Татьяна Ляховец
Патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ в рамках ФОП ДО
▼ Скачать + Заказать документы
В содержании ФОП ДО отмечена острая необходимость активации процесса воспитания патриотизма дошкольников, потому что именно в детском возрасте закладываются чувство любви к Родине, система ценностей, жизненные ориентиры. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников - основа формирования будущего гражданина своей страны.
Патриотизм – это преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу.
Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ в рамках ФОП ДО» размещена в разделах
Патриотическое воспитание ребенка – основа формирования будущего гражданина.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Чувство Родины - оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого дошкольного детства. Здесь немаловажную роль играет влияние семьи и образования. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
ЦЕЛЬ: содействовать формированию у ребёнка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца (созидателя, ответственного за будущее своей страны.
ЗАДАЧИ: Среди множества задач патриотического воспитания детей можно выделить основные:
• воспитание настоящего гражданина, любящего свою Родину;
• формирование устойчивой привычки поступать в соответствии с общепринятыми в обществе нормами и правилами;
• формирование патриотических чувств к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, городу) ;
• формирование духовно-нравственных отношений;
• формирование уважения к культурному наследию своего народа;
• воспитание любви к своим национальным особенностям;
• чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
• толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Организация работы по патриотическому воспитанию включает в себя различные методы, формы, мероприятия.
1. Целевые прогулки, экскурсии по местам воинской славы, к памятникам, монументам.
2. Рассказы воспитателей, беседы с детьми о славной истории родной страны и родного края, станицы, в которой мы живем.
3. Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь населения, изменения в облике города т. п.);
4. Демонстрация тематических слайдов, видеороликов, иллюстраций;
5. Знакомство с русским фольклором – сказками, пословицами, поговорками, песнями, играми;
6. Знакомство с творчеством отечественных писателей, композиторов и художников;
7. Посещение тематических выставок или их самостоятельная организация;
8. Участие в посильных общественно-полезных работах (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и города);
9. Праздники, мероприятия, развлечения, викторины;
10. Основная форма работы – непосредственно образовательная деятельность (различного рода познавательные занятия, изучение государственных символов Российской Федерации, получение детьми знаний о расположении, климате родного края, о его истории).
11. Взаимодействие с родителями и семьей имеет большое значение в решении задач нравственно-патриотического воспитания дошкольника :
- анкетирование родителей.
- консультации индивидуальные и групповые.
- беседы, оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки).
- привлечение к обогащению предметно-развивающей среды группы.
- проведение встреч-обсуждений по нравственно-патриотическому воспитанию детей.
- проведение с участием родителей выставки поделок и рисунков, соревнования, праздники и утренники, осуществляем совместный труд на участке;
- внедрение в ДО волонтерского движения - участие в акциях («Окна Победы», «Покормите птиц зимой», «Своих не бросаем», «Письмо солдату» и т. д.).
Все перечисленные методы и формы работы всегда были, есть и будут в основе патриотического воспитания.
На примере рассмотрим военно – спортивную игру «Разведчики». Игра «Разведчики» стала уже традицией в нашей группе! В преддверии праздников «День защитников Отечества», «День Победы», «День Военно – Морского флота», «День воинской славы», «День пограничника», и т. д., проводятся военно – спортивные игры.
Задачи игры:
- Вызвать у детей положительный эмоциональный настрой, устойчивый интерес к занятиям спортом; закаливать организм на свежем воздухе через игровые задания.
-Закрепить навыки выполнения различных упражнений: метание в вертикальную цель, сбивание кеглей, езда на санках, подлезание под веревку, прыжки из обруча в обруч;
- Учить управлять волевыми усилиями, развивать внимание, память, восприятие, наблюдательность.
- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности.
- Воспитывать любовь к Родине.
Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.