Ирина Круглова
Патриотическое воспитание в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы
(из личной педагогической практики)
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патри-отическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к её защите. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена. Если мы обратимся к толковому словарю Ожего-ва С. И., то увидим, что слово «патриот» означает «человек, преданный и любя-щий свое Отечество, свой народ». Вместе с тем, воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам про-шлого. О том, что такое Родина для человека, прекрасно сказано в старинной мудрой русской песне: «Человек без Родины – соловей без песни…». Нам, взрослым, это понятно, но как воспитать нам достойных граждан, патриотов своего Отечества? Мы считаем, как нельзя лучше, этому способствуют уроки кубановедения. Наша с вами задача, используя общепринятые методы, а также инновационные приемы воспитательной работы с учащимися начальной школы, воспитать в ребенке бережное отношение к природе, любовь и уважение к другим людям, чувство патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины.
Публикация «Патриотическое воспитание в начальной школе» размещена в разделах
С чего начинается Родина? Для каждого человека она, конечно же, начи-нается с первого слова, которое мы говорим, научившись говорить, это слово – «МАМА»! Первое слово, написанное нами самостоятельно, это слово «Родина» - наша вторая мать, ласковая и заботливая. У каждого человека есть родина – край, где он родился и где все кажется особенным, прекрасным, родным. Может быть, чужому многое здесь покажется обыкновенным и неинтересным, но твоему сердцу дорога каждая мелочь. Весомо чувство Родины… Но очень трудно взрастить истинных патриотов своего Отечества. На уроках кубановедения стараемся привить и сформировать чувство гражданского самосознания, ответ-ственности, любви к своей малой родине, своему краю, Отечеству.
Стараясь воспитать достойных граждан России, нами проводятся на про-тяжении всего учебного года различные внеклассные мероприятия, смысл кото-рых заключается в формировании реальных понятий добра и зла, высокой себестоимости нравственных ценностей, обращении сознания школьников к высоким идеалам, которые имели место в отечественной истории, и создания у них, тем самым, самостоятельных представлений о достойном общемировом значении и самоценности России.
К сожалению, в настоящее время школьное патриотическое воспитание во многом сошло, как говорится, «на нет». Этому за последние годы способствовало немало факторов: усиленное обсуждение в СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной идеологии, которая смогла бы стать базовой в деле такого воспитания. Кроме того, воспитание патриотизма затруднено отсутствием методических работ, в которых мы, педагоги, могли бы найти рекомендации и советы по этой проблеме. В последнее время сильно тревожит тот факт, что наше подрастающее поколение растет безразличным ко всему, жестоким, безнравственным, многие подростки находят свое применение в антиобщественных организациях, поток которых от года к году растет.
Поэтому патриотическое и нравственное воспитание подрастающего по-коления является одним из главных направлений воспитательной работы. Колос-сальную помощь в этом оказывает проведение классных часов, внеклассных мероприятий и экскурсий (в дополнении к урокам кубановедения, которые способствуют:
• углублению знаний учащихся о Родине, своем родном крае, месте рождения;
• более содержательному знакомству с историей своей семьи;
• углублению знаний об истории, традициях, культуре народов России;
• воспитанию гражданского самосознания и причастности к родным истокам;
• пониманию учащимися их личной ответственности за будущее страны.
Проводимые нами экскурсии, классные часы, внеклассные мероприятия направлены на то, чтобы научить ребенка уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям русского народа, народным промыслам. Классные часы, посвященные природе родного края, позволяют расширить знания млад-ших школьников об окружающем мире, экологических проблемах. Помогают задуматься над тем, какую посильную помощь в сохранении природы они могут оказать: озеленение кабинета, высадка зеленых насаждений в парке или на пришкольном участке, уборка мусора с лесной полянки во время похода или на берегу водоема после своего отдыха, а также на территории своего учебного заведения.
Проигрывая с учащимися элементы русских народных праздников, мы зна-комим их со старинными обычаями и традициями, культурным наследием предков. Огромную помощь в воспитательной работе оказывает УНТ – послови-цы, поговорки, загадки, песни, сказки, скороговорки, заклички, запевки, былины, легенды, которые позволяют познакомить детей со славными подвигами богаты-рей святорусских – защитников земли Русской. Используя в работе все вышепе-речисленное, наша задача – добиться осознания каждым учеником значимости гражданства и принадлежности к своей Родине, учить уважительно относиться к законам своей страны, основной символике государства. Не стоит забывать, что нравственное воспитание играет немаловажную роль в работе по формированию патриотизма среди учащихся. Основной, первостепенной задачей учителя являет-ся становление и сплочение детского коллектива, формирование понимания значимости дружбы для каждого ребенка, привлечение родителей в совместную деятельность. Нравственное воспитание несет в себе любовь и уважение к другим людям, бережное отношение к природе, что постепенно перерастает в любовь к Родине, своему народу.
Исходя из всего вышесказанного, хочется немного поделиться своим опытом работы, какие инновационные методы используются на уроках кубановедения по воспитанию патриотизма. Итак, переходим к практической части: «С чего начи-нается Родина» для наших учащихся начальной школы. Для нас она начинается с первого слова, который каждый из нас произнес, научившись едва говорить, это слово – «МАМА!» Нами проводятся следующие мероприятия:
- конкурс на лучший рисунок «Моя мама»
- конкурс рисунков «Где моя мама?» с шутливым рассказом о маме
- конкурс лучшее сочинение о маме (с творческим оформлением)
- конкурс на лучшую поделку для мамы
- конкурс на лучшую поздравительную открытку маме
- конкурс на лучшее стихотворение о маме собственного сочинения
- конкурс лучшего чтеца стихотворений любых авторов о маме
- конкурс на лучшее театральное представление (сценка)
- празднично – развлекательная программа «День Матери»
- празднично – развлекательная программа ко Дню 8 Марта
- классный час с приглашением родителей «Поговори со мною, мама»
- экскурсия в музей г. Кропоткина на литературно – музыкальную композицию «Ваше величество - женщина»
- экскурсия в музей г. Кропоткина на встречу с матерями погибших воинов в Чечне
с целью формирования нравственной культуры, уважительного отношения к Женщине, чье имя Мать, любви к родителям и старшим, пробуждения чувства сострадания, уважения и заботы к Матерям погибших солдат, формирование на примере погибших воинов понимание учащихся их личной ответственности за будущее страны, края, города.
«С чего начинается Родина?» Для многих из нас она начинается с улицы и города нашего детства, где мы родились, растем, идем в первый класс, учимся, взрослеем, создаем семьи…С целью нравственного воспитания – воспитания гражданского самосознания и причастности к родным истокам, углублению знаний об истории казачества, культуре и их традициях; патриотического чув-ства, а также более содержательного знакомства с историей города, названием улиц, нами проведены следующие мероприятия:
- проведена экскурсия в городской народный музей «Особенности труда и быта жителей родного края. История города Кропоткина»
- конкурс рисунков «Мой город»
- конкурс рисунков «Мой город в будущем»
- выставка фотоколлажей «Любимые места моего города»
- конкурс на лучшее сочинение «Город, в котором я живу»
- конкурс на лучшего знатока городских праздников, традиций
- конкурс на лучший творческий проект о городе (стенгазета, фотоколлаж, презентация)
- конкурс на лучшее сочинение «Достопримечательности моего города»
- конкурс на лучшего рекламодателя (составить интересный рассказ о своем городе для туристов)
- открытое внеклассное мероприятие «Кубань родная, край казачий»
(на День вывода Советских войск из Афганистана, так как границу с Афганиста-ном охраняли казаки Кавказского отдела Казачьего кубанского войска до 1918 года) с приглашением на мероприятие казачьего атамана Кавказского района
- конкурс на лучшее сочинение «Моя улица»
- конкурс рисунков «Улица, на которой я живу»
- конкурс на лучшего знатока истории названия улиц города
- конкурс на лучшую номинацию «Улицы города рассказывают…» (сообщения о улицах города, названными в честь выдающихся людей, знаменитостей, Героев войны)
- экскурсия по местам Боевой Славы города (посещение памятников, обелисков, стел, могил неизвестных солдат, в парк военной техники и т. д.)
- экскурсия в городской музей для встречи учащихся с ветеранами трех поколе-ний нашего города (ветераны Великой Отечественной войны, боевых действий в Афганистане, в Чечне)
- конкурс на лучшую творческую работу «Выдающиеся личности моего города»
- конкурс на лучшее сочинение «Особенности труда земляков моего города»
- приглашение на встречу кого-либо из прославленных земляков
- конкурс на лучшую работу «Промыслы и ремесла Кубани»
- конкурс на лучшее сочинение о родственнике или знакомом нашего города, владеющего каким – либо ремеслом
- проведение «Ярмарки городских мастеров»
Также нами собран материал и создана «Методическая копилка учителя» по гражданскому и патриотическому воспитанию, где затронуты темы:
1. Наши земляки – Герои Советского Союза.
2. Улицы города рассказывают…
3. Памятники города Кропоткина.
4. Вечная память воинам - землякам, павшим в Афганистане.
5. Никто не создан для войны… (воинам, павшим в Чечне)
Изучая и работая над темой «Растительный и животный мир Краснодарско-го края», первостепенной задачей считаем решение экологических проблем, формирование бережного отношения к природе, воспитание любви к родному краю, бережного отношения к животным, охране и защите редких и исчезающих животных. Проведены следующие мероприятия:
- конкурс рисунков «Животные Краснодарского края»
- конкурс рисунков «Красная Книга Краснодарского края - животные»
- конкурс рисунков «Растения Краснодарского края»
- конкурс рисунков «Красная Книга Краснодарского края - растения»
- конкурс на лучшего чтеца стихотворений кубанских поэтов
- конкурс на лучший рассказ – загадку о растениях
- творческая работа «Лекарственные растения края»
- творческая работа «Животные края»
- конкурс на лучшее сообщение о растительном и животном мире
- конкурс на лучшее сообщение о животных Кавказского биосферного заповед-ника
- «ЭКО - час» - решение и разбор экологических ситуаций
- конкурс презентаций «Растительный и животный мир края»
- конкурс на лучшую экологическую сказку
- конкурс на лучшую экологическую памятку
- выставка лучших экологических стенгазет, плакатов, эмблем
- конкурс на лучшее сочинение о своем любимом домашнем животном
- конкурс на лучшее сочинение «Мой любимый курорт Кубани»
- творческие конкурсы: рисунки условных знаков, оберегающих природу
Неотъемлемой частью воспитания любви к родному краю, бережного отношения к природе, чувство гордости за свой край, мы считаем, являются экскурсии. Так, нами проводятся тематические экскурсии, где учащиеся знакомятся не только с разнообразием растительного и животного мира, а также с памятниками приро-ды Краснодарского края, знакомятся с обычаями, культурой и традициями разнонационального населения края, знакомятся с устным народным творче-ством - легендами и т. д.
Мы считаем, что такая работа играет немаловажную роль в становлении и сплочении детского коллектива, показателях качества получаемых детьми знаний и развитии интереса к учебной деятельности.