Ольга Пазизина
Патриотическое воспитание дошкольников путём приобщения их к культурному наследию
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное учреждение — это место, куда родители приводят своих детей не только для того, чтобы они не оставались без присмотра. Здесь многому их обучают: самостоятельно есть, правильно разговаривать, жить в коллективе и т. д. Но главное — здесь из маленьких граждан нашей большой России воспитывают настоящих патриотов.
Темочки:
Дошкольный возраст — это период становления личности, он имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите. Чувство любви к Родине у ребенка начинается с любви к самым близким людям — отцу, матери, бабушке, дедушке, с ощущения ребенком их сердечного тепла, внимания и заботы. И родной дом, и двор, и детский сад, где он общается со сверстниками, и родная природа — все это Родина.
Воспитание патриотизма означает воспитание любви, привязанности к малой Родине, к тому месту, где ребенок родился. Воспитание патриотизма успешно проходит в процессе приобщения детей к культурному наследию, который веками накапливался в устном народном творчестве, в народно-прикладном искусстве и различных народных промыслах, в фольклорных и классических произведениях, в произведениях русских мастеров живописи, скульптуры, архитектуры, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Особая роль в воспитании патриотизма отводится природе, так как она постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. Маленький человечек чувствует себя с представителями живой природы сильным, значимым, так как может для них что-то сделать: помочь, защитить, сохранить.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «подвиг» и т. д. Именно в таком формате должна проходить работы с детьми - воспитание у них любви к родителям и родственникам, к детскому саду, к родному городу и к нашей стране. Необходимо помочь детям понять, что они являются частью народа огромной страны, что они граждане России, маленькие россияне. И они должны обязательно знать историю своей Родины и то, какими событиями и победами писалась наша история. На патриотическое воспитание направлено создание плакатов ребятами вместе с папами и мамами, на которых можно было не только увидеть фотографии их прадедушек и прабабушек — участников войны и тружеников тыла, но и прочитать их воспоминания о войне, о сражениях, о нелегкой жизни и работе в тылу, узнать о заслуженных наградах. Ведь каждый такой плакат — это не просто история той или иной семьи в отдельности. Из таких историй складывается судьба нашей огромной страны.
Немаловажным в патриотическом воспитании юного поколения являются и такие мероприятия, как изготовление поделок. Ребята с удовольствием рисуют и раскрашивают открытки, готовят аппликации, чтобы потом подарить их папам, дедушкам на 23 февраля. А еще совместно с воспитателями можно выпускать стенгазеты, на которых размещаются рисунки детей и фотографии, рассказывающие о Великой Отечественной войне.
Немаловажным вкладом в дело патриотического воспитания детей считается оформление нравственно-патриотических уголков. Любить Родину — это не только знать о ее трудных военных годах. Любовь к родному городу, к природе, умение оберегать ее — тоже означает быть патриотом. И такие уголки помогают ребятам это осознать. Они должны хорошо знать известные памятники Саранска, из многих флагов различных стран узнавать наш российский триколор; на глобусе находить Россию.
Иными словами, задачи воспитания патриотизма решаются во всех видах детской деятельности (на занятиях, в играх, в труде, в быту) : тематические беседы («Чей папа служил в армии?», «Что значит быть военным?», «Чей праздник отмечается 23 февраля?», «Уроки доброты», прослушивание музыкальных произведений (в том числе гимна России, песен военных лет, чтение сказок, знакомство с пословицами и поговорками, изготовление подарков, проведение выставок и экспозиций, подготовка инсценировок и танцевальных номеров, праздников и концертов, ухаживание за комнатными цветами и клумбами на детских площадках. Эти методы нужно использовать в работе с детьми так как они приносят успехи.
Поэтому в беседах с родителями нужно подчеркивать: чтобы вырастить ребенка достойным человеком и гражданином, нельзя говорить плохо о стране, в которой мы живем. Необходимо рассказывать им о их прадедушках и прабабушках, на долю которых выпали тяжелые испытания, но они вышли с из них честью. Необходимо рекомендовать родителям смотреть вместе с детьми передачи и кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну. Приобщать малышей к посильной помощи взрослым, к процессу ухаживания за домашними животными, к поддержанию порядка в комнате. Не секрет, что дети, как губка, впитывают в себя всё, что видят и слышат вокруг. Они начинают понимать, что такое Родина, как надо ее любить и защищать, и что, став взрослым, каждый из них сможет сделать для того, чтобы она стала более сильной и могучей. Маленькие патриоты сегодня — это надежное будущее нашей страны под названием Россия.