ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВА
Патриотическое воспитание как компонент социального развития дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Россию можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. Исходя из многолетнего опыта дошкольного образования, можно утверждать, что дошкольникам доступны патриотические чувства, поэтому начинать работу в этом направлении необходимо уже в детском саду. Только, воспитав в маленьком гражданине любовь к своей Родине, мы воспитаем в нем толерантное отношение к другим народностям.
Публикация «Патриотическое воспитание как компонент социального развития дошкольника» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В настоящее время накоплен достаточно большой опыт по патриотическому воспитанию дошкольников, разработаны научно – обоснованные методики по данной проблеме, но недостаток методических пособий по национально – региональному компоненту общеобразовательной программы дошкольного образования определил выбор темы нашего проекта.
В соответствии с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении должен основываться на комплексно-тематическом принципе, которому отвечает такая форма организации образовательной деятельности, как проектирование. Именно метод проектов позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления детьми сумм знаний на овладение ими различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов. Накопленный педагогический опыт в последнее десятилетие подтверждает состоятельность и эффективность использования проектного метода в дошкольной образовательной практике. Проект ценен тем, что дошкольники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и коммуникативной деятельности. Недаром пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция на основе единого проекта). Эти аргументы явились основанием для выбора проектной деятельности как формы образовательной работы по нашей теме.
На данный момент проект находится в стадии завершения. Результаты промежуточной диагностики в сторону повышения уровня сформированности нравственно – патриотических чувств детей позволяют говорить о возможности рекомендовать предложенный проект к использованию в практике работы дошкольных образовательных учреждений нашей республики.
Цель проекта: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через углубленное изучение традиций и культуры народов России.
Задачи проекта:
• создание культурно-образовательной среды в группе;
• знакомство детей с традициями и обычаями, промыслами, художественным творчеством, особенностями национальных костюмов народов Поволжья;
• вовлечение детей в художественно-творческую деятельность, развитие детского творчества, умения видеть прекрасное и вносить его элементы в жизнь, побуждение создавать изображения по мотивам народного декоративного орнамента;
• обогащение словарного запаса детей, развитие коммуникативных навыков и умений;
• воспитание нравственно – патриотических чувств : воспитание у ребенка любви и привязанности к своим близким, дому, детскому саду, городу, родному краю; формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию народов России; формирование толерантного отношения к представителям других национальностей;
• взаимодействие с родителями по вопросам воспитания нравственно –
патриотических чувств у детей, привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту.
Актуальность проекта:
Россия всегда являлась многонациональным государством, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.
Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. В нашем регионе живут- русские, татары, чуваши, мордва, удмурты, башкиры, марийцы и т. д.
Дети должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.
Участники проекта:
Дети, родители, воспитатели.
Продолжительность проекта: проект краткосрочный.
Сроки реализации проекта: ноябрь 2017года.
Проект реализуется в 3 этапа:
1. организационно-подготовительный этап;
2. этап реализации;
3. заключительный этап.
На организационно-подготовительном этапе были проведены:
1. Анализ специальной и методической литературы по разрабатываемой проблеме.
2. Изучение специальной литературы о творческом наследии
народов.
3. Разработка проекта.
4. Налаживание взаимодействия с родителями, привлечение
членов семьи к совместной работе над проектом.
Каждая возрастная группа представляет отдельную народность и более подробно ее изучает.
На этапе реализации проекта поставлены следующие задачи:
1. Подбор методической, научно – популярной и художественной литературы, дидактического материала с учетом его доступности восприятию детей старшего дошкольного возраста, а также его художественных достоинств и воспитательного значения.
2. Создание образовательно – культурной среды в группе: пополнение краеведческого уголка материалом «Декоративно-прикладное искусство народов России», «Национальный костюм народов России», «Национальный орнамент», «Сказки», «Пословицы и поговорки», «Игры»; создание галереи детского творчества; оформление стенда фотографий, отражающих работу по проекту.
3. Разработка перспективного плана образовательной деятельности по ознакомлению с традициями и культурой народов России.
4. Взаимодействие с родителями в совместной образовательной деятельности по реализации проекта.
Работа над проектом осуществляется в таких формах образовательной деятельности с детьми, как:
• Игры: дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно – ролевые, подвижные, музыкальные, хороводные, театрализованные;
• Беседы;
• Непосредственно образовательная деятельность на основе метода интеграции;
• Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток;
• Выставки в мини-галерее изделий. Выставки детских работ по художественно-эстетическому развитию в детском саду;
• Просмотр видеофильмов;
• Экскурсии;
• Использование силуэтного моделирования;
• Экспериментирование с различными художественными материалами;
• Соревнования, развлечения, фольклорные праздники, посиделки с участием родителей;
• Использование малых фольклорных форм в физминутках, считалках;
• Слушание музыкальных произведений, исполнение песен.
Заключительный этап работы над проектом включает в себя следующие мероприятия:
1. Анализ и обобщение полученных результатов.
2. Ярмарка "Давайте жить дружно. "
В процессе работы над проектом мы ожидаем получить следующие результаты:
• повышение уровня сформированности нравственно-патриотических чувств воспитанников, знаний о народах России, культуры поведения дошкольников;
• раскрытие индивидуальности ребенка; возрастание духовно-эмоционального контакта "ребенок – взрослый – ребенок";
• укрепление, расширение образовательного поля "ребенок –
учреждение – семья – общество".