Ольга Русина
Патриотическое воспитание старших дошкольников в период дошкольного детства
▼ Скачать + Заказать документы
В период дошкольного детства происходит формирование духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя.
Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству; гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. Дошкольное учреждение, как начальное звено системы образования РФ, обязано решать задачи патриотического воспитания дошкольников, потому что у подрастающих поколений нет единого для всех образца, и вопрос о методах и средствах формирования гражданственности и патриотизма решается на местах. Создавшиеся в обществе условия благоприятны для формирования гражданско-патриотической позиции. Именно педагоги организуют процесс формирования гражданских и патриотических чувств через взаимодействие с детьми и с их родителями.
Публикация «Патриотическое воспитание старших дошкольников в период дошкольного детства» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
Основные принципы работы с дошкольниками :
1. От близкого к отдаленному (опора на собственный опыт детей, реальные дела и события в семье, детском саду, городе);
2. От общего к частному (Передавая знания учитывать их воспитательную ценность и потенциал для формирования нравственных чувств.)
3. Систематичность
Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее чувство может угаснуть. Поэтому необходимо закреплять это чувство в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации. Важно помнить что в формировании патриотических чувств дошкольников большую роль играет личность педагога с его мировоззрением, личным примером, взглядами, суждениями.
Особенностью организации данной работы в детском саду является тесная связь со всеми другими видами деятельности детей. Поэтому организация работы по патриотическому воспитанию также позволяет решать ряд смежных задач.
1. Задачи эстетического и нравственного воспитания. Самое существенное в воспитании нравственных чувств – это непосредственное проявление их в реальных практическиз поступках. Действие отношения к окружающему миру проявляется в игре, труде, творческой и изобразительной деятельности, общении, повседневной жизни.
2. Задачи физического воспитания. Развитие смелости, ловкости.
3. Задачи трудового воспитания. Поощрение трудовой деятельности детей, основе которой лежит желание сделать что-то для других. Труд с общественной мотивацией следует организовывать не только в детском саду, но и дома, приобщая к этому семью ребенка. Причем эта работа должна вестись систематически. Труд дошкольников невелик и несложен, но необходим для формированияего личности. Необходимо приучать детей добросовестно относиться к любой работе, добиваться поставленной цели, воспитывать бережное отношение к общественному добру.
4. Формирование бережного отношения к природе. Важно сочетать формирование бережного отношения к природе (подкормка птиц, выращивание цветов) сочеталось с воспитанием любви к родному городу, с желанием работать вместе с взрослыми по его благоустройству (субботники, озеленение). Организуя работу по патриотическому воспитанию можно использовать различные методы работы.
Целевые прогулки и экскурсии (Краевой музей, к памятникам)
Наблюдения за трудовой жизнью людей, изменениями в облике города, улицы, детского сада.
--Рассказы и объяснения педагога в сочетании с показом и наблюдением.
Беседы о родном городе, улице, детском саде Использование иллюстраций, диафильмов, аудио и видео записей.
Использование фольклора (разучивание песен, стихов о родине и крае, пословиц, поговорок, чтение сказок).
Знакомство с произведениями народного творчества (роспись, скульптура, вышивка и тд.) Обогащение и стимулирование детского творчества.
Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.
Поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к общественному имуществу, добросовестно выполнять поручения, правильно вести себя в общественных местах. Воспитание уважения к ветеранам войны и труда, рассказывая о подвигах воинов, устраивая тематические праздники, приглашая ветеранов воин, героев труда. Большое значение в патриотическом воспитании дошкольников играет непосредственное участие их в праздниках (день города, День Победы, День защитника Отечества). Дети делают открытки, поздравления, подарки, выступают на утренниках. В результате такой работы у детей создаются не только представления о их городе, стране, но и возникает чувство сопричастности к важным происходящим событиям.
Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой. После всего сказанного, можно сделать ввод о том, что нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.