Кирсанова Екатерина
Педагогическая мастерская «Портфолио дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая мастерская
В документах, посвященных модернизации российского образования, ясно обозначена идея о необходимости смены ориентиров образования: с получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач - к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях
Достижение этой идеи возможно, если образовательный процесс будет идивидуализирован, ведь только на основе индивидуализации может быть достигнуто полноценное развитие личности дошкольника, раскроются особенности, уникальные способности воспитанника. Таким образом, индивидуализированный подход-основа компетентно-ориентированного обучения воспитанников.
Публикация «Педагогическая мастерская „Портфолио дошкольника“» размещена в разделах
Одним из методов индивидуализации процесса обучения является внедрение «Портфолио воспитанника»
Понятие портфолио различно. Чаще всего оно применяется как портфолио творческой личности. Однако из всех определений понятия портфолио можно выделить, что это способ фиксации, накопления индивидуальных достижений за какой-то определённый период.
Причём, портфолио может составляться как на одного человека, так и на группу детского сад, спортивный коллектив, детский музыкальный коллектив. Портфолио может составляться и на педагогический коллектив детского сада, и на конкретную семью.
Но как бы там, ни было, портфолио – это показатель творческих успехов. И это главное. Ведь как важно заметить что-то хорошее, положительное, а не акцентировать внимание на том, что ещё не можешь, не знаешь, не умеешь.
Портфолио – это так называемое «досье успеха», в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни человека.
Портфолио перспективная форма представления индивидуально творческого, интеллектуального, духовно нравственного развития личности.
В зарубежной традиции портфолио определяется как коллекция работ и результатов сотрудников которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в профессиональной деятельности. Сейчас мы рассмотрим виды портфолио :
Портфолио копирайтера состоит из примеров лучших работ специалистов рекламных текстов слоганов, названий компаний и продуктов которые предложил копирайтер
Портфолио фотографа включает в себя: примеры фотографий сделанные в разных жанрах и работы, получившие призы на профессиональных конкурсах.
В настоящее время в теории и практике образования выделяют несколько типов портфолио.
Портфолио документов»-это портфель документированных достижений педагога. Документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио.
Портфолио работ предоставляет-собой собрание различных творческих,проектных, исследовательских работ, лучший конспектов занятий и мероприятий с детьми.
Давайте вместе подумаем.
Например, каждые 5 лет мы проходим аттестацию. Какой тип портфолио мы используем : Портфолио докладов или Портфолио работ (и тот и тот,т. е. смешанный)
Как вы думаете может ли включать в Портфолио педагога страничка «хобби»? (да, потому что это самовыражение педагога).
Способы оформления портфолио :
-бумажный (печатный)
-электронный.
Основная тема нашей мастерской портфолио дошкольника
рассмотрим его особенности: это:
1. способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в определенный период его развития, важнейшая точка соприкосновения во взаимодействии «педагог — ребенок — родитель»; метод оценивания реальных достижений дошкольника;
2. коллекция работ воспитанников, которая демонстрирует его усилия, прогресс или достижения в определенной области;
3. своеобразная выставка работ детей, задачей которой является отслеживание их личностного роста;
4. коллекция работ и результатов деятельности ребенка, которые демонстрируют его усилия, прогресс и достижения в различных областях;
5. инструмент комплексной оценки уровня развития индивидуальных качеств, возможностей и способностей ребенка, способ анализа индивидуальных достижений для выстраивания дальнейшей траектории развития.
Цель портфолио — увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребенка в широком образовательном контексте, показать его способность практически применять приобретенные знания и умения. Основной смысл портфолио — показать все, на что способен ребенок В наше время не все родители согласны с ведением портфолио своего ребенка вы согласны с этим?
А сейчас давайте поиграем. Делимся на три команды, ваша задача составить рекламный текст: «Как заинтересовать родителей в необходимости создания портфолио своего ребенка»
При формировании папки достижений важно учитывать ряд принципов:
1) Создавать её необходимо добровольно, нельзя настаивать на обязательном участии всех воспитанников и родителей;
2) Участие ребёнка в оформлении папки и отборе материала обязательно;
3) Важно не допустить «соревновательности». Каждый ребёнок уникален, и портфолио призвано подчеркнуть это.
4) Важна систематичность работы с портфолио;
5) Отсутствие строгих требований к оформлению, главное, чтобы папка нравилась ребёнку.
Работа над портфолио дошкольника проходит в несколько этапов:
1 этап. Постановочный.
Приступая к реализации технологии портфолио, необходимо определить цель его создания. Структуру портфолио (какие страницы, их название и др.) определяют дети и взрослые совместно, в зависимости от интересов и индивидуальных особенностей. При обсуждении с детьми, как должен выглядеть портфолио, необходимо обратить их внимание на следующие моменты: на какое время он рассчитан, как долго будут собираться материалы, как часто пополняться, в какое время и когда будут рассматриваться и анализироваться. Продумать титульный лист, обложку; возможно, что все портфолио будет сопровождать эмблема или логотип группы, детского сада. Обсудить с детьми, какие будут разделы, предложить им на выбор различные варианты.
2 этап. Поисковый
2.1. Сбор информации.
Как показала практика, оформление портфолио различно.
Внедряя портфолио в деятельность дошкольного учреждения, педагог должен предложить варианты разделов и рубрик, продумать возможное их содержание. В ходе работы могут появиться новые рубрики, предлагаемые детьми или взрослыми на основе интересных событий или проявлений ребенка. Ряд авторов предлагают собственные структуру и содержание портфолио ребенка. Так И. Руденко предлагает примерное содержание этих разде, лов, которое заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.
Раздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы; можно ввести рубрику «Я люблю.» («Мне нравится.», «Обожаю, когда.», в которой будут записаны ответы ребенка.
Л. И. Адаменко предлагает следующую структуру портфолио :
2 блок «Какой ребенок умелый» содержит информацию о том, что ребенок умеет, что знает, благодарственные письма родителям — за воспитание и включает в себя: ответы родителей на вопросы анкет; отзывы воспитателей о ребенке; рассказы детей о ребенке; рассказы педагогов, к которым ребенок ходит на кружки и секции; оценка участия ребенка в акциях; характеристика психолога познавательных интересов ребенка; грамоты по номинациям — за любознательность, умения, инициативу, самостоятельность;
3 этап. Заключительный по завершении работы над портфолио мы отмечаем положительные стороны, планируем работу на следующий год и т. д.
Работа над созданием портфолио позволяет сблизить интересы родителей и специалистов ДОУ, так как в данном деле в центре внимания находится ребенок.
Таким образом, портфолио позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку и вручается при выпуске из детского сада как подарок самому ребенку и его семье.