Бобрышова Светлана Владимировна
Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая находка
Детский сад – это удивительный мир, обитатели его – дети. Удивительные и неповторимые создания. Они непредсказуемые и всегда разные. В тоже время самые дорогие и любимые.
Жизнь без детей была бы серой и пустой. Как можно жить без звонкого детского смеха, без горящих глаз, без тысячи «Почему?». Именно поэтому воспитателю необходимо много знать об окружающем мире.
Я воспитатель. Моя профессия немыслима без постоянного творческого поиска и саморазвития. Мой путь в педагогике - это постоянный поиск, это счастливые находки и желание поделиться педагогическим опытом с другими.
Публикация «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Педагогические находки воспитателя свидетельствуют о творческом подходе к процессу воспитания.
Моя педагогическая работа по организации опытно – экспериментальной деятельности продолжается несколько лет.
Опыты позволяют объединить все виды деятельности и все виды воспитания. В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую любознательность. Почему, зачем, как, что будет? И почувствовать себя учеными, исследователями и первооткрывателями. Чем разнообразней поисковая деятельность, тем больше информации получает ребенок, тем быстрее и полноценней он развивается. Поэтому ценной является работа по формированию познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности. Для этого в нашей группе созданы экологический уголок и центр экспериментирования. Главная задача – это ознакомление детей с особенностями компонентов природы, свойствами и взаимосвязями. Методика проведения экспериментирования в педагогическом процессе не представляет особой сложности, так как в детском саду не должно быть четких границ между обычной жизнью и проведением опытов. Эксперименты – не сама цель, а только способ к ознакомлению с миром, в котором детям предстоит жить. Я предлагаю родителям проводить опыты вместе с детьми и дома. А дети в свою очередь с удовольствием делятся своими открытиями с другими детьми, приходя в сад.
Экспериментальная деятельность не только дошкольников, но и их родителей. Опыты предоставляют возможность самому ребенку найти ответы на вопросы. Инициатива распределяется равномерно между воспитателем и детьми. Практикую такие опыты в которых дети сами задумывают опыт, сами его выполняют, сами делают необходимые выводы.
Важно, чтобы каждый ребенок проводил свои опыты и был активным участником обсуждения. По результатам проведения опыта маленькие исследователи делают умозаключения в виде рисунка. Таким образом, в детской лаборатории найденные ответы на вопросы с помощью опытов обсуждаются.
В процессе экспериментирования я применяю разные методы и приемы.
Это: - показ;
- объяснение;
- проведение опытов;
- наблюдение;
- беседа.
А также использую мультимедийные способы обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.
Проанализировав результат своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен, такой опыт хорошо действует на усвоение навыков у детей. Я убеждена, что в поисковой деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить свою любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому необходимо стараться учить не всему, а главному.
Подводя итог в своей работе, могу сказать, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познаний и направляя детей в активную двигательную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе опытно – экспериментальной деятельности. Только через собственные действия дошкольник может познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.