Евгения Верещагина
Педагог — это инженер человеческих душ
▼ Скачать + Заказать документы
Педагог — это инженер человеческих душ.
Михаил Калинин
Профессия «воспитатель», «педагог» имеет высокую социальную значимость. Так построена наша жизнь, что дети большую часть своего времени проводят в детском саду с педагогами, с воспитателями. Шагая в ногу со временем, сегодня уже не достаточно базового образования, чтобы работать по специальности. Педагогу необходимо постоянно повышать свои знания, умения, находить и применять в работе новые методы и приемы, чтобы соответствовать современным требованиям и стандартам.
Публикация «Педагог — это инженер человеческих душ» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2022
На базе ГБУ Свердловской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ладо» 28.04.2022 г. проходил семинар «Информационно-просветительский семинар для педагогических и руководящих работников по формированию социально-приемлемого поведения у дошкольников и младших школьников».
По завершении семинара было предложено разработать кейс на одного ребенка для участия в супервизии по формам, предложенным центром.
Мною был разработан такой кейс на ребенка, посещавшего нашу группу, который получил положительный отзыв. В качестве супервизора я была приглашена на супервизию для специалистов ДОУ и педагогов начальных классов.
В ходе супервизии совместно с другими педагогами мы отрабатывали на практике умения определять поведенческие нарушения детей, а также подбирать эффективные стратегии преодоления поведенческих нарушений.
Я работаю в группе компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом. В группе дети разные как в психическом, так и физическом развитии. Это дети с проблемами в интеллектуальном развитии, дети с двигательными нарушениями разной степени выраженности; с нарушениями сенсорных систем (слуха, зрения, речи, а также с поведенческими нарушениями.
Начальным этапом работы мною был разработан индивидуальный маршрут формирования и коррекции поведения Воложенинова Владимира.
Индивидуальный маршрут формирования и коррекции поведения
ФИО ребенка: _Воложенинов Владимир Дмитриевич
Возраст: __6 лет
Уровень образовательной программы: (есть ли статус «ребенок с ОВЗ») АООП для обучающихся с умственной отсталостью с учетом психофизических особенностей обучающегося с НОДА.
Особенности воспитательной стратегии в семье: _стиль общения родителей с ребенком строится на принципе вседозволенности, а также по принципу максимальной помощи со стороны родителей и отсутствия самостоятельности ребенка.
Описание поведенческих нарушений (что собственно ребенок делает в момент поведенческих нарушений)
- во время индивидуальных и малых подгрупповых занятий, при затруднении выполнения заданий творческого характера, возможны разные варианты сценария.
1- встает со стульчика, берет интересующие игрушки, ложится на пол и наблюдает за действиями детей. В результате -при организующей, стимулирующей и индивидуальной помощи педагога выполняет задание;
2-отказывается от выполнения задания, встает со стульчика и играет игрушками;
3-кричит, кидает оборудование и инструменты для работы. Полный отказ от выполнения заданий.
-во время занятий вербального характера чаще поведенческих реакций не возникает.
- во время сборов на прогулку отказывается самостоятельно раздеваться и одеваться: сидит, протягивает ноги для действий со стороны педагога, при стимулирующей и организующей помощи кричит, плачет, но выполняет манипуляции с одеждой при многократном повторении.
- посещение туалета и мытье рук вызывает негативное отношение: кричит, плачет, убегает. Манипуляции с одеждой выполняет при многократном повторении выполнения действий и частичной физической помощи.
– во время прогулки поведенческие реакции тоже наблюдаются: кричит, плачет, присутствуют вспышки агрессии по отношению к детям.
Анализ причин поведенческих нарушений (что, по вашему мнению, вызывает и способствует закреплению поведенческих нарушений) _
Негативное влияние органического поражения ЦНС сопряжено с особенностями воспитания ребенка в семье. В следствии этого, трудности социальной адаптации и отклонения реализации ребенка в социуме. Ребенок не знает и не понимает значение слова «Нет». Происходит конфликт воспитания между родителями и педагогами. Не самостоятелен. В следствии чего, ребенок реагирует на выполнение действий криком, плачем, агрессией. Не умение использовать коммуникативные навыки приводят к тому, что ребенок не может попросить помощи, договориться с детьми о желанных игрушках и предметах. Выражает свои просьбы криком и слезами. В домашней обстановке добивается и успокаивается с помощью этих способов.
Гипотеза (что, по вашему мнению, может помочь преодолеть поведенческие нарушения)_
Развитие коммуникативной и деятельностной компетенций будут способствовать успешной социальной адаптации ребенка в условиях пребывания в детском саду и, как следствие, коррекции поведенческих нарушений.
Специальные условия для формирования и коррекции поведения в ОО (есть ли возможность проведения индивидуальных занятий со специалистами для отработки базовых навыков и т. п.):
Педагог-психолог: формирование и развитие адаптивных форм поведения, продуктивного взаимодействия, компетенций социальной, коммуникативной и эмоционально-волевой сферы, игровой деятельности.
Учитель-логопед: коррекция и развитие всех компонентов речи.
Учитель-дефектолог: формирование, коррекция и развитие продуктивной предметно-практической и конструктивной деятельности, познавательной сферы.
Далее был сформирован лист наблюдения, в котором отмечались триггеры, то есть те действия и ситуации, которые провоцируют поведенческие реакции, описывалась сама реакция и ее последствия.
Используя лист наблюдения было определено содержание индивидуального маршрута: выделены образовательные области и социальные сферы, в которых наблюдаются поведенческие нарушения, сформированы задачи для их преодоления, подобраны методы и технологии.
Весь представленный кейс был мною представлен педагогам, принявшим участие в супервизии. Супервизия была построена не только в виде представления опыта работы, но и в виде практики, где педагоги предлагали свои варианты преодоления поведенческих нарушений, еще не зная моего.
Для каждого педагога очень важно не только рассказать о своей работе, поделиться опытом, обогатить свои знания, но и получить положительную оценку своей работы от коллег!