Овсянникова Юлия Андреевна
Педагогическая находка на тему «Литотерапия как креативный и инновационный метод работы с детьми с нарушениями речи»
▼ Скачать +Заказ
Актуальность. На сегодняшний день богатая яркая речь у детей дошкольного возраста – явление достаточно редкое.
Большинство из них имеют множество проблем, а именно: в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, небольшой словарный запас, дефекты произношения и фонематических процессов. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности.
Следовательно, развитие речи дошкольников становится все более актуальной проблемой, т. к. о является важным условием успешного школьного обучения ребёнка.
Публикация «Педагогическая находка на тему „Литотерапия как креативный и инновационный метод работы с детьми с нарушениями речи“» размещена в разделах
- Литотерапия, камнетерапия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
И я считаю, что назрела необходимость поиска новых, нестандарт-ных методов и средств обучения, которые бы способствовали решению вышеперечисленных речевых проблем у дошкольников, через кото-рые играя и обучаясь, дети будут всецело увлечены процессом.
Таким материалом для меня стала технология литотерапия.
А что же такое литотерапия, и как можно применять ее в логопедической работе? Литотерапия – это любое использование природных минеральных веществ (песок, камни, глина и пр.) с целью воздействия на организм человека.
Что побудило меня обратиться именно к этому методу? Во-первых, простота, доступность, минимальные затраты. Камни разного цвета и размера можно собрать на море, на речном берегу, просто купить. Во-вторых, эффективность и многофункциональность. Игры с камнями позволяют охватить большой спектр коррекционных задач - от дифференциации звуков до связной речи.
Новизна моего опыта заключается в том, что использование элементов литотерапии на занятиях вносит элементы творчества в работу по коррекции речи и мелкой моторики, делает занятия более интересными для ребенка, а значит более результативными.
Целью моего опыта является развитие речевой активности и эмоционального восприятия детей с нарушениями речи посредством элементов литотерапии.
Мною были определены следующие задачи:
Развитие всех компонентов речевой деятельности дошкольников
Развитие мелкой моторики пальцев рук детей в сочетании с
речевыми задачами.
Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
Формирование звуко-буквенного анализа и синтеза.
Развитие грамматического строя речи.
Снятие усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний.
Формирование навыка совместной деятельности
Прежде, чем начать работу с камешками, в своей группе я оформила уголок из камней, состоящий из нескольких блоков:
1 Блок: «Каменная стихия». Подобрала камни, с помощью которых дети в игровой форме получают знания о свойствах и качествах камней. Игры способствуют развитию восприятия, внимания, мышления, памяти, наблюдательности, воображения, речи, расширения словарного запаса. 2 2 Блок[/i]: «Малахитовая шкатулка», где предлагаю детям игры для снятия скелетно-мышечного напряжения, развития мелкой моторики, массажа и самомассажа стоп и кистей рук. В качестве ручного тренажера в литотерапии использую не только камни, но и четки, бусы.
3 Блок: «Артмастерская». Здесь дети выражают собственные творческие идеи посредством создания прекрасных картин, мозаик, рисунков на камнях, придумывают образы и сказочные истории.
Работа с камнями не является изолированной задачей, а входит дополнительной частью в общий комплекс коррекции речевых нарушений у детей. Занятия провожу один раз в неделю в течение учебного года.
Для занятий я подобрала камешки разной текстуры, разных размеров, цветов. В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, а также от поставленной цели, использую их на индивидуальных, подгрупповых, фронтальных занятиях и в самостоятельной игровой деятельности детей.
Более глубокое знакомство на занятии начинается с игры, «Будем знакомы», цель которой привлечь внимание детей к тактильному объекту. Ребята перебирают камешки руками, выкладывают их из емкости, опускают руки по очереди и одновременно. Происходит знакомство дошкольников с текстурой - стеклянные, гладкие; качеством -хрупкие, прозрачные, легкие; цветом - красные, синие, желтые.
Для поддержания интереса к занятию при выполнении артикуляционной гимнастики камешки играют роль волшебных атрибутов. После выполнения артикуляционных упражнений ребята выбирают понравившийся «заветный камешек желаний». Дети загадывают самое сокровенное желание, которое обязательно сбудется.
С целью обучения детей правильно составлять словосочетания, пред-ложения и определять количество слов, предлагаю детям игру «Раз словечко, два словечко». По сюжетной картинке ребенок составляет предложение, камешками обозначая количество слов. Задание можно усложнить, увеличивая количество слов в предложении.
Расширять и активизировать словарь по лексическим темам «Овощи», «Фрукты», «Игрушки» и т. д. помогают игры «Раскрась картинку» или «Укрась предмет». Дети тренируются в умении точно правильно называть различные предметы, а также употреблять обобщающие слова, «раскрашивая» нашими чудными камешками грибочек, ежика, бабочку. Как следствие у них возрастает речевая активность, воображение и спектр положительных эмоций.
Для отработки связной речи составляем рассказы, сказки по сериям сюжетных картинок. В качестве главного героя выступает камешек.
Ребенку выдается поле с серией сюжетных картинок и атрибуты. Предлагается придумать сказку, в которой главный герой, Камешек, путешествует, следуя по дороже описывает свой путь. Встречает разных сказочных героев и взаимодействует с ними. В конце занятия ребенок самостоятельно рассказывает свою сказку.
Ни одна, даже самая лучшая инновационная технология не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей. Взаимодействие с родителями осуществляю в разных формах, среди них особым успехом пользуются тренинги, где родители получают теоретические знания и участвуют в упражнениях, дающих им возможность применить полученные знания к конкретной ситуации с их детьми.
Также, использую данные возможности интернета, на сайте размещаю ознакомительную и обучающую информацию, ссылки полезных для родителей сайтов логопедической направленности.
Волшебные камешки приходят на помощь мне также при проведении речевой диагностики. Наблюдая за ребенком в свободной игровой деятельности, отмечаю, что использование пособий позволяет быстрее устанавливать контакт с детьми, полнее выявлять отдельные особенности ребенка, уточняются речевые возможности ребенка, и определяется уровень коммуникативности.
Результатом работы по этому направлению считаю то, что, мои воспитанники стали более активны, наблюдательны и общительны. У них значительно возрос интерес к логопедическим занятиям, обогатился словарный запас, развилась мелкая моторика, повысилась работоспособность.
И я считаю, чтобы дети хорошо говорили, надо больше общаться с ними, быть принятым ими, позитивным, излучать позитивные эмоции.