Елена Потешонкова
Патриотическое воспитание дошкольников на современном этапе
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание дошкольников на современном этапе
В современных условиях требуется новый социальный тип личности. Обществу нужны люди инициативные, независимые, с яркой индивидуальностью, способные творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовые обучаться в течение всей жизни
Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников на современном этапе» размещена в разделах
В тоже время в обществе наблюдается "дефицит нравственности, подрастающее поколение обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.
Дошкольный возраст – лучший период для начала формирования у ребенка чувства патриотизма.
Все мы знаем, что всё, что усвоено в дошкольном периоде, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающие черты характера – оказываются особенно прочными и являются фундаментом дальнейшего развития личности
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени
Работу по патриотическому воспитанию в нашем ДОУ каждый педагог строит в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников на основе следующих принципов:
• Принцип индивидуального подхода к детям (максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов);
• Принцип сотрудничества;
• Принцип интеграции;
• Принцип систематичности и последовательности;
• Принцип доступности и наглядности
• Принцип личностно –ориентированного подхода;
• Принцип деятельностного подхода
• Принцип игровой подачи материала
• Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Современная система работы по патриотическому воспитанию включает следующие средства: это окружающая среда, художественные средства, практическая деятельность.
Выбор средств должен быть адекватен каждому этапу воспитания.
Для успешной работы по реализации патриотического воспитания необходимо соблюдение ряд условий:
Условия реализации:
- создание предметно-развивающей среды (уголок русской культуры, символика государства и др.);
- опора на личный опыт, ближайшее окружение (от любви к дому до любви к Родине и т. д.);
- эмоциональная окрашенность, воздействие на чувства ребенка;
- взаимодействие трех компонентов: интеллектуального, чувственно-
эмоционального и действенно-практического (узнавать-созерцать-созидать);
- организация творческой деятельности как средства выражения чувств и эмоций (ИЗО, драматизация, концерты и выступления перед публикой и др.);
- сотрудничество с семьей.
Чтобы достигнуть определенного результата в патриотическом воспитании, важно использовать новейшие методики и технологии, причем такие, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием.
Говоря об инновационных технологиях в патриотическом воспитании, мы использовали в своей работе:
- Технологии проектирования (метод проектов) - является эффективным способом развивающего, личностно - ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира
Тематика и содержание проектов для детей дошкольного возраста могут быть очень разнообразны, например, в нашем детском саду были разработаны проекты: «Русская душа», «Свой край люби и знай», «Священный праздник –День Победы» и др.
- Музейная педагогика
Мини-музеи, пользуются огромной популярностью как у воспитанников, так и у их родителей
Значимость мини-музеев достаточно высока, так как здесь дошкольники не только рассматривают книги и репродукции, открытки и карты, подлинные предметы и вещи, но и сами читают стихи, задают вопросы, беседуют. Ведь патриотические чувства возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры, который усваивается ребенком на протяжении всего детства
Использование музейной педагогики в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным
Темы мини-музеев в нашем д/с, самые разнообразные – такие как: «Народных промыслов», «Русская матрешка», уголок Боевой и Трудовой Славы, «Хлеб» и др.
.
- Квест- технология
Квест-технология - одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией
Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей (это может быть - путешествие по родному городу, дорогами войны, разведчики.)
Использование в образовательном процессе информационных технологий наряду с другими средствами призвано способствовать обогащению представлений детей об окружающем мире, расширению опыта и знаний, повышению мотивации к познанию. ИКТ не заменяют традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре родного края, а успешно их дополняют и восполняют.
- Использование ИКТ помогает:
- подавать материал детям более интересно, ярко (мультимедийные презентации, видеоклипы, показ видеоматериалов о родной земле, о героизме русского народа, о Великой Отечественной войне, о знаменитых битвах и сражениях)
- предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов;
-делает предметно - развивающую среду группы более мобильной за сч т внесения разнообразного наглядного материала;
- помогает достичь большей эффективности и наглядности в работе с родителями (регулярное обновление информационных стендов, родительских уголков, использование презентаций на родительских собраниях);
- помогает при подготовке педагогов к выступлению не педагогических советах, семинарах, методических объединениях.
Вывод
Т. о. планомерная, систематическая работа, использование инновационных технологий, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.