Ирина Самохина
Опыт работы по теме «Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию детей через познавательное развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вид с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно-эстетическому развития детей
МБДОУ №8 «Виноградинка
«Современные подходы к нравственно-
Публикация «Опыт работы по теме „Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию детей через познавательное развитие“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
патриотическому воспитанию детей через
познавательное развитие»
Подготовил: воспитатель
МБДОУ №8 «Виноградинка»
Самохина Ирина Витальевна
первая квалификационная категория
х. Ведерников, 2020 год.
Свое выступления я б хотела начать со слов великого педагога А. С. Макаренко, он считал, что цитирую «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям».
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность защитить в любой момент.
За последние годы в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Основные задачи патриотического воспитания дошкольников :
- Формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, селу).
- Формирование духовно –нравственных отношений.
- Формирование любви к культурному наследию своего города.
- Воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям.
- Чувство собственного достоинства, как представителя своего народа.
- Толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств ребенка.
Ребенок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.
Воспитание патриотизма - это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознании ребёнка с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребенку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребенок ничего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.
В нашу современную жизнь стремительно ворвалась западная культура: музыка, фильмы, книги, мультипликация, игрушки все это оказывает большое влияние на восприимчивую детскую психику.
Настораживает то, что под массивным воздействием западной культуры подрастающего поколения растет и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях. Великая же культура русского народа, которая складывалась тысячелетиями и просто изобилует своими обычаями, традициями и обрядами, уникальным фольклором, стала забываться и уходить на второй план. Многое из жизни наших предков уже утрачено.
Понятие патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.
Чувство патриотизма многообразно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающими, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.
Современный мир постепенно деформирует чувства патриотизма. В связи с этим именно сейчас остро назрела необходимость воспитание у детей нравственно-патриотических чувств, нравственных устоев и культуры поведения уже в раннем возрасте.
Трудности переходного периода в стране не являются причиной приостановки нравственно-патриотического воспитания. Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране необходимо в любое время.
Таким образом, в педагогическом акценте под патриотическом воспитании мною понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими совершениями своего народа и его культурой.
И если мы хотим, что бы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более нам есть чем гордиться.
Главные задачи современной жизни – раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание порядочного и патриотического человека, личности, готовой к жизни высокотехнологическом, конкурентном мире.
Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.
Принимая актуальность данной проблемы на современном этапе, я считаю, что формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания уважения к духовным ценностям с детских лет.
Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от тог, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы используются, как организованна предметно развивающая среда в группе.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех кого зовут соотечественниками.
Работу по патриотическому воспитанию, считаю следует начинать с изучения методической литературы, которая сегодня позволяет с разных сторон подойти к вопросам патриотического воспитания.
Формирование любви к Родине начинается с раннего детства, с картинки в букваре, песни мамы, того уголка, где дети живут.
В. А. Сухомлинский говорил: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминание о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».
Вся система работы по патриотическому воспитанию дошкольников в нашей группе проходит с широким использованием педагогических путей и средств:
- Понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях;
- Русские народные былины, как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность встать на защиту родной земли);
- Роль русских сказок в процессе формирования любви к Родине, к своему народу, к природе родного края; сказки о солдатской дружбе и прочее;
- Русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трудности.
- Иллюстрационные материалы и предметы народно-прикладного искусства.
-Народные праздники и традиции. В них фокусируется накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.
При отборке произведений и материалов, я руководствуюсь общими принципами: доступность по содержанию и форме, привлекательность, яркость, эмоциональная насыщенность.
Первоначально идет знакомство с двором, улицей, где живет ребенок, куда ходит в детский сад. Это способствует формированию у него представлений о родном городе, истории, достопримечательностях.
Работа с детьми в группе проводится по нескольким направлениям:
1. Окружающие предметы в группе, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они часть великого русского народа.
- в группе были созданы и усовершенствованы уголки по патриотическому воспитанию
2. Проводились все виды фольклора: сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы. В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенности черты русского характера.
3. Проходили народные «Покров» и международные праздники «День матери», планируем рассказать и провести о православных праздниках таких, как «Рождество Христова, Пасха»
4. Знакомились с природой родного края. Она не только среда обитание, но и родная сторона, малая Родина.
- дети с воспитателями любуются и восхищаются красивыми природными явлениями, а так же знакомятся с трудом взрослых, по возможности оказывают посильную помощь.
5. Знакомились с российской армией, а так же с историей и героями своей страны. В нашей группе прошли беседы и занятия по темам: «Письмо солдату Российской армии», где дети высказывали свои пожелания солдату, который сейчас проходит военную службу. А так же большое внимание уделили теме «Великая Отечественная Война», прошли беседы на тему «День неизвестного солдата», «Дети ВОВ», «Спасибо за победу», «Когда началась война». У ребят возникло желание быть похожими на людей сильных, смелых, отважных, таких, которые рискуют жизнью во имя спасения других. Вместе с детьми, а так же с родителями рисовали рисунки и мастерили поделки и подарки на эту тему.
В своей работе я использую информационно компьютерные технологии. Они не заменяют традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре родного края, а успешно их дополняют и восполняют.
Внедрение в образовательный процесс информационных технологий наряду с другими средствами призвано способствовать обогащению представлений детей об окружающем мире, расширению опыта и знаний о своей стране, повышение мотивации к познанию. Я считаю, что компьютерная презентация удобный и эффективный способ представления детям познавательной информации.
Работа по развитию патриотического воспитания в детях многогранна и никогда не кончается. И полностью направленна на то, что бы наши дети выросли добрыми, отзывчивыми, умными и достойными гражданами родной страны.