Анастасия Мещенкова
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности.
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Публикация «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Так писал академик Д. С. Лихачев. Без любви к Родине и уважения ее истории культуры просто невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины. Понимание чувства Родины у ребенка начинается с любви к самым близким -маме, папе, бабушке, дедушке. В семье он получает радость общения, любовь и тепло, которое дает ему семья. На каждом возрастном этапе развития дошкольника существует свой круг образов, эмоций, представлений, привычек. Каждый день ребенок совершает много открытий. Многие впечатления еще не осознаны, все начинается с восхищения, того чего ребенок видит. От того кто находится рядом с ребенком и чем заинтересовывает и зависит воспитание ребенка. Он знакомится с родным домом. Следующими людьми с кем знакомится ребенок являются воспитатели, детский сад. Там он получает радость от общения со сверстниками. Все это для него Родина. Каждый день он ходит в детский сад. Где его встречают с радостью, улыбкой, теплотой его друзья и воспитатель. Садик становится домом где его ждут и любят. Важно чтобы он не только чувствовал себя как дома, но и был хозяином в нем. Хорошо ориентировался, любил его ухаживал за ним, гордился им. От воспитания любви к детскому саду, его улице и семье начинается чувство любви к Отечеству. Это чувство любви к дому и детскому садику перерастает в любовь к Родине.
Цель патриотического воспитания заключается в формировании активной жизненной позиции и сохранении традиций своего народа.
Встречая каждый день детей в детском саду хотелось создать им теплую, радостную атмосферу. Хотелось разнообразить жизнь детей в садике интересными играми, занятиями, праздниками, экскурсиями. Изучив разнообразные методы работы, пришла к выводу, что введение проектной деятельности в работу с дошкольниками является одним из средств активизации познавательного и творческого развития ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной формой призвана организация проектной деятельности. Она позволила мне пополнить предметно-развивающую среду в группе. Направить познавательную деятельность детей через создание проблемной ситуации. Формировать активную, самостоятельную позицию. Привлечь родителей в образовательную деятельность. Работая с детьми со средней группы детского сада, я постепенно узнавала их индивидуальные особенности и интересы. Новое поколение детей «идет со временем в ногу» и получать знания они должны по - новому. Я считаю, что образовательная деятельность в детском саду должна быть яркой, познавательной, мотивационной. Беседуя с детьми, они часто рассказывали о себе, своей семье, доме, традициях. Рассказывали с любовью и их рассказы не переслушать. Очень часто в наших беседах о семье, доме, улице звучало слово Родина. А что такое Родина и какая она все дети видят по своему. Чтобы всю информацию собрать и увидеть потребовалось бы очень много времени. В наше время экскурсии и выезды с детьми по городу и Нижегородской области потребовало бы много организационных сил и средств, да и область наша очень большая объехать всю ее нам не удалось бы. А ведь, сколько достопримечательностей, промыслов, культурных традиций и истории в нашем городе. Для осуществления нашей цели мы с родителями пришли к единому мнению созданию проекта "Край родной навек любимый". В ходе проекта силами воспитателей, детей и родителей наших воспитанников получены следующие продукты:
-Макет Нижегородского кремля;
-макет города состоящего из районов;
-Видео картотеки:из 4-х дисков которые рассказывают ( 1диск: о городе Н. Новгороде, 2диск: об Нижегородском Кремле, 3диск: о известных людях Нижегородской области, 4диск) о городах Нижегородской области и видео презентаций, мультимедийных презентаций родителей о нашем городе;
-Дидактические игры: "Нижегородская ярмарка"; "Страны на континентах";
-Продукты творческой детской деятельности (совместно с родителями) :дидактические Матрёшки;
-Фотовыставка рисунков и презентаций детей совместно с родителями "Малая Родина –Нижний Новгород".
В ходе проекта отметилась положительная динамика: дети расширили знания о своем родном городе - Нижнем Новгороде, его истории, достопримечательностях, каждый ребенок смог рассказать о своей Родине, семье, традициях, семейных ценностях, проявить себя. В рамках проекта постепенно кругозор детей пополнялся, мы совершали экскурсии по садику в "Музей патриотизма", в центр художественно-эстетическогоразвития, где познакомились с материалами "Декоративно-прикладное искусство Нижегородского края" и. т. д. В рамках Договора социального партнерства, выходили на экскурсию в библиотеку Станюковича, знакомились с творчеством и жизнью писателя М. Горького. Так же посещали музей "Истоки" в школе, где рассказывалось о Нижегородском крае и его людях. Посетили "Музей авиации". Узнали о знаменитых нижегородцах - Валерии Чкалове и Петре Нестерове. Большой интересу наших воспитанников вызвала познавательная экскурсия на улицу Гайдара, на которой располагается наш детский сад – ДАНКО. И у детей возник вопрос : "Откуда берутся названия улиц?". Тут мне стало понятно, что название улиц Нижнего Новгорода достаточно много и познакомить с историей и названиями поможет проект :"Герои наших улиц".Каждому ребенку непременно захотелось узнать о своей родной улице. Вместе с родителями составили "Азбуку улиц". С иллюстрациями героев улиц в формате А3, на каждой букве свой герой. Дети с родителями подготовили познавательные презентации своим улицам родного города. Мы собрали их в одну картотеку. Родители записывали видео с детьми, которые рассказывали о своей улице, районе. Были изготовлены макеты: "Достопримечательности Автозаводского района", "Карта Нижнего Новгорода".
По итогам проекта была проведена Викторина на тему «Улицы Нижнего Новгорода", на вопросы которой детям очень понравилось отвечать. В подготовительной группе мы не могли не обойти тему "75-летия победы в Великой Отечественной войне". Потому как в каждой семье есть свой герой, который сражался за Родину. В каждой семье хранятся ордена героев. Детям непременно хотелось рассказать о них. Новый проект назывался "Народная мудрость о воинской отваге". Родители создали видео ролики: "Спасибо деду за Победу", "В Парк Победы г. Н. Новгорода"; Лэпбук "Я помню, я горжусь!". Собрали в один альбом "Спасибо деду за победу" все презентации, которые пополнили развивающую среду группы. Был создан макет завода" ГАЗ ". Организовали выставку рисунков "И помнит мир спасенный". Подготовили атрибуты для сюжетно-ролевых игр на военную тематику (чехлы на стулья в виде танка, самолета, сшили пилотки, шлем). Детям и родителям понравилось участвовать в проекте. Герои войны это часть нашей истории.
Участие в проектах помогло сплотить родителей в одну семью. Где каждый подхватывал идею другого и помогал в ее реализации. 2020 год стал для нашего города знаковым годом, в этом году Нижнему Новгороду присвоили звание "Нижний Новгород - город трудовой славы". За это звание мы обязаны людям, трудящимся во время войны на заводах. Это наши прадедушки, прабабушки, бабушки, дедушки. Это звание городу стало нашей новой темой проекта. Живя в Автозаводском районе, многие родители трудятся на Горьковском Автомобильном Заводе, продолжая династии своих родителей. Поэтому было несложно собрать "Азбуку трудовой славы", где рассказывается о заводах и подвигах людей, памятных местах Н. Новгорода. Собраны презентации и видеоролики родителей о трудовых подвигах. Изготовлена дидактическая игра"Семья и Родина". Организована выставка рисунков " Горький - фронту. ". Созданы макеты заводов:"Красное Сормово", "Двигатель Революции". Составлена карта Нижнего Новгорода со значками памятных мест. По итогам проекта организована игра "Поле - чудес". На табло зашифрованы слова о трудовых подвигах горьковчан. Барабан с секторами и памятными датами.
Через проектную деятельность я смогла увидеть индивидуальность каждого ребенка, его интересы, а его участие вместе с родителями выработать единый стиль воспитания и общения. Создать атмосферу взаимопонимания и эмоциональной взаимоподдержки. Понимание чувства любви к Родине через воспитание любви к семье и к детском саду.