Получи документы

Педагогическая концепция «Календарь интересных событий»

Линькова Наталья Михайловна
Педагогическая концепция «Календарь интересных событий»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность

Чтобы не попасть в капкан,

Чтобы в темноте не заблудиться,

Чтобы никогда с пути не сбиться,

Чтобы в нужном месте приземлиться, приводниться,-

Начерти на карте план.

В. Высоцкий

Действительно, все начинается с плана, а в детском саду это фундамент образовательной деятельности. На мой взгляд, это должен быть план не только педагога, ведь и у детей есть свои мысли и предложения и по теме, и по ее содержанию.

Публикация «Педагогическая концепция „Календарь интересных событий“» размещена в разделах

Обучение детей будет успешнее, если ребенку предоставляется возможность действовать по собственному выбору, творить и проявлять свою уникальность, активность, развивать свою сознательность и ответственность. Кроме того, предлагая тему, ребенок учится отстаивать свои интересы. Принимая тему, предложенную другими, учится согласовывать свои интересы с интересами других детей. Предлагая способы познания, виды деятельности, учится инициативе, самостоятельности. Выбирая из предложенного, учится анализу. Детская инициатива и самостоятельность проявляются в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду.

Инициатива ребенка обязательно включает в себя познавательный компонент. Познавательная инициатива проявляется всякий раз, когда ребенок начинает решать свою собственную задачу, а не ту задачу, которую перед ним поставил экспериментатор. Поэтому педагог должен умело создать условия для проявления познавательной инициативы.

Проблема, цель и задачи исследования

Я задалась вопросами:

• Как быстро и правильно включить детей в образовательный процесс?

• Каким образом поддерживать интерес и познавательную активность на протяжении изучения определенной темы?

• Как способствовать развитию инициативы, умению рассуждать?

• Как научить детей мыслить творчески и фантазировать?

Все эти вопросы заставили меня сформулировать цель своей педагогической концепции.

Цель моей педагогической деятельности : создать благоприятные условия, найти способы, приемы для целостного и успешного развития познавательных способностей и интересов, развития свободной творческой личности ребенка в различных видах деятельности.

Сформулированная цель выявила постановку следующих задач:

1. Выработать способы, методы и приемы игровой мотивации, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик, для увеличения познавательного интереса;

2. Создать условия для обеспечения психологического благополучия и здоровья детей;

3. Обеспечить индивидуализацию для каждого ребенка, создать условия для самоопределения и самореализации личности.

4. Создать у детей чувство уверенности в своих силах; развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

5. Установить партнерские взаимоотношения с семьями воспитанников, с окружающим социумом путем объединения усилий для развития и воспитания детей.

6. Совершенствовать свои профессиональный уровень путем анализа результатов деятельности по данному вопросу.

В поиске решении на поставленные задачи, в своей деятельности решила включать детей в планирование деятельности. Предполагая, что совместное планирование позволит поддерживать детскую инициативность посредством работы с их интересами.

На первоначальном этапе работы над темой я, изучила имеющиеся методические разработки по данной проблеме исследования, выделила для себя много отличных технологий, методов и приемов, постепенно начала вводить их в образовательный процесс.

Но пришла к выводу, что воспитанники недостаточно владеют способами познания окружающего мира, затрудняются формулировать вопросы, отвечать на поставленные им вопросы, анализировать, сравнивать. У большинства детей предпосылки поисковой деятельности развиты недостаточно хорошо. По результатам мониторинга я сделала вывод о необходимости работы по развитию познавательной активности, инициативы у детей. Я понимала, что во многом результат работы ребёнка будет зависеть от его заинтересованности, поэтому важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности.

Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности. Так, игра способствует развитию активности и инициативы (Н. Я. Михайленко, Д. Б. Эльконин, в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата (В. И. Логинова, Д. В. Сергеева, в продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску средств самовыражения. Постепенно появляется детская самостоятельность с элементами творчества, повышается уровень осознанности, самоконтроля, самооценки ребенка в процессе осуществляемого им вида деятельности.

В своей работе я опираюсь на методические разработки: Свирская Л. В. «Детский совет». Методические рекомендации для педагогов. Т. И. Бабаева г. Санкт – Петербург «Развитие самостоятельности как фактор подготовки детей к обучению в школе». Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. Методические рекомендации. О. В. Дыбина Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста: методические рекомендации. Кожевникова Л. М. Карта детских инициатив.

Исходя, из того, что именно игровая форма вызывает детский интерес, что повышает творческую и познавательную активность.

Я придумала «Календаря интересных событий». Совместила дидактическое пособие «Календарь. Успех» (Н. В. Федина, С. П. Максимова, и макет настольной игры, Календарь стал эффективным способом мотивации детей, помог вовлечь их в планирование образовательного процесса. Он способствует развитию пространственных и временных ориентировок, к тому же очень удобен ив использовании и планировании.

В начале месяца, совместно с детьми мы в календаре отмечаем, в какие дни интересных событий, также я ввожу в календарь интересные и праздничные даты для ознакомления ребят с ними.

Для выявления интересов и определения темы «События», использую технологию индивидуализации обучения и развития «Детский совет» Л. В. Свирской. Здесь каждый получает возможность рассказать о событиях в своей жизни, описать свои переживания, поделиться желаниями, задать интересующие вопросы.

Строгой структуры у нашего детского совета нет, но можно выделить основные элементы: приветствие (на доске переворачиваю свою ладошку, и приветствие согласно выбранной картинке); игра ( инвариант: тренинг, пение, слушание); обмен новостями; планирование дня ( инвариант: презентация центров, формулирование идей, выбор деятельности); подведение итогов (работы в центре, дня).

Для обозначения тем «События» в календаре мы используем карты-образы, постепенно дети стали проявлять инициативу и самостоятельно изображать на карточке образ. Несмотря на то, что дети склонны к творчеству и фантазированию, они порой затрудняются сформулировать множество идей для решения возникшей проблемы. Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен)- удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи.

Затем совместно с детьми принимаем решение, когда именно провести какое-либо «событие» и размещаем в календаре.

Каждое утро мы повторяем числа, останавливаемся на числе, сегодняшнего дня. Называем все числа по порядку, показываю на соответствующую клеточку, до сегодняшнего числа, зачеркиваю его.

Затем перемещаем фишку на соответствующее число (это может быть дежурный, именинник, ребенок которого воспитатель поощряет за что-либо)

Заранее до «Дня интересных событий», в свободном общении с детьми бесдуем о том, что они знают по теме предстоящего «События»; что хотят узнать; что нужно сделать, чтобы узнать. Используя «Модель трёх вопросов» и записываю все ответы в таблицу.

Этот метод позволяет решить сразу несколько педагогических задач :

Во-первых, применение метода способствует развитию логики и умению рассуждать, учит их упорядочивать свои знания, учит находить пути решения проблемы, которая возникла при определении зоны ближайшего развития. Соответственно, это дает возможность планировать ближайшую работу, готовить соответствующий материал, планировать и корректировать индивидуальные маршруты развития детей.

Во-вторых, он также хорошо направляет исследовательскую деятельность детей, которая может продлится несколько дней. Поиск ответов на поставленные на первом занятии вопросы способствует порождению новых вопросов, а значит, помогает увидеть взаимосвязь различных явлений окружающей жизни и «провоцирует» развитие познавательной активности дошкольников.

Используя методы, я получаю первичную информацию о запасе знаний, представлений детей по теме. Ориентируюсь сама, и помогаю детям ориентироваться в способах получения или уточнения знаний. Таким образом, дети участвуют в общем планировании предстоящей познавательной деятельности.

Поскольку данная информация помещается в родительский уголок, родители узнают, что интересует ребёнка на данный момент. Это является эффективным средством подготовки и мотивации детей на предстоящую деятельность, позволяет детям рассуждать о том, что их интересует, также воспитанники стали вовлекать родителей в совместную деятельность.

Но даже это не гарантирует успех каждого планирования. Всегда есть дети, которые будут «выпадать» из темы обсуждения и предлагать то, что не будет вписываться в общий план действий.

Например, занимаясь совместным планированием по теме «Транспорт», дети активно предлагали свои идеи, рассказывали, что они уже знают и что хотят узнать.

Давид, 5 лет, интересовался, какой существует подземный транспорт. Миша, 5 лет, мечтал увидеть, как спускают на воду подводную лодку. Ксения, 5 лет, хотела сравнить трактор и экскаватор. Гриша, 5 лет, пытался выяснить, чем ракета отличается от летающей тарелки. У большинства детей были интересные предложения, и вдруг Катя, 5 лет, сказала, что очень хочет узнать, как появляется золотая рыбка. Предложение Кати тоже было внесено на информационную стену. И мне как воспитателю, необходимо было что-то придумать, так чтобы предложение о золотой рыбке перестало выглядеть неуместным, а наоборот многих заинтересовал. Немного подумав, подбросила детям идею того, что возможно золотая рыбка тоже является чьим-то транспортом.

И тут мы переходим ко второму, самому сложному этапу совместного планирования, реализации задуманного. Процесс приобщения к этому детей очень непростой.

Важно на этапе подготовки к «Событию» : тщательно продумать и организовать развивающую предметно - пространственную среду в группе, таким образом, чтобы она являлась источником поисковой и образовательной деятельности.

Поэтому, чаще при проведении группового сбора, обсуждаю с детьми то разнообразие деятельности, которое можно и необходимо сделать в рамках темы.

Сложно построить процесс познания, не давая прямых инструкций относительно того, чем дети должны заниматься, не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно. Одним словом, отойти от традиционного «изложения нового материала».

И поэтому, чтобы спланировать образовательную деятельность детей, определяю центры активности в рамках темы «События», обязательно даю детям различные интересные задания в рамках темы.

В течение дня организовываю деятельность детей следующим образом:

• Непосредственно-образовательная деятельность включает в себя разнообразные дидактические игры в соответствии с содержанием образовательной работы по соответствующим областям.

• Образовательная деятельность в режиме дня предполагает организацию досуговых, подвижных, театрализованных игр, игр с правилами, а также организацию совместных с педагогом сюжетных игр, способствующих обогащению игрового опыта детей. Здесь я выступаю как игровой партнер, носитель игровой культуры, которую передаю детям в процессе совместной деятельности.

Свободная деятельность сопровождается организацией педагогической поддержки самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований, а также организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных. При этом поощряю проявления разнообразной игровой активности, инициативности, самостоятельности. Предоставляю возможность свободного выбора тематики, партнеров, способов и средств реализации собственной деятельности. Так создаются условия для формирования возрастных новообразований.

В процессе работы дети договариваются, объединяются и переживают за продукт деятельности всего коллектива.

Также для развития самостоятельности и инициативы применяю интересную методику Прохоровой «Выбор деятельности». Детям предлагается «Доска выбора» на которой представлены различные виды деятельности (количество деятельности зависит от возраста). Под нужным изображением ребенок, по своему выбору, размещает свою карточку с фото, так могу отследить выбор ребенка вида предпочтительной деятельности.

Планирование деятельности совместно с детьми, дает возможность организовать индивидуальную работу «внутри» той деятельности, которую выбрал сам ребенок.

В планирование вношу дни подготовки к событию, продумываю индивидуальные интересные задания для детей.

Не могу сказать, что все дети к этому готовы, но уже есть существенная динамика. Дети начинают понимать, что, если я предлагаю, значит, я и организую, довожу свои замыслы до других детей, и отвечаю за конечный результат. И дети тоже учатся доводить начатое до логического завершения.

Совместное планирование повышает мотивацию детей к активному участию в образовательной деятельности, позволяет детям осознанно выбирать не только вид деятельности, но и средства, форму, результат и партнеров.

В ходе реализации совместного планирования моя задача – дополнить идеи детей, помочь подобрать разнообразные материалы для их реализации: игрушки, игры, книги, задания, ориентированные на разную степень сложности и интересы воспитанников.

Данную работу стараюсь строить в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Родители стали активными участниками и помощниками в реализации поставленных задач. Они с удовольствием искали решения вместе с детьми, помогали в организации развивающей среды в группе, активно участвовали в подготовке к событиям. Активная работа с родителями привела к тому, что они не только стали средством информации и поддержки ребенка.

Очень важно не пустить все на самотёк выполнения плана, не ждать, что дети все сделают без помощи. Необходимо заметить нерешительность детей при реализации идей, обратить внимание на сложные задания, с которыми ребёнок может самостоятельно не справится.

Для работы над устранением трудностей я использовала следующие методы:

• Метод активного привлечения родителей к совместной деятельности

• Рассказ воспитателя

• Рассказ ребенка

• Чтение литературы

• Метод детского исследования,

• Метод проектов

• Метод моделирования проблемных ситуаций

•Метод рассуждения

• Метод решения проблемных задач, ситуаций.

• Дидактические игры

На итоговом такого события становится групповой сбор рассматриваются результаты деятельности (могут быть в конце дня или после выполнения каких либо заданий, анализируются достижения, успехи и трудности. На этом этапе предлагаю всем желающим рассказать о своих планах и выполненной работе, о том, что мешало и помогало, что планируют доделать, как можно использовать работу и другое.

Анализируя, проделанную работу, я пришла к выводу, что участие детей в выборе темы обеспечивает «запуск» познавательных интересов, инициативности; самоопределение в видах деятельности развивает внутреннюю мотивацию; принятие самостоятельных решений относительно действий и их результатов воспитывает ответственность. Опора на опыт детей представляет большие возможности для вовлечения детей в живой заинтересованный разговор, который может продолжиться планированием образовательной деятельности. Это позволяет реализовывать образовательную деятельность, оптимально раскрывающую потенциал участия детей, а также отводят основную роль образовательным процессам, реализуемым в повседневной деятельности, в естественных условиях.

Таким образом, дошкольники учатся инициировать интересные дела в рамках конкретной темы, принимать решения, работать с разными источниками информации, самостоятельно анализировать полученные результаты, находить общие интересы со сверстниками, формируя навыки коммуникативного общения. Они станут более приспособленными, сумеют планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, то есть адаптироваться к окружающим условиям.

Свое выступление хочу, закончить высказыванием Л. С. Выготского «То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно. Исследуя, что ребенок способен выполнять самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребенок способен выполнять в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня».

Публикации по теме:

Калейдоскоп событий наступившего года (фотоотчет)Калейдоскоп событий наступившего года (фотоотчет) .

«Остров-Огород». Репортаж с места событий.«Остров-Огород». Репортаж с места событий. Пришла весна-красна,пришло время задуматься,как и чем украсить уголок природы. И вдруг появилась идея создания огорода на подоконнике!Ведь.

Февраль — калейдоскоп событий (фотоотчёт).Февраль — калейдоскоп событий (фотоотчёт). Февраль в нашем детском саду был очень богат на различные выставки и мероприятия. 7 февраля прошёл у нас день вежливости, педагоги показали.

Интересная встреча (фоторепортаж событий одного дня).Интересная встреча (фоторепортаж событий одного дня). Сегодня,28 августа, во Владимирской областной библиотеке для детей и молодежи состоялись очередные педагогические встречи работников дошкольного.

Фотоотчет «Календарь событий в рамках работы родительского клуба. Событие первое: «Оранжевый день»Фотоотчет «Календарь событий в рамках работы родительского клуба. Событие первое: «Оранжевый день» В рамках работы родительского клуба был создан НАШ собственный "Календарь событий". Никакого отношения к государственным праздникам календарь.

Консультация для воспитателей «Адвент-календарь или календарь ожидания праздника для дошкольников»Консультация для воспитателей «Адвент-календарь или календарь ожидания праздника для дошкольников» Часто так бывает, что ожидание праздника интереснее, чем сам праздник. Когда праздник приходится ждать долго, у ребят возникает вопрос:.

Личная концепция по проблеме «Воспитание экологической культуры у дошкольников» АЛГОРИТМ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА. [/h3] 1. Обоснование проблемы:В настоящее время как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания.

Фотоотчет о межгрупповом проекте для начальных классов «Адвент-календарь» или Календарь ожидания Нового годаФотоотчет о межгрупповом проекте для начальных классов «Адвент-календарь» или Календарь ожидания Нового года Здравствуйте уважаемые коллеги!Сегодня хочу представить Вам проект для детей младшего школьного возраста "Адвенд-календарь!" Тема: «Календарь.

Моя педагогическая концепция «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности» Известна народная мудрость: каков у человека характер, такова и его речь. Очень хочется воспитать гармонично развитого человека во всех.

Презентация «Научная концепция педагогической деятельности»Презентация «Научная концепция педагогической деятельности» Научная концепция педагогической деятельности: «Осуществление преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой» Районный.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Педагогическая концепция «Календарь интересных событий»
Опубликовано: 26 февраля 2022 в 18:32
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическая концепция «Календарь интересных событий»» (включая файлы) размещена пользователем Линькова Наталья Михайловна (УИ 1964877) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД