Лучший педагог года

Опыт работы «Патриотическое воспитание в детском саду»

Ольга Бобровская
Опыт работы «Патриотическое воспитание в детском саду»

Дошкольное детство — начало жизни, когда закладываются предпосылки высоких человеческих начал личности. Л. Н. Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Ребенок с момента рождения инстинктивно и естественно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре. И если мы хотим, чтобы дети полюбили свою малую и большую Родину, нам надо дать им в доступной и занимательной форме знания о её прошлом и настоящем. И, конечно, показать всё то лучшее, чем по праву может гордиться любой житель России, чтобы найти отклик в отзывчивой детской душе. Формирование патриотических чувств у дошкольников — непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннего детства (воспитывают родители, продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования.

Публикация «Опыт работы „Патриотическое воспитание в детском саду“» размещена в разделах

Но по данным статистики известно, процент молодежи, покидающий Россию, растет из года в год. Согласно выкладке главы Счетной палаты, за последние годы из России в эмиграцию уехали 1 млн. 250 тыс. человек. Поэтому необходимо наполнить сердца детей любовью и гордостью к тем местам, где они родились. Для достижения поставленной цели, главная роль отводится педагогу, потому что именно в дошкольном возрасте закладываются основы патриотического воспитания, любовь к Родине. В нашем детском саду воспитываются дети с задержкой психического развития. Причины возникновения задержки развития у детей очень разнообразны. Исследованию этого явления посвящены труды многих видных ученых. Несмотря на разное происхождение задержки, детям с ЗПР присущи некоторые общие черты. Это психическая неустойчивость, ослабление функции внимания и контроля, эмоционально-волевая незрелость. Не являясь умственно отсталыми в своем развитии, они находятся на более ранней возрастной стадии. Задача педагогов нашего детского сада, как и всех коррекционных учреждений, построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы ребенок к достижению им школьного возраста максимально приблизился к возрастной норме в развитии. Помимо решения образовательных задач много внимания педагоги уделяют социальной адаптации детей, нравственному и патриотическому воспитанию. У детей с ЗПР сужен круг представлений о явлениях социальной действительности, отмечается рассогласованность между вербальным и реальным поведением, представления о социально-нравственных нормах поведения имеют размытый характер. Учитывая особенности психического, речевого и социального развития детей с ЗПР коллектив находится в постоянном поиске педагогических инструментов, обеспечивающих эффективность деятельности дошкольного учреждения в воспитании, обучении и развитии детей с ЗПР.

Именно в дошкольном возрасте происходит формирование духовной основы ребенка, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире, и каждому человеку важно и нужно знать, кто он и откуда. Память о своих корнях, любовь к своему народу, к родной земле делает человека достойнее и сильнее. Чтобы наши дети росли успешными, деятельными, уверенными в себе людьми, мы с самого раннего возраста прививаем им чувство сопричастности к великой стране и великому народу. Начиная работу с дошкольниками, педагог сам должен знать природные, культурные, экономические и социальные особенности региона, где он живет и помнить слова академика Д. С. Лихачева: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи — задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитывать эту любовь? Она начинается с малого — с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству». Задачи нравственно — патриотического воспитания наших ребятишек реализуются в процессе занятий, проводимых всеми педагогами ДОУ предусмотренных учебным планом, а также при проведении режимных моментов и в свободной деятельности. В процессе работы мы опираемся на имеющиеся знания воспитанников, двигаясь от простого к сложному. При организации педагогического процесса, направленного на воспитание патриотизма у детей с задержкой психического развития, очень важно учитывать особенности развития этих детей и помнить, что процесс этот сложен, противоречив и носит комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности решаются во взаимосвязи, и отделить одни от других невозможно. Дети с ограниченными возможностями здоровья иначе, чем их нормально развивающиеся сверстники, воспринимают социальный мир и функционируют в нё м: неадекватно, некритично, часто инфантильно. В связи с этим проблема патриотического воспитания у этих детей приобретает особую актуальность. Работа по патриотическому воспитанию детей через ознакомление с малой родиной носит комплексный характер. Формирование патриотических чувств у дошкольников — непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннего детства, продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования. Основными задачами патриотического воспитания дошкольников являются: формирование любви к родному краю (причастности к семье, родному дому, детскому саду, городу); формирование духовно-нравственных отношений. Невозможно привить любовь к родной земле, не познакомив с ее природными богатствами, красотой. В нашей группе большое значение уделяется охране природы, знакомству детей с растениями, которые занесены в Красную книгу Саратовской области. Особое место отводится созданию предметно-развивающей среды. В группе оформлен уголок патриотического воспитания, созданы условия для развития представлений о человеке в истории и культуре. Имеются подборки книг, тематические папки на тему «Моя Россия», «Славный город Саратов», «Моя малая Родина», знакомящих с историей, символикой, культурой, трудом, бытом нашего народа, с техническим достижениями человечества, фотоматериалы, иллюстрации. Вся работа по ознакомление детей с малой родиной проходит в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой формирования личности ребенка. В группе оформлены консультации для родителей, памятки, рекомендации, проведено родительское собрание. Например, консультация «Роль семьи в воспитании патриотических чувств», рекомендации «Как воспитать патриота». Только в тесном сотрудничестве детского сада и семьи у детей можно сформировать патриотические чувства, любовь к малой родине, и к Родине в целом. Неоценимую помощь в нравственно — патриотическом воспитании оказывает музейная педагогика, способствующая становлению творческой личности ребенка. С точки зрения музейной педагогики «подлинная встреча» с культурным наследием помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности, сформировать суждения и оценки. Для этого в развивающей среде ДОУ создана комната «русского быта», где дети получают представления о жизни русского народа, семейном укладе, одежде, предметах быта. Чтобы поддерживать и развивать в детях интерес к миру взрослых, вызывать желание следовать тому, что достойно подражания, знакомим детей с разнообразной деятельностью взрослых людей. Дети зачастую не могут ничего рассказать своих близких, не знают имени и отчества своих родителей. Для этого мы разработали комплекс занятий по ознакомлению детей с разными сторонами общественной жизни, с трудом родителей, с наиболее распространенными профессиями, ведущими предприятиями города, где работает большинство родителей наших детей. Эти беседы способствуют развитию интереса и уважения к своей семье, труду взрослых, формируют навык бережного отношения к вещам. Для формирования представлений о той или иной профессии, потребности в ней мы с детьми посещаем близлежащие социальные объекты: почтовое отделение связи, библиотеку, аптеку. Когда дети посещают социальные объекты, они учатся общаться, у них формируется умение видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям. Для того, чтобы формировать у детей представления о том, что люди не только работают, но и отдыхают, учить ценить их свободное время, замечать красоту нашей родной природы, а также понимать важность отдыха для здоровья и жизнедеятельности человека, мы посещаем лесопарк, расположенный недалеко от нашего детского сада. Здесь дошкольники могут не только культурно отдохнуть, но и понаблюдать за природой родного края. А для ознакомления наших детей с бытом прошлым и настоящим, мы создаём виртуальные экскурсии, которые более доступны для наших детей. Благодаря своей наглядности, доходчивости, эмоциональности экскурсии и целевые прогулки являются чрезвычайно-эффективной формой ознакомления детей с социумом, что способствует прочному усвоению конкретных знаний и запоминанию фактов, а, следовательно, оказывает положительное воздействие на дошкольников с ОВЗ. Система работы по данной теме позволяет формировать у детей стремление быть активными участниками общественно полезных дел. С готовностью выполнять трудовые поручения, с уважением относиться к различным профессиям, беречь красоту своего участка, создавать эту красоту собственными руками, с удовольствием трудиться на огороде детского сада, цветнике, с любовью ухаживать за обитателями «живого уголка», бережно относиться к природе, любить свой родной край.

Таким образом, формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода следует считать важнейшим этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой Родины.

Литература: Н. В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников», МЦГЛ, 2004 г. «С чего начинается Родина?» под редакцией Л. А. Кондречкинской, МТЦ, Сфера, 2003Е. И. В. Петрова, Т. Д. Стульник «Нравственное воспитание в детском саду», Мозаика- синтез, Москва, 2008 г. Стребелева, А. Закрепина “Дети с отклонениями в развитии”. Дошкольное воспитание № 12–2013 г. Шевченко С. Г. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР. Пособие для дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений. — М. : Школьная Пресса, 205. — 80 с.

Публикации по теме:

«Музыка и нравственно-патриотическое воспитание в детском саду». Консультация для родителей «Музыка и нравственно – патриотическое воспитание в детском саду» консультация для родителей Сейчас мы живем во время высоких технологий.

Опыт работы «Кукольный театр в детском саду»Опыт работы «Кукольный театр в детском саду» Уважаемые коллеги, рада вас приветствовать на моей страничке, спасибо,что нашли минутку,чтобы зайти ко мне в гости!Сегодня я хочу вам.

Опыт работы «Празднование дня рождения в детском саду»Опыт работы «Празднование дня рождения в детском саду» .

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей»Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей» Презентация "Нравственно - патриотическое воспитание детей". 1 слайд Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных.

Опыт работы по адаптации детей раннего возраста в детском садуОпыт работы по адаптации детей раннего возраста в детском саду Адаптация тяжелое время для ребенка. Это не только процесс привыкания к новым отношениям, к новой обстановке, к новому режиму, но и выработка.

Опыт работы музыкального руководителя по теме «Нравственно-патриотическое воспитание» Одним из актуальных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является нравственно-патриотическое воспитание, базой.

Патриотическое воспитание в дет саду. В нашем детском саду проходят мероприятия по патриотическому воспитанию. В своей группе провела беседу "Женщины на войне". Воевать и сражаться.

Патриотическое воспитание в детском садуПатриотическое воспитание в детском саду Годовой задачей нашего детского сада является патриотическое воспитание дошкольников. Это важная составляющая становления будущей личности. Были.

Патриотическое воспитание в детском саду.Патриотическое воспитание в детском саду. Что мы Родиной зовем? Дом, где мы с тобой растем И березки у дороги, По которой мы идем Что мы Родиной зовем? Солнце в небе голубом. И душистый,.

Опыт работы ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через взаимодействие субъектов образовательных отношений»Опыт работы ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через взаимодействие субъектов образовательных отношений» Понятия нравственности и патриотизма тесно связаны друг с другом. Нравственность включает честность, верность, долг, уважение. Это внутреннее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Патриотическое воспитание в детском саду»
Опубликовано: 7 декабря 2021 в 22:14
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД