Оксана Сомова
«Мой город Златоуст». Патриотическое воспитание
▼ Скачать + Заказать документы
Любовь к своему дому, семье, месту, где родился – все это проявление чувств патриотизма. Патриотизм – это и преданность родился – все это проявление чувств патриотизма. родился – все это проявление чувств патриотизма. Патриотизм – это и преданность Родине, это и стремление сохранить самобытность и традиции народа, живущего на территории России. Это знание истории города, традиций, земляков, народных промыслов, распространенных в данной местности.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Моя малая Родина, край, город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Актуальность работы по патриотическому воспитанию заключается в том, что современные дети мало знают о своей малой родине, особенностях культуры, равнодушны к сверстникам, к чувствам близких. Явно прослеживается недостаточная работа родителей по проблеме нравственно-патриотического воспитания детей в семье. Задача педагога – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать чувство гордости от причастности к достижениям страны, уважения к армии, атрибутам государственности, развивать интерес к доступным для понимания детей явлениям общественной жизни.
Личный пример, заинтересованность, активная жизненная позиция педагога – самый эффективный способ воздействия на сознание ребенка. Убежденность взрослого в нужности и важности данной работы находит отклик в сердцах ребят. Дети с удовольствием знакомятся с историей родного края, изделиями мастеров, заучивают народные песенки тем самым осознают себя причастными к народным традициям, испытывают чувство гордости от того что они граждане своей страны. Тема патриотического воспитания мне интересна, и в течение нескольких лет я вношу в свою педагогическую деятельность работу по формированию у детей нравственно-патриотических чувств, стараясь привить любовь к родному город. Воспитывая у детей любовь к своему городу, я подвожу их к пониманию, что наш родной город Златоуст это частица Родины.
Целью моей работы является совершенствование нравственного воспитания, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине.
Для достижения этой цели мною были определены следующие задачи:
Формировать интерес каждого дошкольника к истории своего города, края, страны; основы экологической культуры; гуманного отношения ко всему живому; умение видеть историю вокруг себя.
Воспитывать в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, ее истории, обычаем, традициям.
Помочь родителям сохранить и развить любознательность детей в процессе совместных мероприятий: родители – дети – детский сад.
В работе над данной темой, я хорошо понимаю, что для целенаправленного результативного выполнения данных задач необходим основательный и практический багаж:
Изучение новинок методической литературы;
Повышение квалификации педагога;
Разработка перспективного плана по патриотическому воспитанию.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс долгий, поэтому данную работу я планирую и провожу в течение всего года. Работу организую как кружковую.
Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность, формировали интерес к окружающему миру, были познавательными. В плане работы отмечены такие циклы занятий как:
«Мой город» Цель: знакомство с историей возникновения Златоуста, закрепление знаний о гербе, флаге родного города
«Златоуст - город мастеров» Цель: познакомить детей искусством Златоустовской гравюры на стали, знакомить с предприятиями города и их продукцией.
«Златоуст моя малая Родина». Цель: знакомить детей с достопримечательностями города, воспитывать любовь к «малой Родине».
«Улицы родного города Златоуста» Цель: познакомить детей с названиями улиц города, дать представления о людях в честь которых названы улицы, вызвать у детей желание сохранять в чистоте улицы города.
«Город Златоуст - спортивный город» Цель: продолжать знакомить с городскими видами спорта, знакомство со спортсменами прославившими наш город, привлекать детей к здоровому образу жизни, воспитывать любовь к спорту.
«Край, в котором мы живём» Цель: знакомство с расположением города, с окружающими его горами, водоёмами. Формировать правильное представление о горнозаводской зоне, воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
«Парк Таганай». Цель: формировать правильное представление о парке, познакомить с его историей, с разнообразным растительным и животным миром, воспитывать гордость за свой город, бережное отношение к природе.
Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме способствует развитию у детей внимания и закреплению знаний и навыков.
Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия.
Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т. д., но и "живые" наглядные предметы и материалы.
В связи с этим в уголке дидактических игр оформлены тематические папки «Транспорт нашего города», «Животные и растения нашего леса», «Их имена носят улицы города», «Спортсмены Златоуста» и другие.
В группе собрана библиотечка произведений уральских авторов. Достойное место в которой занимают сборник стихов о Златоусте, знаменитые уральские сказы Бажова. Дети любят и знают Данилу-мастера, Даренку, Хозяйку медной горы и с удовольствием изображают знакомые сюжеты на бумаге. Результат работы – выставка «….»
Дети имеют возможность знакомиться с творчеством Златоустовских мастеров-граверов на основе собранной коллекции гравюры. Дошкольники рассматривают красоту линий и восхищаются изяществом произведений самобытной и неповторимой Златоустовской гравюры.
Большую помощь в работе по воспитанию любви к родному краю, к своей малой Родине оказывает городской краеведческий музей. В форме игры, беседы, рассказа дети знакомятся с бытом предков, историей города, животным и растительным миром. Экспонаты музея привлекают детей, делая обучение наглядным, а впечатления яркими.
В городе стартовал краеведческий образовательный проект «Я – Златоустовец». Наш детский сад принял активное участие в данном проекте, в течение года велась работа по краеведению в специализированных тетрадях на печатной основе, ребята с интересом выполняли задания подготовленные специалистами для соответствующего возраста. Для закрепления и проверки знаний о городе проводятся различные конкурсы и викторины. Победители викторины «Мой Златоуст» в детском саду участвовали в городском краеведческом конкурсе.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Молодые родители не всегда знают историю города и его традиции, поэтому в дошкольном учреждении регулярно проводятся круглые столы с целью пропаганды среди родителей необходимости и важности патриотического воспитания.
Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждой семье.
В своей работе я использую проектную деятельность. Вместе с родителями ребята подготовили «детские паспорта», оформили красочные проекты о памятниках города, сделали поделки.
Большое значение имеют семейные и групповые экскурсии по району, городу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района (магазин, аптека, кинотеатр и д. р). Экскурсии по городу «Моя улица», «Дом, в котором я живу» учат любить и бережно относиться к тому, что их окружает, ценить красоту, которая рядом. Ребята узнали, что улица, на которой расположен детский сад и живет большинство воспитанников, носит имя воина-героя Александра Матросова. Итоги экскурсий были отражены в фотовыставке.
С помощью родителей в фойе детского сада оформлен стенд «Я люблю Златоуст».
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию многогранна, интересна для педагога, а самое главное необходима детям.