Мытаркина Юлия Николаевна
Паспортмини-музея «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт мини – музея
«Хлеб – всему голова».
Подготовительная группа.
Содержание:
• Паспортные данные мини-музея;
• Аспекты музейной деятельности;
• План работы по созданию мини-музея
• Характеристика мини-музея;
• Тематический план занятий в мини-музее;
• Работа с родителями
• Перспектива развития мини-музея;
• Список литературы;
Публикация «Паспортмини-музея „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Паспорт музея. Паспорта мини-музеев в ДОУ
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Мини-музеи
- Темочки
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ.
Наименование мини-музея: «хлеб – всему голова»
Профиль музея: познавательный.
Цели: Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, мышления, воображения, связной речи, воспитание бережного отношения к хлебу и труду взрослых.
Задачи:
-обогащение и уточнение знаний детей о хлебе, труде взрослых;
-формирование представлений о выращивании хлеба от зерна до колоска;
- воспитывать любви и бережного отношения к хлебу, уважения к людям, выращивающим хлеб;
-уточнение знаний о процессе приготовления хлеба как полезного и необходимого продукта для жизни человека;
-формирование представления о разнообразии хлебобулочных изделий;
-обобщение знаний, отражение детьми в продуктивной и игровой деятельности.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
Принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
Принцип опоры на интересы ребенка;
Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при
руководящей роли взрослого;
Принцип наглядности;
Принцип последовательности;
Принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Характеристика помещения: раздевалка
Площадь, занятая под экспозицию: 3 кв. м.
Руководители мини-музея: Егорова Марина Юрьевна
Мытаркина Юлия Николаевна
Аспекты музейной деятельности
Мини - музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного, речевого развития детей, развития музыкальных, изобразительных навыков.
Формы деятельности:
- поисковая;
- фондовая;
- научная;
- экспозиционная;
- познавательная.
Оформление мини - музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини - музея располагаются на столах в групповой комнате.
Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности. Экспонаты могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности, конкретно в образовательных областях: «Познавательное развитие»; «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие»
Ребята этой группы участвовали совместно с родителями и воспитателем в проекте «хлеб – всему голова» и подготовили много экспонатов: различные альбомы, презентация о пользе хлеба, дидактические игры и пособия, домашние задания о хлебе, макеты мельницы и русской избы, пособия для сюжетно-ролевых игр, хлебобулочные изделия из соленого теста, букет из колосьев, коллекция злаков, виды муки, крупы из злаков, серп, формы для выпечки хлеба, сито.
Экспонаты музея выполнены детьми, родителями, воспитателями.
План работы мини-музея «Хлеб – всему голова».
Подготовительный
этап
Родительское
собрание
1. Определение темы и названия музея;
2. Выбор места для размещения;
3. Выбор инициативной группы.
.
Практический этап
1. Сбор экспонатов;
2. Оформление выставки;
3. Индивидуальная работа с детьми;
4. Проведение экскурсий.
Создание мини – музея: «ХЛЕБ- всему голова».
Подведение итогов
Выставка экспонатов мини – музея.
КВН
Тематический план занятий в мини-музее.
Перспективный план работы с детьми.
1.
Беседа «Такие разные музеи»
Закреплять знания детей о музее, его назначении, о разнообразии профилей, о правилах поведения в нем.
Воспитатель
2.
Что такое злаки?
Дать элементарные представления о злаковых культурах, о блюдах, которые из них можно приготовить.
Воспитатель
3.
Опытническая деятельность «Свойства различных видов грунта»
Опытническим путем определить свойства земли, песка, опила, как предполагаемого грунта для растений.
Воспитатель
4.
Инсценировка сказки «Колобок»
Дать представления о жизни крестьян, о хлебе как основном источнике питания, подвести детей к тому, что хлеб нужно беречь.
Воспитатель
5.
Экскурсия в поля
Познакомить детей с процессом выращивания хлеба в настоящее время, с орудиями труда, машинами, профессиями.
Воспитатель
6.
Опытническая деятельность «Высадка зерен пшеницы, овса и ячменя»
Наблюдая за ростками
Зерновых в течение всего периода
Воспитатель
7.
Занятие «Путешествие в прошлое»
Познакомить детей с основным занятием русских крестьян – земледелием, видами полевых работ, орудиями труда.
Воспитатель
8.
Чтение сказки Э. Гонелиуса «Три ржаных колоса»
Закреплять представления детей о хлебе как основном продукте питания. Воспитывать желание откликаться на просьбы о помощи.
Воспитатель
9.
Экскурсия в поле
Познакомить детей с процессом уборки зерна
Воспитатель
10.
Занятие «Хлеб – соль кушай да добрых людей слушай»
Знакомить детей с произведениями, посвященными хлебу : пословицы, поговорки, стихи.
Воспитатели
11.
Сюжетно-ролевая игра «Мы едем в гости»
Формировать (в условиях реального чаепития) навыки правильного поведения за столом, обратить особое внимание на то, как нужно обращаться с хлебобулочными изделиями.
Воспитатель
родители
12.
Чтение книги «Правила поведения для воспитанных детей» с последующей беседой
Закреплять навыки правильного поведения за столом. Продолжать воспитывать бережное отношение к хлебу.
Воспитатель
13.
Коллективная работа «Колосья»
Закрепить умения детей отображать увиденное
Воспитатель
14.
Занятие «Страда деревенская…»
Закреплять знания детей о таком орудии труда как серп. Показать трудоемкость процесса уборки хлеба.
Воспитатель
15.
Дидактическая игра «Что сначала, что потом»
Закрепить знания детей о последовательности действий при выращивании хлеба.
Воспитатель
16.
Экскурсия для подготовительной группы «Как хлеб на стол пришел»
Закрепить знания детей о хлебе
воспитатели
17.
Экскурсия в музей «Русская изба»
Обогащать знания детей о быте русского народа, о печке, которая служила не только источником тепла, но и источником приготовления пищи, выпечки хлеба.
Воспитатели
18.
Экскурсия в библиотеку. Выставка книг о хлебе.
Познакомить с произведениями, посвященными процессу выращивания и изготовления хлеба. Познакомить с авторами, пишущими о хлебе : М. Глинская, Т. Ятц и т. д
Воспитатели
19.
Разучивание пальчиковой гимнастики
Развитие у детей памяти, внимания
Воспитатель,
логопед
20.
Дидактические игры «Разложи ватрушки», «Хлебное лото»
Развивать у детей внимание
Воспитатель
21.
Развлечение «Каравай, каравай…»
Знакомить детей с хороводными играми, песнями, посвященными хлебу. Создать хорошее настроение.
Воспитатель
Муз. руководитель
22.
Экскурсия на хлебозавод
Обогащать представления детей об изготовлении хлебобулочных изделий. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.
Воспитатели
23.
Получение муки
опытническим путем
Знакомить с процессом получения муки
Воспитатель
24.
Экскурсия на кухню детского сада.
Знакомить с процессом выпекания хлеба
Воспитатель,
работники кухни
25.
Выставка рисунков «Такой разный хлеб»
Учить использовать полученные знания в специально организованной самостоятельной творческой деятельности.
Воспитатель,
родители
26.
Разучивание подвижных игр
Учить детей играть в подвижные игры
Воспитатель,
физинструктор
27.
Экскурсия в хлебный магазин
Обогащать знания детей о многообразии хлебобулочных изделий.
Воспитатели
28.
Рассматривание с детьми книги «Как хлеб на стол пришел»
Обогащать знания детей об орудиях труда, используемых при выращивании хлеба.
Воспитатель
29.
Чтение сказки А. Ремизова «Хлебный голос»
Продолжать формировать у детей понятие о взаимопомощи. Продолжать знакомить с поговорками о хлебе.
Воспитатель
30.
Занятие «Выпечка хлеба»
Знакомить с процессом выпекания хлеба в крестьянской семье, объяснить значение слов «квашня», «решето», «сито», «жито» и т. д.
Воспитатель
родители
31.
Занятие «Хлеб разных народов»
Знакомить детей с видами хлебобулочных изделий других народов: багет – Франция, лаваш – Армения и т. д.
Воспитатель
родители
32.
Занятие «Ржаной и пшеничный хлеб»
Учить различать ржаной и пшеничный хлеб по вкусу, запаху, на ощупь. Упражнять в словообразовании.
Воспитатель
33.
Конкурс чтецов «Хлеб всему голова»
Развивать умение выразительно читать наизусть стихи, уверенно выступать перед аудиторией.
Воспитатель
логопед
34.
Занятие «Обобщение знаний детей о процессе выращивания и изготовления хлеба»
Учить детей обобщать и систематизировать полученную информацию. Учить работать со схемами. Развивать умение (опираясь на схемы) составлять связный рассказ.
Воспитатель
35.
Беседа по картинам «На пашне» А. Н. Комаровой, «На пашне. Весна.» А. Г. Венецианова, «Жатва» З. Е. Серебряковой
Учить видеть выразительные средства, которые использовал художник для передачи настроения в картинах. Учить высказывать свое отношение к содержанию картин.
Воспитатель
родители
36.
КВН «Хлеб да каша – пища наша» (совместно с родителями)
Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе, расширять кругозор
Воспитатель
родители
37.
Литературная викторина по произведениям о хлебе.
Закреплять знания детей о народных и авторских сказках, рассказах о хлебе
Воспитатель
38.
Просмотр мультфильмов, презентаций, обучающих видео, слушание аудиосказок