Елена Борисова
Опыт работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
С какого возраста начинать воспитывать патриота своей страны, Родины? И что такое патриотизм? «Патриотизм» в переводе с греческого языка означает соотечественник, родина, отечество. Родина! Это глубокое и ёмкое слово имеет для каждого взрослого человека огромное значение. И как маленького человека научить любить свою Родину, быть её патриотом, воспитать первые чувства гражданственности и патриотизма?
Публикация «Опыт работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
В национальной доктрине образования в РФ подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью».
Как подсказывает многолетний опыт работы с дошкольниками, детям, особенно старшего дошкольного возраста, доступно чувство к любви к своей семье, родителям, детскому саду, улицам, месту, где родился – своей малой Родине, к родной природе, к своей Родине, чувство гордости за достижения своей страны. Это и есть начало патриотизма, чувства гражданственности, которые рождаются в познании и формируется у дошкольников в процессе целенаправленного воспитания. Любовь ребёнка к Отчизне характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью. С умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины.
Для дошкольного возраста характерна наибольшая обучаемость, педагогическое влияние, сила и глубина впечатлений. Всё, что усвоено в этот период (знания, навыки, привычки, поведение, черты характера, оказываются особенно прочными и являются фундаментом дальнейшего развития личности. Формирование любви к Родине необходимо прививать с учетом возраста ребенка. В старшем дошкольном возрасте формирование идет через познавательное отношение к миру, через развитие основ экологической культуры, через закладывание основ уважительного отношения к другим культурам, к своей отчизне, через эмоциональную отзывчивость к окружающей действительности. Необходимо понимать, что при правильном воспитании у детей развивается целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, эмоциональное отношение к окружающему.
В процессе реализации работы по патриотическому воспитанию с детьми мною используются: игры-занятия, игры – развлечения, праздники (в том числе народные, художественные постановки, экскурсии (в музей, в парки, к памятным местам города, чтение художественной литературы, художественное слово, включение краеведческого материала в игровую деятельность детей.
В рамках работы по данной задаче провела работу с воспитанниками по реализации проектов «Русские народные игры», «Герб моей семьи». Эти проекты вызвали интерес не только у воспитанников, но и их родителей, которые принимали активное участие в создании герба семьи, представляли их на родительском собрании «Семейные традиции». Формирование патриотических чувств проходит более эффективно в тесном сотрудничестве с семьёй.
Разработан и реализован проект «Спасибо деду за Победу» (для детей старшего дошкольного возраста). Результатом работы по этому проекту стали такие мероприятия: изготовление открыток для ветеранов ВОВ Туапсинского района, участие в акциях «Кораблик памяти», «Солдатская каша», «Сирень Победы»; посещение ветерана ВОВ Кузнецовой В. А., создание книги «Рисунки о Победе», участие воспитанников и родителей в конкурсах военной песни.
Работая над проблемой патриотического воспитания, мною были созданы авторские игры для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с родным городом, его достопримечательностями, флорой, фауной. Предлагаю эти игры вашему вниманию.
Д/И "Кто знает, тот угадает"
Цель: Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города.
Развивать память, речь. Воспитывать наблюдательность, любознательность, любовь к малой Родине.
Ход игры: Ребенок берет одну открытку с видами родного города, дает ей краткое описание, не называя самого места. Остальные дети задают наводящие вопросы, до того момента, пока место не будет угадано. Отгадавший правильно ребенок, становится ведущим. Игра продолжается. В начале игры воспитатель может дать свой образец рассказа.
Материал: открытки с видами родного города.
Игра "Найди флаг"
Цель: Закрепить представления у детей о государственных флагах: родного города, края, городов нашей страны. Развивать память, внимание, воспитывать чувство патриотизма.
Ход игры: Выбирается ведущий, который раскладывает открытки с изображением государственных флагов и дает задание найти Российский флаг (или какой-либо другой). После этого ведущий предлагает детям закрыть глаза, а сам меняет картинки местами, дает новое задание.
Материал: государственные флаги: Российской Федерации, Краснодарского края, г. Туапсе, г. Москвы, г. Новгорода, г. Тулы, г. Сочи, г. Владимира.
Игра " Узнай герб"
Цель: Закрепить знания о государственном гербе. Научить узнавать герб среди гербов других стран и городов. Развивать внимание, память, любознательность. Воспитывать желание узнать что-то новое.
Ход: Воспитатель предлагает рассмотреть государственные гербы. Затем дети собирают разрезные картинки (пазлы) гербов разных стран, городов России.
Материал: гербы разных стран, городов нашей страны.
Игра "В нашем городе гости"
Цель: В игровой форме закрепить знания о родном городе. Развивать
монологическую и диалогическую речь, память, мышление. Закрепить знание достопримечательностей города, памятников и т. д. Воспитывать любовь к родному городу, интерес к жизни города.
Ход: Воспитатель предупреждает детей, что сейчас к нам приедут гости, которые ничего не знают о нашем городе. Дети должны дать небольшие описательные рассказы о родном городе. Считалкой выбирается "экскурсовод" - ребенок по городу, который бросает кубик, выпавшее число ищет на открытке. Задача ребенка: рассказать о том месте, которое изображено на карточке, как можно интереснее, доступнее.
Материал: карточки с видами города или поселка, кубик с цифрами.
Лото "Мой родной город"
Цель: необходимо заполнить игровое поле маленькими карточками,
изображение предметов которых имеют отношение к картинке на игровом поле. Задачи: закрепить знания о достопримечательностях родного города, их
местонахождении. Развивать память, речь, мышление, восприятие.
Ход: у каждого участника большое игровое поле, маленькие карточки у
ведущего. Ведущий показывает карточку с каким-либо предметом, тот ребенок, у кого есть картинка, имеющая отношение к этому предмету, должен назвать предмет и рассказать про него. После этого ведущий отдает карточку игроку, который накрывает пустую клетку игрового поля. Если игрок пропускает предмет, относящийся к его картинке на игровом поле, карточка остается у ведущего. Если игрок затрудняется рассказать о предмете, карточка тоже остается у ведущего. Игра заканчивается, когда один из игроков соберет все картинки своего игрового поля.
Материал: 8 игровых полей; 32 маленькие карточки, изображающие предметы, имеющие отношение к картинкам.
Игра "Собери флаг"
Цель: дать представление о символике родного города, страны.
Задачи: Научить детей отличать флаг своей страны от флагов других стран, рассказать детям о флаге - как об одном из главных и отличительных символов страны, развивать интерес к истории своей страны. Познакомить с флагами Кубани. Развивать зрительное внимание, память, мышление. Воспитывать любовь к своему городу.
Ход: Рассмотреть флаг России, Кубани, рассказать о символике. Предложить собрать разрезанный флаг по образцу.
Материал: флаги России, Краснодарского края, г. Кропоткин, п. М. Горького. Пазлы- разрезанные флаги.
Игра "Защитники нашего Отечества"
Цель: закрепить знания детей о разных родах войск Российской армии.
Закрепить знания об особенностях военной службы и необходимых условиях для ее успешного прохождения, воспитывать чувство гордости за наших защитников Отечества.
Задачи: Развивать речь детей, мышление, внимательность, усидчивость, настойчивость в выполнении поставленной задачи, мелкую моторику рук, умение составлять картинку, соответствующую образцу.
Оборудование: 12 карт (2 экземпляра). На карточках изображение солдат разных видов войск (летчик, артиллерист, десантник, моряк, подводник, танкист, пограничник и др., а также ветераны ВОВ, военная техника, амуниция и снаряжение. Второй экземпляр карточек разрезан на пазлы геометрической формы. Игровая задача: собрать картинки из пазлов.
Ход: Подгруппа детей (1-12 детей) садится за столы. Ведущий раздает карточки, пазлы перемешивают между собой. Необходимо правильно, соответствуя образцу, собрать картинку, аргументировать свой ответ.
Игра "Геральдика"
Цель: дать представление о символике нашей страны, родного города и края,
городов России.
Задачи: познакомить детей с геральдикой, как наукой о гербах, отличительном
знаке каждой страны, края, города. Познакомить с гербами Краснодарского края. Развивать зрительное внимание, память, мышление. Воспитывать любовь к стране, краю, родному городу.
Ход: рассмотреть гербы Российской Федерации, Краснодарского края, городов России, рассказать о символике. Предложить подобрать герб к нужному флагу.
Материал: гербы и флаги страны, города, края, городов России.
Игра "Подбери и раскрась народный костюм "
Цель: познакомить детей с русским национальным костюмом, его особенностями, объяснить, что костюмы отличаются друг от друга в зависимости от проживания людей в разных областях нашей большой страны.
Задачи: развивать зрительное восприятие, внимание, память, воображение. Воспитывать любовь и уважение к культуре своей страны.
Материал: раскраски, образцы костюмов русского народа, маркеры.
Игра "Путешествие по родному району"
Задачи: формировать представления детей о достопримечательностях родного города, памятниках культуры, природе, растительном и животном мире нашего района. Развивать у дошкольников внимание, память, образное мышление, связную речь, любознательность. Воспитывать любовь к родному краю.
Материал: карточки с изображением достопримечательностей города, растительного, животного мира, природы Кавказского района.
Ход: Ведущий показывает карточку детям, задает вопросы о достопримечательностях города, о растительном и животном мире района. Те дети, которые ответили правильно на вопрос, получают фишку. Кто больше соберет фишек, становится победителем.
Таким образом, патриотическое чувство у ребенка не возникает само по себе, это результат длительного педагогического целенаправленного воспитания, творческих усилий педагогов и семьи. И начинать его необходимо с самого раннего возраста, с чувства любви и привязанности к своей семье и родному дому, родной природе, к истории и культуре страны, традициям.