Мартынова Инна
ПДД в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
В период младшего школьного возраста дети активно стремятся общаться с внешним миром, приспосабливаются к нему. Поэтому очень важно именно в этом возрасте формировать у ребёнка безопасные способы поведения на дороге. Значит главная задача начальной школы – научить детей учиться. В процессе организованных занятий в школе происходит развитие психики, хорошей памяти и личности ребёнка в целом. Но при этом нельзя забывать о том, что возраст детей отражает их подготовленность и способность независимого и безопасного пребывания в транспортной среде. Физиологами доказано, что важнейшие процессы психики человека, в возрасте 7-10 лет ещё являются функционально незрелыми и ребёнок не может целиком управлять своими интеллектуальными возможностями. Только к 11-12 годам ребёнок может научиться сознательно, управлять вниманием, памятью, мышлением. Нельзя забывать и о наличии у ребёнка эмоциональных и личностных проблем – страхов и неуверенности в себе [3, с. 28].
Публикация «ПДД в детском саду» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
Необходимо также учесть, что рост ребёнка младшего школьного возраста в среднем на 50-80 см ниже взрослого человека, а значит, у них другое поле обзора. Они не в состоянии из-за своего роста видеть приближающуюся опасность. Ещё одна причина в том, что многие физиологические процессы в организме школьника ещё не завершены. Дети этого возраста не видят боковым зрением за недоразвития глазных мышц, поэтому поле зрения у детей на 15-20% уже, чем у взрослых. Также проводимость в нервных волокнах в 2-3 раза ниже, чем у взрослых, поэтому у них замедленная реакция.
Дети 6-8-летнего возраста эмоциональны и импульсивны, а их внимание непроизвольно, неустойчиво. Непредсказуемость их поведения на дороге часто объясняется непроизвольностью их реакции на воспринятую ситуацию.
Особенностями его психофизиологического развития обусловлена предрасположенность ребёнка к попаданию в дорожно-транспортные происшествия. Это неустойчивость и быстрое истощение нервной системы, неспособность верно оценить ситуацию, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение.
Умению «быть внимательным на дороге» должно быть уделено особое внимание в процессе обучения. Заниматься формированием этого умения необходимо постоянно.
Существуют законы безопасности движения, вот некоторые из них:
«Уметь видеть, наблюдать и предвидеть действовать безопасно».
«Перед выходом на проезжую часть остановись!».
«Не видишь, остановись!».
«Не уверен, не рискуй!».
При работе с детьми младшего школьного возраста учитель должен научить ребё нка:
1. Усваивать систему научных понятий и способов их получения, а не просто сумму знаний.
2. Общаться с учениками, как с взрослыми партнёрами.
3. Совместно обсуждать изучаемый материал с. учащимися в классе [15].
Учитель должен уметь общаться с детьми на их игровом невербальном языке. При обучении детей безопасному поведению на дороге в процессе учебной деятельности у ребё нка должны сформироваться:
- направленность внимания;
- произвольность всех психических процессов и деятельности в целом;
- внутренний план действий;
- способность анализировать и оценивать свою деятельность;
- самоконтроль и самоорганизация как следствие организации, первоначально создаваемой и направляемой учителем [15].
Если все другие школьные предметы, имея в основе фундаментальную науку, созданы специально для детей, то «Правила дорожного движения» созданы как государственный документ и являются основным нормативным актом (официальным документом, регулирующим поведение участников дорожного движения. Правила написаны языком документа, без всякого расчёта на детей. Адаптировать ПДД для детей – задача учителя.
Учитель интегративного курса «Окружающий мир» должен сочетать в себе знание правил безопасности дорожного движения со всеми их особенностями, уметь преподнести их и заинтересовать учащимся. Также учителю необходимо знать возрастные и психофизиологические особенности учащихся и учитывать их способности воспринимать предлагаемый материал [7, с. 70].
Правила и безопасность дорожного движения стали изучаться на уроках интегративного курса «Окружающий мир» в связи с жизненной необходимостью. Изучение ПДД в школе должно, в первую очередь, осуществляться на деятельностной основе. Занятия должны быть: системны; с обязательной сменой деятельности; проводиться в активных формах и с опорой на чувство сопричастности; с положительными эмоциями.
Выводы по 1 главе.
Опыт преподавания Правил дорожного движения свидетельствует о несомненном влиянии их изучения в школе на снижение дорожно-транспортного травматизма. В зависимости от целей, состава учащихся, степени их готовности в процессе профилактической работы могут использоваться все формы и методы профилактики.
Проблема обеспечения безопасности дорожного движения является не только технической или организационной, но и педагогической. Подготовка участников дорожного движения должна быть организована комплексно и на основе системного подхода к обучению и воспитанию.
Основными направлениями подготовки учащихся начальной школы к безопасному поведению на дороге являются: непосредственное восприятие окружающего мира; познание действительности через учителей; самостоятельное познание.
Важным условием результативности осуществления поставленной задачи является единство и взаимосвязь школы с семьёй и социально-педагогической средой, в которой постоянно находятся дети.