Валентина Серенко
Использование кукол-перчаток как метода для разностороннего развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Представляю вашему вниманию свою педагогическую находку «Использование кукол-перчаток как метода для разностороннего развития детей дошкольного возраста».
Кукла-перчатка для ребенка – это средство для выражения чувств, исследования отношений и самореализации. Дети могут от лица куклы-перчатки сказать или сделать то, что им самим порой неловко сказать или сделать, так как они боятся вызвать неодобрение окружающих.
Публикация «Использование кукол-перчаток как метода для разностороннего развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Варежки, перчатки. Игры и занятия
- Перчаточный театр. Куклы из перчаток и варежек
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Педагогическая находка» октябрь 2023
Кукла-перчатка используется как промежуточный объект взаимодействия между ребенком и взрослым, ребенком и сверстником. Одевая на руку куклу-перчатку, ребенок «передает» свои лучшие чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы.
Возможности метода работы с куклой-перчаткой позволяют решить разносторонние задачи дошкольного образования и воспитания. Кукла-перчатка учит, воспитывает, развивает, дарит положительные эмоции ребенку, помогает формировать речь, пополнять словарный запас, развивать артикуляционный аппарат, моторику кисти, как говорится, «рукой учат голову». У детей появляется мотивация вновь присутствовать на занятиях, участвовать в интересных заданиях с использованием любимых кукол-перчаток.
Играя с куклой-перчаткой, говоря за нее, ребенок по-иному относится и к своей собственной речи и к самому себе, и к окружающим, может себя или других и похвалить и пожурить. Дети учатся понимать эмоции других людей – сопереживать горю и радоваться победам. С помощью кукол-перчаток дети упражняются в правильном общении с другими людьми и развивают в себе умение грамотно выстраивать отношения без любого вида насилия – запугивания, физической или словесной агрессии.
Главная задача использования куклы-перчатки – обеспечить диалог, в котором ребенок будет общаться со взрослым или сверстником посредством куклы. Играя с куклой-перчаткой, ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения, так как с игрушкой легче разговаривать и договариваться о чем-либо.
Использование кукол-перчаток как метода для разностороннего развития детей дошкольного возраста позволяет в непринужденной обстановке проводить различные мероприятия, способствуя речевому и психическому развитию ребенка.
С куклой-перчаткой можно провести эксперимент, игровое занятие, инсценировку сказки, спеть песенку, почитать, сплясать, рассматривать картинки. Все зависит от поставленной цели и решения определенных задач.
В своей практике куклы-перчатки использую в любых режимных моментах. В зависимости от ситуации кукла-перчатка может быть не только сказочным персонажем, но и просто тетей Машей или дядей Сашей или Еленой Григорьевной.
Кукла-перчатка может стать другом для ребенка, чтобы ему легче было адаптироваться к чему-то новому и непонятному, быть для ребенка учителем, помощником, гостем, положительным или отрицательным персонажем.
Целенаправленное и систематическое использование метода работы с куклой-перчаткой как на фронтальных и индивидуальных занятиях, так и в свободной повседневной деятельности детей, позволяет значительно расширить кругозор знаний об окружающем мире, активизировать все психические процессы и в целом повысить эффективность педагогической работы.
Использование кукол-перчаток открывает перед детьми новый мир, в котором они могут быть кем угодно. В любой момент кукла-перчатка может стать супергероем, доктором, волшебником или продавцом сладостей. Количество примеряемых ролей бесконечно, что помогает развивать воображение и фантазию детей. К тому же становится интереснее и веселее, когда кукла оживает прямо на твоей руке.
Этот метод мною используется с ясельной группы. И вот прошло три года и мои маленькие фантазеры уже создают свои собственные истории и сценарии, придумывают персонажей и их приключения.
Игра с куклами-перчатками не имеет границ, единственное ограничение – воображение детей, которое мы и стремимся развивать.
Подводя итог, хочется сказать о важности и значимости кукол-перчаток, которые помогают сформировать общую культуру ребёнка, приобщить его к духовным ценностям, познакомить с литературой, правилами этикета, развить игровое поведение, умение общаться со сверстниками и взрослыми, развивать навыки публичного выступления и творческого содружества.