Маркова Наталья Анатольевна
Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
«Жизнь рождает много нового, и порой в неудержимом потоке этого нового теряется старое, доброе. Поэтому задача каждого педагога, каждого воспитателя, просто человека, уважающего себя и историю своей страны - не только не забывать эти традиции, но и способствовать тому, чтобы они жили и передавались из поколения к поколению, как самое дорогое наследие» К. Д. Ушинский.
В данной статье затрагивается одна из самых актуальных задач нашего времени — патриотическое воспитание подрастающего поколения. Рассказывается о важности приобщения старших дошкольников к русской народной культуре своего народа. Показана систематизированная работа по воспитанию у детей чувства патриотизма посредством приобщения к истокам русской народной культуры. Данный опыт работы может быть использован воспитателями дошкольных учреждений, педагогами дополнительного образования, родителями.
Содержание
1. Актуальность.
2. Проблема.
3. Этапы работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников через
приобщение к русской народной культуре.
4. Работа с родителями.
5. Заключение.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения — одна из самых актуальных задач нашего времени. Дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, ее фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви.
Педагогическая проблема - развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру: русские народные танцы, игры, устный народный фольклор (считалки, стихи, потешки, прибаутки).
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности.
К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…». Именно поэтому я серьезно задумалась над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры и запланировала этапы работы по данной теме.
Первый этап работы с дошкольниками: создание развивающей среды. В групповой комнате оборудовали мини — музей. В нем разместили предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках: чугунки, крынки, лапти, прялку, самовар и т. д. Все те окружающие предметы, которые впервые пробуждают интерес у ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность. Это помогает детям понять, что они — часть великого русского народа. При создании такого мини-музея дети знакомятся с истоками русского народного искусства, которые присутствуют в образе традиционной деревни, знакомятся с устройством крестьянского дома. Дети получают представление о том, что дом — это не просто строение, а живой организм со своими внешностью и характером, знакомятся с декоративно-прикладным искусством. Нашей задачей было не создание мини-музея, а возможность введения детей в особый самобытный мир, путем его действенного познания. Поэтому помимо настоящих вещей в «избу» были помещены предметы, имитирующие реальные, например, красивая сказочная печь, которую можно потрогать, заглянуть в ее любой уголок, похозяйничать там. Дети узнали, что ухват — палка с надетой на нее металлической рогаткой для перемещения чугунков в печи, а кочерга — толстый железный прут с загнутым концом для ворошения углей. Миски, ложки, ковши, крынки — посуда, которую делали из дерева своими руками. Керосиновая лампа, лучины в темные зимние вечера освещали избу. Лапти — обувь, сплетенная из широкого лыка. Праздничные лапти плели из вязового лыка. Ноги в лаптях не промокали и не замерзали. Проводили беседы о музеях, зачем они нужны? Что в них хранится? Кто туда ходит и зачем? В ходе НОД «Чудо –самовар», дети узнали, что в самоваре при помощи углей и сапога кипятили воду для чая. Вода была вкусная, с дымком. По вечерам у самовара собиралась вся семья. Самовар стал символом домашнего уюта, благополучия, мира в семье. Сегодня из нашей жизни исчезли многие предметы народного быта, и поэтому приходится потрудиться, воссоздавая глиняные и деревянные горшки, чугунки, а также всю необходимую для печи утварь.
Второй этап: широкое использование народного фольклора во всех его проявлениях (сказки, пословицы, поговорки, загадки, песенки, частушки, хороводы и т. д.). В русском фольклоре, каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Главная задача на этом этапе- раскрыть духовный потенциал произведений и довести его до ребенка в доступной форме, расширять словарный запас детей путем смыслового объяснения незнакомых слов. Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний, поэтому этот вид деятельности — основной. Игровой материал представлен дидактическими, настольно-печатными играми. Дети знают и с интересом играют в дидактические игры: «Назови сказку», «Узнай из какой сказки герой», «Загадки и отгадки», «Я начну, а ты продолжи», «Чудесный мешочек», «Что было раньше, что сейчас» и многое другое. Отсюда следует, что наши русские народные песни, сказки, игры, народные игрушки являются неотъемлемой частицей в воспитании нравственно-патриотических качеств у детей.
Третий этап: Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками. В старшем дошкольном возрасте большое внимание уделяем приобщению детей к народной культуре, знакомим детей с русскими народными традициями, такими как почитание старости, гостеприимства, взаимопомощи, традиций русской кухни. В ходе НОД «День рождения на Руси», дети узнали, как праздновался первый день рождения ребенка на Руси, какие подарки ему дарили, какие обычаи соблюдали. Большое внимание уделяем знакомству с русским народным костюмом. В ходе НОД «Знакомство с русским национальным костюмом», дети узнали, что женщины на Руси не только для красоты украшали вышивкой свою одежду, но и как оберег. Также знакомим детей с русским праздниками: Рождеством, Масленицей, Пасхой. Как праздновали эти праздники наши предки, что изменилось с того времени, какие традиции остались. На праздник Рождества с детьми разучиваем колядки, русские народные песни, заклички. Дети узнали, что святки — это радостное время, когда можно поделиться радостью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и любовь. Вместе с детьми готовим рождественские подарки. Ежегодно проводится в детском саду праздник Масленица, на котором дети ближе узнают традиции встречи этого праздника и всей масленой недели. Дети с удовольствием поют народные песни, водят хороводы, едят блины. Праздник пасха проходит с изготовлением атрибутов, росписью яиц и народными играми. Также проводятся праздники «Осенины», «Веснянка» и др. Ни один праздник на Руси не проходил без музыки. Поэтому, начиная с младшей группы необходимо вводить детей в мир народной музыки, приучая к красоте звучания народных инструментов и песен. Первое знакомство малышей можно начать с таких народных инструментов, как деревянные ложки, балалайки, бубенцы и трещотки. Дети их могут не только рассматривать, но и брать в руки, пробуя звучание. В дальнейшем под музыкальное сопровождение они играют несложные мелодии, например «Во саду ли, в огороде», «Во кузнице», «Андрей-воробей». Свое умение дети показывают на ежемесячных «народных посиделках» и календарных праздниках, которые устраиваются для них и их родителей. Маленькие артисты, одетые в русские народные костюмы, рассказывают потешки, небылицы, поют частушки, водят несложные хороводы: «Как на тоненький ледок», «А я по лугу», «Я на горку шла», «Выходили красны девицы». Все это способствует музыкальному развитию детей, приобщению к русскому народному образу и в будни, и в праздники. Большую помощь в подборе музыкального репертуара (певческого и танцевального) оказывает музыкальный руководитель. Только совместно удается донести народную мудрость, доброту, юмор в доступной для детей форме. Обязательно празднуем именины по сезонам с поздравлением детей, изготовлением подарков, пением песен, вождением хороводов и чаепитием.
Четвертый этап: Знакомство с русскими народными играми. Знакомя детей с жизнью и бытом русского народа, большое значение уделяем народным подвижным играм. Естественна потребность детей в подвижных играх, где можно проявить смекалку, ловкость, чувство товарищества и просто любознательность, игры вызывают у них большой интерес. Игра — всегда развлечение, забава и обязательно соревнование, стремление каждого участника выйти победителем. У детей появляется возможность как проявить себя, так и увидеть в действии различные предметы русского быта. В русских народных играх много юмора, задора. Игры всегда образны и сопровождаются потешками, считалочками, забавными запевалками. В младшем возрасте любимыми играми у детей стали «У медведя во бору», «Баба сеяла горох», «Гуси-гуси», «Смешинки». В этих играх используются разнообразные атрибуты: маски, иллюстрации, русские народные инструменты. В старшей группе детям очень нравятся игры «Огородник», «Заря-заряница», «Где был Иванушка?», «Ручеек» «Золотые ворота». Игра «Заря-заряница» интересна тем, что в ней используется импровизированная карусель с множеством разноцветных лент. Держась за ленты, дети шагают по кругу, поют, бегают, переплетают ленты. Все это завораживает, стимулирует любознательность и создает повышенный интерес детей к этой игре. Неизменным спутником народных игр всегда была песня. И, начиная с младшей группы, с детьми надо много петь. Под песню они учатся пританцовывать, прихлопывать, постепенно входя в хороводную игру. Ряд хороводных игр основан на соединении песни с движением. Это игры «Каравай», «Заинька», «По ровненькой дорожке», «Веснянка». Можно смело сказать, что народные игры влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка. В старшем дошкольном возрасте очень важно познакомить детей с декоративной росписью и прикладным искусством. У детей расширяются знания о русской народной игрушке (деревянной, глиняной, кукле — самоделке). Знакомим с народным промыслом: дымковской игрушкой, филимоновской игрушкой, каргопольской игрушкой, хохломской росписью, гжелью и т. д. Изготовляем игрушки своими руками: лепим из глины и расписываем их по известным нам народным промыслам. А затем, организуем выставки детского творчества. Приобщение к народной культуре должно носить обязательно живой, неформальный характер. Учитывая этот принцип, всю работу с детьми я провожу в форме бесед, посиделок, различных игр, сказочных путешествий, театрализованных представлений.
Таким образом, углубленная, систематизированная работа по воспитанию у детей чувства патриотизма посредством приобщения к истокам русской народной культуры имеет положительные результаты: Дети используют в активной речи потешки, считалки, загадки. Умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки. Знают сказки и сказочных героев, узнают их в произведениях изобразительного искусства. Осмысленно и активно участвуют в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи). Знают историю русского народного костюма, головных уборов. Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества. Таким образом, можно сделать вывод, что реализуемый автором опыт, обеспечивает положительную динамику в воспитании патриотизма у старших дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре.
Список литературы:
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников //М. : ЦГЛ,2005,205стр.
2. Бударина Т. А., Маркеева О. А. «Знакомство детей с русским народным творчеством» СПб,2001.
3. Василенко М. А. «Народное искусство».-М. ,1999