Папки-передвижки

Педагогическая мастерская ШМС «Мир открытий» по опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками «Познай себя»

Елена Претцер
Педагогическая мастерская ШМС «Мир открытий» по опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками «Познай себя»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: приобретение практического опыта проведения экспериментов с целью познания человеческого организма и как средство приобщения детей к культуре здоровья.

Сохранение и укрепление здоровья — одна из главных стратегических задач дошкольного воспитания.

Наряду с ознакомлением с окружающим миром, где ребёнок может многое узнавать самостоятельно, наблюдая, играя, действуя с объектами, существует область знаний - человек, «близкое знакомство» с которым ребёнку трудно осуществить самостоятельно. Процесс знакомства с человеком, формирования сознательного отношения к себе, своему здоровью более полно и успешно проходит под руководством взрослого.

Публикация «Педагогическая мастерская ШМС „Мир открытий“ по опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками „Познай себя“» размещена в разделах

Проблема оздоровления, воспитания и развития — кампания не одного дня, а целенаправленная, систематически спланированная работа ДОУ и семьи на длительный период времени.

Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности : ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Важно заинтересовать ребенка этой темой, сформировать знания о том, что от состояния организма зависит успешная деятельность человека, показать красоту человеческого тела.

Целью работы с детьми по данному направлению является способствование формированию представлений об организме человека и сознательному отношению к своему здоровью.

Основные задачи:

• Формировать представление о своем организме (о строении собственного тела).

• Помочь ребенку создать целостное представление о своем теле.

• Научить «слушать» и «слышать» свой организм.

• Развивать представление о полезности соблюдения детьми гигиенических процедур и режима.

• Воспитывать осознанное отношение к своему организму.

Мы должны действовать по формуле: сначала помоги ребенку осознать, зачем ему это делать, затем научи его в увлекательной форме и только потом приучай выполнять эти действия ежедневно.

Сейчас я предлагаю посмотреть содержание представлений об организме человека у дошкольников на разных возрастных этапах, и, безусловно, связано оно с уровнем их физического и психического развития относительно именно данной области знаний.

Так, на втором-третьем году жизни ребенок способен к элементарному осознанию родственных связей (мать, отец, бабушка). На втором году жизни ребенок начинает "замечать" других детей. Могут иметь место неожиданные проявления: стремительно подбежит к другому ребенку и обнимет, начнет "обследовать" его внешний облик, словно новую игрушку, и др. Интерес к детям растет по мере увеличения времени совместного пребывания в дошкольном учреждении, на игровой площадке. Возникают первые симпатии. Учится сравнивать свои поступки, умения с умениями и поступками других детей. Появляются элементы самооценки.

На третьем году жизни ребенок гордится своими достоинствами: аккуратностью, умением самостоятельно одеваться, "читать" стихи, выговаривать "трудные" звуки, танцевать. Малыш начинает отличать красивое от некрасивого, добро от зла. К трем годам на доступном ребенку уровне происходит его социализация: он выделяет свое "Я", ставит себя в позицию субъекта деятельности, осознает, что в мире существуют другие люди. Необходимо, чтобы первые представления ребенка о своем физическом и социальном "Я" обрели позитивную окраску. Это станет основой развития позитивной "Я-концепции" на следующих этапах онтогенеза. Таким образом, в этом возрасте завершается первый этап развития представлений ребенка о себе, первый этап развития личности.

В 3-4 года наступает возраст "почемучек" - период активного формирования личностных новообразований и самосознания ребенка. Они проявляются в новых представлениях ребенка о себе, своей личности, в самооценке, в попытках самоутвердиться. Ребенок становится более внимательным к своему физическому "Я". Взрослый, отвечая на тысячи "почему?", помогает ему не только познать особенности строения человеческого организма (частей тела, внутренних органов, но и узнать об общих принципах их функционирования (к пяти годам). Дети могут более точно определять свои ощущения, место их локализации.

В пять лет у них имеется определенное представление о своем организме. Формируется и представление о половых признаках. Ребенок активно усваивает половые стереотипы, а вместе с тем - и поведение, соответствующее половой принадлежности. В процессе сравнения себя с другими у ребенка формируется представление о своем внешнем облике, которое выступает важной составной частью образа "Я", ориентирует на самоидентификацию, осознание собственной неповторимости, помогает избежать слепого подражания другим.

В среднем дошкольном возрасте дети уже знакомятся с функциональным назначением своих органов тела и чувств, с тем, как их защитить от повреждения (чтобы руки не замерзли, надеваются варежки, а, чтобы глазки не уставали – нужно делать гимнастику). Дети обучаются технике безопасного поведения дома и на прогулке, что предотвращает травматизм и простуды ребенка.

В старшем дошкольном возрасте активно развивается познавательная сфера ребенка - сенсорика (ощущения, восприятия, представления, память, мышление, воображение.

Важным для определения содержания представлений об организме человека является и само понятие "организм человека".

В процессе ознакомления старших дошкольников с человеческим организмом решаются следующие задачи:

• формирование у детей адекватных представлений об организме человека (о строении собственного тела);

• формирование у детей системы знаний о его здоровье, факторах, влияющих на сохранение и укрепление здоровья;

• ознакомление с основами здорового образа жизни;

В усвоении материала о человеческом организме предпочтение отдаётся поисково-экспериментальным, продуктивным, игровым, проблемным методам, наблюдению за собой и за другими; практическим методам овладения навыками ухода за своим телом, которые позволяют детям самостоятельно улавливать общие закономерности процессов, происходящих в организме и понимать смысл гигиенических и здоровьесберегающих процедур.

В старшем дошкольном возрасте уже возможно ознакомление с биологическими системами организма, его функциями, проведение профилактики вредных привычек.

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ РАЗДЕЛА «ПОЗНАЙ СЕБЯ»

Младший дошкольный возраст

В этом возрасте малышей можно знакомить с различными частями тела и органами чувств. Основная оздоровительная задача в данном возрасте – это привитие навыков гигиены: умываться, чистить зубки, причесываться, одеваться в соответствие с погодой.

Тема познавательно-экспериментальной деятельности Цели познавательно-экспериментальной деятельности Экспериментальная деятельность детей

«Найди человечка» познакомить со строением тела человека: туловище, ноги, руки, шея, голова. Предложить детям поиграть в игру «чудесный мешочек» : найти в мешочке на ощупь человечка (куклу). Дети по очереди выполняют задание и объясняют, как каждый из них узнал, что это человечек, и почему не выбрал другую игрушку (у нее есть хвост, крылья и т. д.)

«Наши ручки» опытным путем показать детям значение рук для жизни человек 1. как можно есть конфету без рук – руки за спину, конфета на столе. Попробовать съесть конфету (вызвать 2-х детей).

Вывод: руки важны в нашей жизни. Поэтому относиться к ним надо бережно и тренировать их силу.

«Слышим-не слышим» опытным путем показать детям роль уха в улавливании и различении различных звуков. 1. Взрослый встает за спиной ребенка на расстоянии 2 – 3м, произносит различные слова, причем каждое последующее слово надо произносить более тихим голосом. Сначала закрыть ватным тампоном одно ухо ребенка. Повторить опыт. Затем закрыть ватным тампоном оба уха ребенка. Повторить опыт. После этого попросить ребенка рассказать о своих ощущениях, чтобы он объяснил, когда было слышно хорошо, когда хуже, когда вообще не было ничего слышно и почему.

2. (Педагог производит за ширмой несколько действий: переливает воду из полного стакана в пустой, мешает ложкой в стакане, шуршит бумагой.) Что я делаю? (Дети легко определяют.) Так зачем нам уши? (Чтобы слышать).

«Я назову, а ты покажи» опытным путем показать значение глаз для жизни человека. Опыт проводится в парах, одному из детей завязываются глаза. На два стола выставляются два одинаковых набора предметов (например, красный и синий кубики, пирамидки, игрушечные чашки и тарелки, цветные карандаши и т. д., по заданию взрослого дети должны показать определенный предмет. Проверяется правильность выполнения задания. Вывод - когда глаза завязаны, задание выполнить нельзя.

Средний дошкольный возраст

В нём дети впервые знакомятся с тем, что все люди на Земле разные и неповторимые, узнают, что такое комплекция, почему у людей разный цвет кожи, глаз и волос, форма носа; учатся внимательно наблюдать за лицом, определять по нему настроение и самочувствие человека; получают первые сведения о частях тела человека и их функциях; знакомятся с кожей, волосами и ногтями; проникают в тайну рождения; учатся определять людей по половым признакам; знакомятся с органами чувств; учатся экспериментальным путём ориентироваться в схеме собственного тела

Тема познавательно-экспериментальной деятельности Цели познавательно-экспериментальной деятельности Экспериментальная деятельность детей

«Мы все такие разные» Познакомить детей с тем, что люди бывают разного телосложения и комплекции: полные, нормального телосложения и худые; разного роста: высокие и низкие; могут отличаться цветом кожи, формой ушей, носа и т. д. ; подвести детей к выводу о том, что самым важным является не то, как выглядит человек, а его здоровье; научить детей наглядным путём изображать худого и толстого человека; с помощью педагога нарисовать портреты детей группы разной комплекции и сравнить с оригиналами. Измерение детьми своего роста и веса; рассматривание в зеркало своего лица и сравнение с лицом другого человека.

«Наше лицо» Продолжать учить детей обращать внимание на лица других людей, определяя по ним настроение, самочувствие человека; учить правильно называть цвет глаз. Определение назначения глаз, бровей, ресниц, рта и т. д.

«Из чего мы состоим?» Сформировать у детей представление о частях тела человека, показать значение каждого органа. Определение экспериментальным путём, могут ли наши органы существовать друг без друга.

«Что лучше – руки или ноги?» Продолжить знакомство детей со строением и значением рук и ног человека. Выяснить сходства и различия в строении и значении рук и ног человека (сравнение рук и ног человека с конечностями животных; рисование руками и ногами.

«Кожа – главная одежда нашего тела; волосы и ногти» Продолжать знакомить детей со строением тела человека; дать представление о том, что кожа – это кожный покров тела человека, она постоянно обновляется, а также выполняет очень много функций – это защита от грязи, жары и холода, высокая чувствительность к различным микробным воздействиям и боли; познакомить с функцией волос и ногтей; воспитывать бережное отношение к своей коже, волосам и ногтям, желание быть чистоплотным. Определение прочности волос; рассматривание и зарисовка пор кожи; проведение температурных тестов; домашнее задание на опыты с ногтями (прослеживание динамики роста ногтей).

«Как ты рос»

Познакомить детей с тем, что все люди «рождаются», у каждого человека есть родители – мама и папа; познакомить с понятием «грудной ребёнок», предназначением таких вещей, как соска, бутылочкаи т. д. ; рассказать о рационе питания грудных детей; проследить по картинкам динамику развития ребёнка от рождения до 7 лет; определение возрастной динамики роста и развития человека.

«Мальчики и девочки» Познакомить детей с тем, что в природе существуют люди двух полов – мужского и женского; рассказать о половых признаках мальчиков и девочек, не вникая в анатомические подробности, особенностях их физического развития и характера. Определение физической силы, гибкости, ловкости, меткости мальчиков и девочек.

«Наши надёжные помощники – органы чувств» Познакомить детей с пятью органами чувств: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием. Определение «главного» глаза; определение действий педагога на слух; определение запаха и характера приготавливаемой пищи (д/з); определение еды на вкус; тактильные опыты с предметами; температурные тесты.

«Кто мы? Какие мы?» Закрепление умения ориентироваться в схеме собственного тела, различать и называть части тела; различать понятия «мальчик-девочка»; знать, к какому полу относится сам ребёнок. Ориентация с помощью символов в схеме собственного тела.

Старший дошкольный возраст (старшая группа)

Именно в этом возрасте начинаем знакомится с детьми с внутренним строением человеческого организма.

Тема познавательно-экспериментальной деятельности Цели познавательно-экспериментальной деятельности Экспериментальная деятельность детей

«Из чего я сделан. Клетка» Познакомить детей с клеточным строением человеческого организма, с разнообразием клеток и выполняемыми ими функциями; довести до сознания детей, что все люди состоят из клеток и что только благодаря клеткам каждый из нас смог появиться на свет. Создание разрезного человечка из клеток-пазлов; зарисовка клетки человека.

«На чём всё держится? Скелет и мышцы» Дать представление о том, что у каждого человека внутри есть кости, которые составляют подвижную конструкцию – скелет нашего тела; объяснить основную функцию скелета – защищать внутренние органы от внешних повреждений; объяснить основную функцию мышц – соединять кости скелета между собой и двигать их; познакомить с правилами профилактики переломов и вывихов.

«Смотри во все глаза!» Изучить свойства зрительного аппарата методом экспериментирования; познакомить со строением и функцией глаз; помочь понять, почему человек имеет два глаза. Опыты с одним закрытым глазом; наблюдение за движением глаз; игра «Можно ли обойтись без глаз?»; приём и подача сигнала глазами; счёт глазами ; разработка «Правил Зоркого Глаза».

«Слушай во все уши!» Познакомить детей со строением и значением органа слуха; дать простейшие понятия о строении и функционировании уха; показать значимость этого органа для человека; познакомить с методами профилактики нарушений слуха. Опыты с картонной воронкой; определение остроты слуха; определение расстояния до источника звука; игры «Узнай по голосу», «Узнай по звуку», «Поводырь» и др. ; разработка «Правил Здорового Ушка».

«Сердце и кровообращение. Великий труженик и Волшебные реки»

Дать детям первые представления о крови и кровеносной системе; познакомить с понятиями «кровь», «сердце», «сосуды», «артерия», «вена», «пульс»; учить слушать звуки своего и чужого сердца, определять его местонахождение. Прослушивание биения сердца с помощью фонендоскопа; определение частоты пульса и его зависимости от физической нагрузки; зарисовка сердца, определение его размеров; опыты «Почему побелел палец?», «Что с ноготком?»; опыты со спринцовкой и медицинской системой (пульсация сердца); разработка «Правил Здорового Сердца».

«Дыхание. В Стране Лёгких, или Путешествие Воздушных человечков» Познакомить детей со строением и значением дыхательной системы; дать детям первичные представления об органах дыхания; отметить их важное значение для человека; подвести к пониманию бережного отношения к органам дыхания и правильного ухода за ними. Наблюдение за разным дыханием и за работой грудной клетки, определение частоты дыхательных мышц; игры «Воздушный бой», «Кто счастливый?», «Чьё дыхание сильнее?».

«Мозг – центральный компьютер. Работа нервной системы» Познакомить детей с функцией человеческого мозга; объяснить им, что всё, что они могут делать (различать цвета, чувствовать тепло-холод, слышать звуки, определять запах, чувствовать боль, голод и жажду) возможно только благодаря работе мозга; познакомить с таким понятием, как «рефлекс»; вызвать чувство восхищения работой своего организма; довести до сознания детей, что травма позвоночника может привести к потере подвижности; воспитывать чувство сострадания к людям-инвалидам.

«Пищеварение. Об удивительных превращениях пищи в организме человека Дать детям первичные представления о пищеварительной системе человека; закрепить некоторые культурно-гигиенические навыки, сопровождающиеся приёмом пищи. Определение вкусовой чувствительности языка; показ размеров 12-перстной кишки и тонкого кишечника; нахождение и рассматривание второго язычка; рассматривание желудка, печени и кишечника на макете.

Подготовительная к школе группа

Тема познавательно-экспериментальной деятельности Цели познавательно-экспериментальной деятельности Экспериментальная деятельность детей

«Загадочная страна Микробия» Познакомить детей с микроорганизмами и их свойствами (растут, размножаются, питаются, дышат, могут быть полезными и вредными; с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями и способами защиты от них. Создание условий для того, чтобы опытным путем показать детям как передаются микробы от человека к человеку.

Перед проведением опыта взрослый наносит себе на ладони гель для тела (тени) с блестками. Потом он предлагает детям поздороваться за руку, при этом плотно сжимает ладошку каждого ребенка. После этого взрослый «неожиданно» обнаруживает, что его ладонь грязная и просит детей посмотреть на свои ладошки. Дети видят на них следы блесток. Рассматривание заплесневелых кусочков хлеба через лупу (в закрытой посуде); показ процесса размножения микробов и борьбы с ними (с помощью пластилина); индивидуальная работа с микроскопом.

«Откуда берутся болезни?» Закрепить знания детей о полезных и болезнетворных микробах; познакомить с путями их проникновения в организм человека, поведении; рассказать о симптоматике некоторых болезней, способах борьбы с ними; назначении прививок; развивать навыки поведения во время болезни, навыки обращения с лекарственными препаратами.

«Проделки Королевы Простуды» Формировать представление о здоровье как одной из основных ценностей; расширять знания о профилактике простудных заболеваний.

«Путешествие в Зубное Королевство» Познакомить детей со строением зубов методом самообследования; с расположением зубов в ротовой полости, их названием и количеством; уточнить знания о назначении зубов, об их функции; помочь понять причины повреждения зубов, биологический смысл основных гигиенических мероприятий; развить умение правильно чистить зубы. Рассматривание ротовой полости в зеркало; рассматривание эмали, определение её свойств; самообследование челюсти и дёсен; определение количества зубов в ротовой полости, занесение результатов в таблицу; рассматривание молочных и постоянных зубов в лупу (здоровых и кариозных); определение передних, резцов и жевательных зубов (надкусывание моркови); рассматривание гипсовой челюсти без передних зубов; показ правильных приёмов чистки зубов при помощи бумажных квадратиков и сухой зубной щётки; отработка правильных навыков чистки зубов (стакан с водой, индивидуальная зубная щётка, лупа, рассматривание остатков пищи после чистки зубов в лупу.

«Царственная» осанка: может ли её иметь каждый?» Дать детям представление о том, что такое «правильная», «царственная» осанка; познакомить с профилактикой её нарушения; закрепить знания детей о позвоночнике и его функциях. Наблюдение за работой позвоночника, сделанного из белой шерстяной нитки, и осанкой пластилиновых человечков в различных положениях (сидя за столом, лёжа на кровати на спине, животе, на боку, «калачиком»).

«Что такое плоскостопие?» Познакомить детей с понятием «плоскостопие»; рассказать о причинах возникновения заболевания и способах профилактики; развивать элементарное умение видеть и определять плоскостопие на иллюстрации и плантограмме; воспитывать бережное и внимательное отношение к функционированию своего организма. Рассматривание иллюстраций здоровой и плоской стопы; «правильной» и «неправильной» обуви; изготовление плантограмм; выполнение физических упражнений для укрепления свода стопы (с помощью деталей мелкого и крупного конструктора «Лего»).

«Какие врачи помогают нам следить за здоровьем» Познакомить детей с работой такого учреждения как поликлиника, а также врачей следующих специализаций: отоларинголог (ухо-горло-нос, стоматолог, окулист, рентгенолог, терапевт, дерматолог; учить не бояться походов к врачам и медицинских осмотров.

«Здоровье природы – здоровье человека» Познакомить детей с некоторыми лекарственными растениями (ромашка, подорожник, крапива, расширить знания о пользе и применении лекарственных растений; закрепить правила поведения при сборе лекарственных растений; познакомить с понятием «экологическая катастрофа».

Во время игр – экспериментов дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать предположения, проверять их опытным путем и делать выводы. От своих открытий они испытывают действительно настоящий восторг, чувство удовлетворения от проделанной работы.

В свою очередь взрослый должен этот интерес поддерживать, развивать, поощрять, создавать все необходимые условия для экспериментальной деятельности.

И в этом должны помогать не только воспитатели, но и родители. Актуальность работы по совместному с родителями экспериментированию заключается в том, что эта форма взаимодействия используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности дошкольника, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

В становлении самостоятельной детской познавательно – исследовательской деятельности велика роль взрослого, который поможет ребенку освоить и понять окружающий мир. Поэтому велика роль родителей в этой деятельности. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами.

Исходя из вышесказанного, хочется выделить следующие преимущества совместной с родителями опытно экспериментальной деятельности :

возможность использовать материалы, которые не используются при работе в группе с большим количеством детей,

возможность не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений («испачкаешься», «прольешь»,

развитие интереса к совместной деятельности, развитие понимания родителями возможностей, способностей своего ребенка,

- для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы,

- кроме того, домашнее экспериментирование отличается свободой действий как для взрослых, так и для детей, помогает получить новые знания, закрепить ранее полученные.

Вовлечение родителей в совместную с детьми исследовательскую и опытно-экспериментальную деятельность является частью образовательной деятельности. Происходит непосредственное взаимодействие между родителями и детьми, совместная деятельность основывается на поддержании детской инициативы и самостоятельности, поисковой активности.

Для привлечения родителей к активному участию в педагогическом процессе через совместную с детьми экспериментальную деятельность, актуальными будут следующие шаги (задачи) :

1. Углубление знаний родителей в вопросах экспериментальной деятельности дошкольника, через информирование о деятельности детей в ДОУ в рамках основной образовательной программы дошкольного образования.

2. Привлечение родителей к активному сотрудничеству с педагогами ДОУ через внедрение активных форм взаимодействия.

3. Развитие интереса родителей к практическому экспериментированию совместно с детьми.

Для большей заинтересованности родителей и вовлечения их в опытно-экспериментальный процесс используют различные формы работы, а также знакомят их с серией несложных опытов, которые можно провести дома с детьми.

Публикации по теме:

Фотоотчет о проведении опытно-экспериментальной деятельности в комбинированной группеФотоотчет о проведении опытно-экспериментальной деятельности в комбинированной группе Фотоотчет о проведении опытно -экспериментальной деятельности в комбинированной группе Детское экспериментирование – эффективный метод.

Фоототчет об опытно-экспериментальной деятельности «Яйцо, какое оно?»Фоототчет об опытно-экспериментальной деятельности «Яйцо, какое оно?» В Муниципальном дошкольном образовательном учреждении Светлогорский детский сад прошло занятие по опытно-экспериментальной деятельности.

Фотоотчёт об опытно экспериментальной деятельности «Как сажали мы лучок»Фотоотчёт об опытно экспериментальной деятельности «Как сажали мы лучок» Задачи: Формировать основы исследовательской деятельности в процессе посадки лука. Формировать у детей простейшие трудовые умения (посадить.

Конспект НОД «Познай себя» познавательного цикла для детей 3–4 лет ЦЕЛЬ: Формировать у ребенка интерес к познанию самого себя, дать представление о теле человека, о его органах. Ознакомить детей с внутренним.

Фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельностиФотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности Я уже писала, что к нам на два дня зима заглянула. Это было так удивительно. (посмотреть можно здесь) И решили с ребятами, если снег останется.

Тренинг общения «Познай себя» Тренинг общения «Познай себя» Цели тренинга: - правильно общаться друг с другом; - наладить обратную связь; - развивать чувство открытости.

Фоторепортаж об опытно-экспериментальной деятельностиФоторепортаж об опытно-экспериментальной деятельности Сообщение из опыта работы. Выступление на педсовете по опытно-экспериментальной деятельности от 29.11.18. Педсовет прошел в игровой.

Социально — нравственное развитие. Познай себя. Группа раннего возраста. Тема: Кто Я? Какой Я? 2 младшая группа Задачи: учить детей любить себя; закрепить знания о себе (имя, фамилия, пол, возраст, членах семьи;.

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности «Сила магнита» Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема: Сила магнита Возрастная группа:.

Уголок опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи»Уголок опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» Уголок опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи»Задачи создания и функционирования уголка опытно-экспериментальной направленности:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическая мастерская ШМС «Мир открытий» по опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками «Познай себя»
Опубликовано: 14 апреля 2021 в 07:30
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическая мастерская ШМС «Мир открытий» по опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками «Познай себя»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Претцер (УИ 300841) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД