Елена Басова
Педагогическая конференция «Действительно ли гаджет может заменить маму?»
▼ Скачать + Заказать документы
Действительно ли гаджет может заменить маму?
Дошкольный возраст– это довольно трудный и ответственный период в жизни и развитии ребенка. На этом этапе развития происходит становление личности, что ведет к последующему формированию характера, привычек и способностей.
Дошкольный возраст, обусловлено, делится на три периода:
1. Младший – дети от трех до четырех лет. В это время происходит зарождение собственного «я».
Публикация «Педагогическая конференция „Действительно ли гаджет может заменить маму?“» размещена в разделах
2. Средний – дети от четырех до пяти лет. Период отмечается появлением мысленных действий с конкретными понятиями. У ребенка развивается самосознание и начинает сформировываться характер.
3. Старший – дети от пяти до семи лет. В этом возрасте дошкольник начинает усиленно мыслить, распознавать свои обязанности и права, контролировать эмоции и поведение.
С рождения в жизни ребенка главную роль играет семья.
«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому».
Казалось бы, родительская забота — вещь очевидная и понятная. Это уход за малышом, занятия, игры, чтение сказок на ночь, совместный просмотр мультиков. В современном мире на деле семьи по-разному понимают родительские обязанности. В некоторых мама всегда с детьми, а папа — неизменно на работе. Бывает, что муж и жена поровну делят семейный «функционал» и успешно работают. Наконец, иногда и мужья превращаются в «заботливых хозяюшек», в то время как жены — матери семейства — делают карьеру. Современный мир не стоит на месте, мы живем в веке прогресса и информационных технологий.
Жизнь современного человека уже не представляется без таких вещей, как планшет, телефон, компьютер. Дети, наблюдая за жизнью взрослых, с пелёнок начинают интересоваться гаджетами. Отношение родителей к внедрению гаджетовв жизнь ребё нка неоднозначное: одни активно их используют, другие настойчиво пытаются оградить детей от современных веяний.
Не стоит бросаться в крайности, ведь истина, как обычно, где-то между ними. Ребёнок рождается и растёт в современном мире, и современная жизнь предъявляет к человеку достаточно высокие требования. Уже в начальной школе ребёнку понадобится знание компьютера, поэтому старательно не допускать знакомства ребёнка с разными электронными устройствами не очень предусмотрительно. Бесконтрольное использование гаджетов ребёнком тоже не приводит к хорошему, поэтому гаджеты должны быть в жизни детей, но дозировано и под родительским контролем.
Пока ребенок маленький, его увлеченность планшетом не вызывает у родителей особой тревоги: играет сам, маму не тревожит, не капризничает. Но в любой компьютерной игре очень обеднена обратная связь. Не развивается, как следствие, речь ребенка, а значит, не развивается и мышление. Родители не задумываются над тем, что ребенок не учится общаться с ними, не делится своими впечатлениями и детскими проблемами. А когда ребенок подрастает у него появляется больше самостоятельности, родителям хочется быть в курсе жизни своего ребенка, но тот уже привык доверять свои тайны компьютеру, соцсетям. .Что из этого выходит, можно судить по многочисленным трагедиям…
Самое главное и в то же время самое сложное – найти «золотую середину». Заключается она в обычном общении. Сходили в зоопарк, погуляли в парке, почитали вместе книжку, обсудили какую-то ситуацию и в то же время посидели в планшете и посмотрели мультфильм (добрые мультфильмы).
Нельзя сказать, что от гаджетов нет пользы. Разработчики приложений прикладывают много умений к тому, чтобы гаджеты приносили реальную помощь в развитии ребенка. Существует множество сайтов и учебных приложений, направленных на развитие мелкой моторики, реакции, логики, памяти и др. важных навыков. Малышам гораздо больше нравится учиться в игровой форме, и под присмотром родителей, такие занятия могут быть очень эффективны. Только важно знать, во что именно играет ребенок, т. к., например «стрелялки» могут вызвать агрессию.
Зависимость от гаджетов – это проблема не детей, а родителей. Ребенок общается с тем, что ему доступно, что ему в руки дали папа и мама. И если нет тесной связи с родителями, он заменит ее на «общение» с гаджетом. А на экране все ярко, динамично, все э то работает от одного нажатия пальчиком.
Мне часто приходится встречаться с родителями, у детей которых очень серьезные проблемы с мелкой моторикой рук. Этап ее развития мамой был где-то потерян.
Предлагаю : «Берите пластилин, лепите, развивайте моторику», на что слышу: «Вы что? У нас дома ковры. Какой пластилин! И потом, мой ребенок хорошо играет на компьютере!» однако это не развивает мелкую моторику. А ведь от нее, в том числе зависит развитие мозговой деятельности.
В нашем детском саду уделяем много времени взаимодействию с родителями : консультации, беседы, собрания, тренинги на темы воспитания и развития детей. Семинары-практикумы проводимые совместно с родителями и их детьми.
В этих мероприятиях обязательно присутствуют упражнения и игры, которые я предлагаю родителям для занятий с детьми развивающие мелкую моторику (пальчиковые игры, сопровождающиеся с речевым текстом, речевое развитие и общение чего так не хватает в современном мире.
Также я веду клуб «Познай себя», где дети старшего возраста учатся видеть в людях хoрoшее и дoбрoе, рaскрывают свoи вoзмoжнoсти, спoсoбнoсти и умения, учатся размышлять, общаться.
В конце каждого родительском собрания я говорю: «Дорогие мамы и папы, помните, что никакой, даже самый уникальный гаджет не заменит вашего общения с ребенком! Никакие игры и приложения никогда не заменят спонтанное творчество, работу с настоящими материалами и живым цветом. В реальной жизни ребёнок фантазирует. Он клеит, лепит, вырезает, раскрашивает, комбинирует, находит самые неожиданные решения. Виртуальное пространство лишает его творчества, ведь там он может действовать только в рамках опций, предусмотренных производителем программы.
Вы и только вы можете дать ему то, что превратит его в умного, интересующегося, самодостаточного человека! А гаджеты пусть вам в этом только немного помогут».