Приложение МААМ

Формирование патриотических чувств у дошкольников. Опыт работы

Калина Людмила Владимировна
Формирование патриотических чувств у дошкольников. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы

Статья «Патриотизм начинается с детства»

Автор: Калина Людмила Владимировна

Воспитатель МБДОУ № 99 г. Липецк, 2024

«Детство-это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего познанием человека и Отечества, их красоты и величия»

В. В. Сухомлинский

Дети в дошкольном возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и переживать. Ведь в дошкольном возрасте, возникают большие возможности систематического и последовательного нравственного воспитания.

Публикация «Формирование патриотических чувств у дошкольников, Опыт работы» размещена в разделах

В этот период происходит формирование мышления, чувств, эмоций, духовной основы ребенка, он начинает адаптироваться в обществе и в окружающем мире.

«Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент-это патриотизм…Это уважение к своей истории, к традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России»

В. В. Путин

Сегодня для России нет более важного, чем патриотизм подрастающего поколения. Наблюдается падение интереса к прошлому России и ее истории. Поэтому патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из основных задач дошкольного образования. Но патриотическое чувство не возникает у детей само по себе. Это результат длительной деятельности, начиная с самого раннего возраста. Патриотизм формируется под влиянием идеологии, среды, образа жизни и идейно-воспитательной работы в семье, дошкольном учреждении, в школе, в коллективе. Поэтому процесс воспитания патриотизма является составной частью и одной из главных задач идеологической работы.

В настоящее время идея воспитания патриотизма и гражданственности, обретая все большее значение, стало задачей государственной важности. Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из актуальных задач нашего времени.

Чувство патриотизма начинается с самого простого: любви к родителям, бабушкам, дедушкам, своей семье, к своему дому, месту где родился, детскому саду. И конечно же все это начинает формироваться в раннем возрасте.

Какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, его окружения, от семьи, от атмосферы, которая царит в доме, как они его воспитывают, какой пример они ему подают. Общаясь с мамой и папой - он чувствует их силу, тепло, нежность, любовь и защиту. Именно с этим ощущением начинается его любовь к своей семье, родному дому, к своей малой Родине. У каждого ребенка, у его семьи есть своя история, которую ему необходимо знать, гордиться ею. Воспитывать маленького патриота родители должны начинать с самого близкого для него – родного дома, улице, где он живет, детского сада.

Гуляя с ребенком по улицам родного города родителям нужно познакомить с достопримечательностями, с парками, с историей города, с работой общественных учреждений (почты, магазины, библиотеки и т. д.). Вместе с ребенком принимать участие по благоустройству и озеленению своего двора, участка детского сада. В минуты досуга читать ему книги о Родине, его героях, традициях, культуры народа, русские народные сказки. Проводить с ребенком беседы о прошлом семьи, ее традициях.

Важно, как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином. Формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к явлениям общественной жизни.

Педагоги должны учитывать, что воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. В своей работе использовать наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.).

В младшем дошкольном возрасте важно дать детям первое представление о родной стране, название своего поселка города, знакомить с родной культурой, с декоративно-прикладным искусством (народной игрушкой, русскими народными сказками.

В среднем дошкольном возрасте задачи патриотического воспитания расширяются. Нужно продолжать воспитывать любовь к малой Родине, красотам природы, достопримечательностям, знакомить с государственными праздниками и традициями празднования, со знаменательными датами в истории страны, с символикой страны (флаг, герб, гимн).

В старшем дошкольном возрасте воспитываются любовь и уважение к Родине, происходит знакомство детей с содержанием государственных праздников и традициями празднования. Формируется у детей представления о государственных символах России — гербе, флаге, гимне, знакомит с историей их возникновения в доступной для детей форме. Обогащается представления детей о том, что Россия — большая многонациональная страна и воспитывается уважение к людям разных национальностей, их культуре.

Обогащаются представления детей о государственных праздниках: День России, День народного единства, День Государственного флага Российской Федерации, День Государственного герба Российской Федерации, День защитника Отечества, День Победы, Всемирный день авиации и космонавтики. Дети знакомятся с содержанием государственных праздников, с традициями празднования, памятными местами в городе (поселке, посвященными празднику. Воспитывается уважение к защитникам героям Отечества.

В нашей группе начиная с младшего возраста обогащалась предметно-пространственная среда для реализации поставленных задач по нравственно-патриотическому воспитанию. Начиная с младшего возраста был создан патриотический уголок, который систематически пополнялся альбомами: «Моя семья», «Любимый маршрут выходного дня нашей семьи», «Наш детский сад», «Мой родной город», «Москва-столица России», «Наша Россия», «День Победы», «Государственные праздники России», «Народные промыслы», «Народы России», «Защитники Отечества», «Герои космоса», «Малая Родина-сила России», «Города-герои», «Заповедные места Липецкой области», «Обитатели Липецкого зоопарка», «Домашняя утварь», «Державные символы России», «Природа родного края», «Животные России», «Птицы родного края».

Уголок изобразительной деятельности пополнили изделиями народно-прикладного искусства (хохлома, дымковская игрушка, гжель, каргопольская игрушка, изделия прикладного искусства, дидактические игры, трафареты (балалайки, русской гармошки, матрешки, березки, глиняные и бумажные заготовки народных игрушек для разукрашивания, иллюстрации о народных промыслах.

В музыкальном уголке – музыкальные народные инструменты, дидактические игры, фонотека с записями народных песен, шелеста листьев, плеска воды, пения птиц.

В книжном уголке – портреты детских писателей России, книги и рассказы о Великой Отечественной войне, русские народные сказки, сказки народов России, загадки, былины, стихи о России.

В театрализованном уголке появились атрибуты и народные костюмы к русским народным сказкам, потешкам и песенкам.

Пополнили развивающую среду дидактическими играми: «Военные профессии», «Узнай и собери национальный костюм», «Народы России. Найди пару», «Россия и ее соседи», «Составь рассказ о Родине по картинкам», «Магазин сувениров» (хохлома, дымка, гжель, «Найди среди гербов разных стран герб России», «Путешествие по городу Липецку», лото: «Служу России», «Собери матрешку», «Русские узоры».

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее если детский сад устанавливает тесную связь с семьей. Совместно с родителями создана фотовыставки «Моя семья», «Мой любимый город Липецк». Дома родители вместе с детьми создали проекты: «Птицы родного края», «Блокада Ленинграда», Книга достопримечательностей «Малая Родина - сила России!», «Заповедные места Липецкой области», «Города герои», «Дети - герои войны», «Знаменитые люди Липецкого края».

Макеты на темы: «Улицы г. Липецка», «Наш детский сад», «Липецкий зоопарк», «Русская изба».

Сюжетно – ролевые игры (атрибуты к ним) : «Богатыри», «Подводная лодка», «Пограничники», «Экскурсия по родному городу», «Экскурсия в музей военной техники», «Военные моряки», «Служба спасения», «МЧС», «Семья», «Сбербанк», «Почта», «Ателье», «Библиотека», «Кафе», «Банк», «Больница», «Парикмахерская», «Космонавты» и другие.

В нашем дошкольном учреждении проводились мероприятия патриотической направленности : «Осенняя ярмарка», «День народного единства», «День матери», «День государственного флага», «День конституции РФ», фестиваль «Семья - суперсила России: участвуем всей семьей», «День защитника Отечества», «Широкая масленица», «День космонавтики», «День Победы», «День России», «22 июня - день памяти и скорби», «День государственного флага». А также дети нашего детского сада принимали участие в городских мероприятиях: «Лучший двор детского сада», «Семейные старты», городские конкурсы чтецов «Стихи Победы», «Горжусь тобой, моя Россия!», «Люблю тебя, мой край родной», «Родной природе строки посвящаю».

Таким образом, в результате многолетней работы, начиная с младшей группы и до подготовительной у детей практически сформировался интерес к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа, к русской литературе. Значительно возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру.

Список использованной литературы:

1. Н. Ф. Виноградова «Наша Родина». М., Просвещение, 2002

2. А. Д. Жариков «Растите детей патриотами» М., Просвещение, 2001.

3. Е. И. Корнеева «Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников». М., Просвещение, 2007.

4. Е. Ю. Александрова и др. Система патриотического воспитания в ДОУ : планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий, учитель 2007.

5. Е. К. Ривина «Государственная символика России М., Просвещение, 2005.

6. Р. И. Подрезова «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ» (патриотическое воспитание) М., Просвещение, 2007

7. Л. В. Логинова «Что может герб нам рассказать» : М., Просвещение, 2007

Публикации по теме:

«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2.«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2. Народные исторические идеалы и духовные устремления особенно полно выражены в культурном зодчестве, в памятниках архитектуры, которые неслучайно.

Формирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачествомФормирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачеством Казачество – это часть народной культуры, в которой складывались особые, вековые, связующие нити: слова, предметы быта, элементы обрядности.

Формирование патриотических чувств у дошкольников «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Дидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольниковДидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников Курнина Любовь Владимировна воспитатель МБДОУ детский сад 54 г. Ковров. Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию дидактические игры,.

Опыт работы «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности» по теме «Россия, Славься Своими героями!» Великой победе посвящается Славим светлый День Победы Всех, кто в бой великий шли! Подвиг,.

Конспект НОД по формированию патриотических чувств у дошкольников посредством продуктивной деятельности «Венок к памятнику»Конспект НОД по формированию патриотических чувств у дошкольников посредством продуктивной деятельности «Венок к памятнику» Тема: «Венок к памятнику». Цель: изготовление венка для возложения к памятнику павшим воинам в Великую Отечественную войну. Ознакомление.

Опыт работы «Формирование патриотических чувств дошкольников посредством проектной деятельности»Опыт работы «Формирование патриотических чувств дошкольников посредством проектной деятельности» Добрый день, уважаемые коллеги! Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских.

Самообразование на тему «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование патриотических чувств у дошкольников. Опыт работы
Опубликовано: 5 апреля 2024 в 14:01
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование патриотических чувств у дошкольников. Опыт работы» (включая файлы) размещена пользователем Калина Людмила Владимировна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД