так не поступать. Сказка трогает душу ребенка, заставляет задуматься, что-то поменять в себе, помогает найти выход из сложившейся ситуации. В сказках противопоставляется добро и зло, щедрость и жадность.
Научить читать проще, чем научить хотеть слушать. Существует много различных современных технологий овладения навыками чтения, но очень мало таких, которые привлекли бы ребенка к внимательному прослушиванию. Поэтому я задумалась над этим вопросом и решила использовать в своей деятельности с детьми такую современную технологию как «сторисек». Естественно меня заинтересовало и само слово «сторисек» и что оно обозначает? «Сторисек» - в переводе с английского «Мешок историй», был разработан в Великобритании в 1994 году. Основатель «Сторисека» англичанин Нейл Гриффитс.
Основные цели «Сторисека» с которыми мне пришлось столкнуться это: разноуровневый и разносторонний подход к книге в рамках общеобразовательных целей и задач, получение удовольствия от самой книги и от совместного чтения. Формирование интереса к книге в дошкольном возрасте напрямую связано с желанием читать книги в старшем возрасте.
Перед собой я поставила цель: овладеть и использовать инновационную технологию в образовательной деятельности с детьми 6-? лет для речевого развития дошкольников при формировании навыков осмысления звучащей речи, навыков пересказа и рассказывания.
Из этого последовали задачи «Сторисека» для реализации технологии :
- прослушивание во время чтения взрослыми хороших книг;
- расширение кругозора;
- пополнение и расширение словарного запаса;
- развитие навыков осмысленного пересказа;
- навыков обсуждения художественного произведения;
- социальных навыков;
- стимулирование интереса к книге;
- развитие коммуникативных навыков;
- актуализация чувств.
Что из себя может представлять мешок историй? Это настоящий полотняный мешок, который предварительно можно смастерить вместе с детьми (родителями), где возможны варианты по украшению мешка пуговицами, вышивкой и т. д. Мешок можно заменить чемоданом или красочной коробкой.
Затем подбираются компоненты для комплекта: это художественная иллюстрированная детская книга, мягкие игрушки, реквизиты, научно-популярная книга по теме, маски, флэшнакопитель или компакт-диск, языковая игра.
Мягкие игрушки и дополнительные реквизиты помогают оживить книгу. Игрушки помогают изучить образ главных героев книги, развивают понимание прочитанного. Мягкие игрушки «сторисека» – это главные герои художественной книги, а реквизитами могут быть бытовые предметы из книги, предметы обихода или предметы окружающей среды. Научно-популярная книга соответствует тематике художественной книги, дополняет ее научно-познавательными фактами. Флэшнакопитель или компакт-диск – это запись текста художественной книги. Ребенок может прослушать книгу несколько раз. Многократное прослушивание и проговаривание развивает навыки осмысления звучащей речи, навыки пересказа и рассказывания. Посмотреть мультфильм по данной книге.
Языковые игры также связаны с содержанием художественной книги. Языковая игра не только развивает новые навыки и расширяет словарный запас, но и доставляет удовольствие. (Например, во время просмотра приглушение звука, а ребенок должен сказать, что на данном этапе говорит герой м/ф.)
В дальнейшем мною были определены этапы работы над созданием «Сторисека».
В работе присутствовал подготовительный этап, в котором я сначала определила произведение детской художественной литературы, которому посвящается «Сторисек».
1. Критерии отбора книги:
- книга должна соответствовать возрасту детей;
- наличие в книге качественных, красочных иллюстраций;
2. Подготавливается мешок (чемодан) для комплекта материалов.
3. Подбираются остальные компоненты для комплекта.
4. Разрабатываются литературные игры.
5. Разрабатываются «Шпаргалки для взрослых».
6. Красочно оформляется опись готового «сторисека».
Затем этап продвижения, где я подготовила анонсы мероприятий по «сторисекам».
В основном этапе происходит:
1. Работа с художественным произведением (чтение, вопросы по содержанию, рассматривание иллюстраций).
2. Работа с научно-популярной книгой (предложите поделиться своими впечатлениями об иллюстрациях; вспомните понравившиеся факты, например, о животных; составьте список вопросов, на которые дети хотели бы узнать ответы).
3. Работа с флэшнакопителем (коллективное прослушивание с одновременным рисованием, раскрашиванием, просмотр мультфильма).
Завершающий этап.
Собираются впечатления о книге (произведении, уточняется запрос детей.
Сторисек по сказке Сутеева В. Г «Мешок яблок»
Компоненты для сторисека по сказке В. Сутеева «Мешок яблок»
1. Красочно оформляется опись готового «сторисека».
3. Сказка В. Сутеева «Мешок яблок».
4. Биография автора (интересные факты из жизни).
7. Загадки про животных и овощах.
8. Маски, игрушки – прообразы героев сказки (заяц, ворона, медведь, бельчата, ёж, коза, козлята, крот, зайчиха, зайчата, волк).
9. Муляжи яблок, грибов, капусты, морковки, картошки, свеклы.
10. Изображением яблони, домика Зайца, Ежа и др.
11. Трафареты с животными и овощами.
12. Раскраски по сказке и карандаши.
13. Настольные игры: домино, домашние животные, лото.
15. Режиссёрские игры (предложить составить свою версию сценария).
20. Сюжетно-ролевые игры по мотивам произведения.
21. Викторины о диких животных, овощах.
22. Пословицы по тематике книги.
23. Скороговорки о животных.
Главное условие: все игры необходимо соотнести с произведением.
План сторисека «Мешок яблок»
— Понравилось ли вам произведение?
— Кто главный герой сказки?
Загадки
Много бед таят леса
Волк, медведь там и лиса.
Там зверёк в тревоге,
От беды уносит ноги
Ну – ка быстро отгадай-ка.
Как зверёк зовётся? (заяц).
Заяц зайцу говорит
Мне б его да аппетит
В аппетите мало толку
Мне бы зубы как у… (волк).
Сделал дыру, вырыл нору
Солнце сияет, а он и не знает (крот).
Окраска сероватая
Повадкой вороватая
Известная персона это (ворона).
Сжался ты не развернёшь,
На клубок, на мяч похож,
Сто иголок, а не шьёшь
Не хочу ответил … (ёж).
Есть рога, а не баран,
Хвост свечой, а не белка,
Не корова, а молоко даёт (коза).
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз
А зимой он спит в берлоге
От мороза прячет нос (медведь).
— Зачем заяц отправился в лес?
— Что нашёл в лесу заяц?
— Почему яблоня называете дикой?
— Сколько яблок набрал заяц?
— Какой у него (зайца) характер?
— Кого первого встретил заяц у яблони?
— Какая по характеру ворона?
— Каким вы представляете себе Медведя?
— Кто подбежал потом к Зайцу?
— Как относится автор к бельчатам?
— Кто встретился Зайцу по дороге еще?
— Где встретил Заяц волка?
— Когда Заяц прибежал домой, что он увидел?
— Расскажите, какие подарки принесли зайчатам звери?
— А кто ничего не принёс?
Благодаря своей доброте, заяц имеет много друзей, звери отблагодарили зайца за его щедрость и помогли в трудную минуту.
Пословицы
Без беды друга не узнаешь.
Без друга в жизни туго.
Верному другу цены нет.
Дружба не гриб, в лесу не найдёшь.
Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
Сам пропадай, а товарища выручай.
Старый друг лучше новых двух.
— Кто из сказки вам понравился больше всего? Почему?
— Какие чувства у вас возникли, когда вы слушали сказку?
— Как главный герой проявлял себя в разных ситуациях при встрече с бельчатами, кротом, волком?
— Какими качествами он обладает?
— Заяц положительный или отрицательный герой сказки?
— Кто противоположный герой? Почему?
— Какой вопрос задаёт ворона в конце сказки?
— Как вы на него ответите?
— Какая главная мысль в сказке?
--- Чему сказка учит?
--- Предложить детям раскраски по сказке.
--- Просмотр мультфильма.
--- Подвижная игра «Найди следы медведя. Волка, зайца и т. д.».
--- Игра-моделирование «Составь иллюстрацию к сказке из геометрических фигур-моделей».
--- Игровая ситуация «Угостим ворону яблоком и скажем ей добрые слова».
Данные игры с мешком историй можно распределить на три- четыре дня. В зависимости от того, сколько запланировано по выбранной книге.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование данного метода действительно даёт возможность детям «потрогать сказку». Это вызывает у детей интерес к книге, к чтению. Они сами предлагают создавать новые истории по другим произведениям.