Валентина Алямкина
Опыт работы по теме «Поликультурное образование дошкольников в рамках эвристической деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА
воспитателя МБДОУ Детский сад «Теремок» комбинированного вида
Алямкиной Валентины Геннадьевны
НА ТЕМУ:
«Поликультурное образование дошкольников в рамках эвристической деятельности»
Актуальность.
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования определены единые воспитательные процессы, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов.
Публикация «Опыт работы по теме „Поликультурное образование дошкольников в рамках эвристической деятельности“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Педагогическая находка» сентябрь 2024
В связи с этим, весьма актуальным становится вопрос поликультурного воспитания детей дошкольного возраста.
И я считаю, что, мы, педагоги дошкольного образования, должны способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой – привить ему уважение к культуре своего народа. Но, к сожалению, вы со мной согласитесь, что практически нет разработанных материалов, литературы, способствующих помочь педагогам в работе с детьми по этому направлению.
Естественно, встаёт вопрос, как плодотворно организовать педагогическую работу по поликультурному воспитанию детей? Ведь современного ребенка становится все труднее привлечь и удивить. И, если вчера он был исполнитель, то сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Я считаю, что необходимо изменить не столько содержание и объем информации по поликультурному развитию, сколько стратегию обучения детей, которым предстоит жить в динамичном, быстро меняющемся мире.
Поэтому, ведущей идеей моего опыта является : «Поликультурное воспитание дошкольников в рамках эвристической деятельности».
Новизна моего опыта заключается в том, что эвристический метод позволяет детям самостоятельно применять свои знания, умения, исходя из уже имеющегося опыта, а я лишь подвожу их к правильному решению.
Целью является воспитание и развитие детей на идеях народной педагогики, народной культуры посредством использования эвристической технологии.
Исходя из поставленной цели, мною были определены следующие задачи, которые вы видите на экране:
- образовательные :
- познакомить детей с историческими сведениями о далеком прошлом наших предков;
- формировать эмоционально-положительное отношение к культурному наследию своего региона;
- развивающие:
- развивать у детей творческую самостоятельность, познавательный интерес к изучению истории, культуры и быта своего народа.
-развивать умение творчески и самостоятельно отражать этнокультурные традиции в разных видах детской деятельности;
- воспитательные:
- воспитывать у дошкольников чувство любви, гордости и патриотизма к малой Родине, к своей жизни.
- приобщать к культуре и традициям семьи, родного города, края;
Для реализации этих задач, в первую очередь я создала в группе соответствующую развивающую предметно-пространственную среду:
-центр народностей,
-познавательный центр
-Мини-музей,
-книжный центр
По мере освоения детьми материала, центры пополняются и обновляются новыми материалами, одним из которых является учебно – дидактическое игровое пособие: интерактивный ранец «Моя Россия», куда входит: блок мультимедийных презентаций, виртуальных путешествий, интерактивных упражнений с использованием QR- кодов, логических игр и задач на этно- и поликультурном содержании, которые реализую во всех образовательных областях.
Каким же образом построить систему педагогической работы по поликультурному воспитанию на основе использования эвристического метода?
Конечно, c помощью игры, так как она является ведущим и самым привлекательным для детей видом деятельности. Любая игра обыгрывается не с точки зрения «представить как истину», а с позиции: попробуй сделать, догадайся, придумай, ответь сам на вопрос, найди выход из ситуации.
Я разработала серию модифицированных игр и игровых упражнений с этническим содержанием с использованием кюркодов и последовательно включаю их в воспитательно-образовательный процесс. Все игры сопровождаются эвристической беседой, в ходе которой ставлю вопросы, побуждая детей на основе наблюдения, сравнивать, сопоставлять отдельные факты, явления, присущие этническим культурам, а затем путем рассуждений делать выводы, выделяя что-то общее, особенное или единичное в культурах разных народов.
Например, игровое упражнение «Наши соседи». В начале игры вносится конверт с фотографиями разных национальностей где сообщается, что к нам приезжают гости из разных республик нашей родины. Подвожу детей к проблемной ситуации: нам надо их встретить и поприветствовать на их родном языке. Ребята, посмотрите и скажите, из каких республик приезжают к нам гости? В письме не было об этом сказано, как быть? Откуда мы можем узнать? Дети рассматривают фотографию, предлагают свои варианты ответов. В ходе беседы, выяснили: по одежде. С помощью подсказки GR, дети рассуждали, сравнивали, находили различия и сходства в элементах национальной одежды, присущие отдельному народу. С помощью карточек на карте совместно находили республику.
На одном из занятий мы путешествовали в «прошлое одежды». Отгадав загадку об одежде, дети отвечали на вопросы: Что было бы, если бы одежды не было? Одежда –хорошо или плохо? Когда– хорошо? Когда плохо? А вы знаете какую одежду носили люди в старину? (Дети предлагают свои варианты) А хотите узнать и проверить ваши предположения? Обращаю внимание детей на «грустную» куклу в мордовском национальном костюме. «Ребята, это же портниха Алдунья, которая шьет самые красивые костюмы! Давайте узнаем, что у нее случилось?» Дети узнают о том, что все выкройки перепутались. Подвожу детей к проблемной ситуации, что делать с перепутанными частями костюма, как помочь Алдунье? Они предлагают свою помощь. Проводится дидактическая игра «Собери национальный костюм».
В процессе дидактической игры «Быт мордовского народа», я использовала эвристический метод-метод внедрения. Было предложено детям, выбрать какой-либо предмет быта мордовского народа и объединить его с любым современным предметом или свойством. А после изобразить получившийся необычный предмет и дать ему название. Дети с удовольствием объединяли предметы старины с предметами современности. Свои творение они называли по –разному. Но самое интересное было, когда они соединили печку и машину (Печка могла ездить, и готовить). Или соединили крынку и эмоцию –радость. Получилась смеющаяся крынка- пьёшь из неё, а она смеётся.
Включение в работу эвристических методов происходит в сочетании с таким игровым методом, как сюжетно-ролевая игра.
Например, «Путешествие по карте». Вместе с детьми отправляемся в виртуальное путешествие по городу Ардатов. Но, чтобы проявить интерес к игре, создаю проблемную ситуацию. Приходит журналист журнала «Наша Родина» обращается с просьбой : написать статью о нашем городе. Так как она первый раз в нашем городе, заблудилась и не знает, куда ему идти. Дети в ходе рассуждения принимают решение помочь. А что поможет гостю ориентироваться в нашем городе, который никогда у нас не был (дети предлагают варианты) В итоге общее решение-это карта нашего города. Из интерактивного ранца, достаём карту нашего города с изображением улиц и достопримечательностями. Вместе с детьми выбираем транспорт безопасного передвижения по городу (на автобусе, так как удобнее) и водителя. Строим из подручного материала автобус. Рассматриваем карту и отмечаем на карте маршрут передвижения от детского сада к тем местам, где не побывала наша гостья. Тем самым, дети вспоминают и закрепляют не только достопримечательности нашего города, но и названия улиц. Побывав на остановке «Музей», дети знакомили гостью экспонатами и выставкой художников. В подарок на память ребята нарисовали коллаж «Зимний пейзаж».
Обращаю внимание на то, чтобы ни одно высказывание детей не осталось без внимания, все предположения должны быть обсуждены.
Семья всегда остаётся основой воспитания детей, и невозможно сформировать поликультурную личность, без участия родителей в решении проблемы. Поэтому, я ставлю перед собой задачу – максимально полно вовлечь членов семей воспитанников в образовательный процесс через подготовку детей к этническим праздникам, тематические выставки, создании проектов, конкурсов рисунков. Активно привлекаю родителей к организации фотовыставок, стенгазет, альбомов, к изготовлению костюмов для кукол, в которых отражены региональные особенности культуры.
Подводя итог, хочется сказать, что я не ставлю своей целью достижения высоких результатов, моя задача заключается в том, чтобы формировать этнокультурную компетентность дошкольников, и сделать акцент на приобщение их к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении. Еще, конечно, рано говорить о больших результатах свой работы, предстоит доработка своих методических и дидактических материалов по данному направлению.
Перефразируя мудрое изречение, хочу сказать: «Дети должны получить от нас, во первых корни, во-вторых, крылья». И я буду заботливо оберегать и приумножать традиции, а крылья буду дарить детям.