Валентина Булгакова
Уголок сенсорного развития в группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дети никогда не балуются, они познают мир и физические свойства предметов. Эта фраза не имеет конкретного автора, но несет в себе глубокий смысл. Ведь именно в первые годы своей жизни ребенок сталкивается с огромным количеством незнакомой для него информации. Правильным образом донести до него информацию о предметах, помочь проанализировать стремительно накапливающийся опыт - задача находящихся рядом взрослых – родителей и воспитателей.
Во ФГОС дошкольного образования направленность воспитательной деятельности взрослых обозначена целевыми ориентирами - социально-нормативными возрастными характеристиками возможных достижений ребенка.
Публикация «Уголок сенсорного развития в группе раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Уголки и центры в группах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» июнь 2019
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; первичных представлений о себе, об объектах окружающего мира, об их свойствах (форме, цвете, размере, вкусе, запахе, звуке и др.). Решение данной задачи осуществляется нами – педагогами – в рамках сенсорного развития.
Сенсорное развитие составляет фундамент общего развития ребенка. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития ребенка, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Поэтому стоит уделять большое внимание сенсорному развитию ребенка раннего возраста и не упустить важный период в его жизни.
В нашей группе раннего возраста «Цыплята» создан уголок сенсорного развития, который способствует обогащению сенсорного опыта наших ребятишек, и помогает воспитателям осуществлять задачи познавательного развития.
Насыщенность среды соответствует особенностям детей раннего возраста, созданы условия для предметной и игровой деятельности детей с различными материалами.
Разнообразие игр, их удобное размещение, яркие цвета делают уголок привлекательным для детей, способствуют эмоционально благополучному взаимодействию детей с предметно-пространственным окружением, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой).
Разнообразие оборудования и материалов достигается силами администрации ДОУ, воспитателей и родителей.
Вариативность развивающей среды уголка достигается периодической сменяемостью игр, использованием более сложных игр для детей, которые уже имеют определённые умения. Например, в играх-шнуровках малыши сначала учатся продевать шнурок в отверстия, затем – пришнуровывать более мелкие детали к крупным. Играя с прищепками, учатся сначала снимать их, а затем уже надевать.
Ежемесячно появляются новые игры и пособия, стимулирующие познавательную, экспериментальную и игровую деятельность, в том числе изготовленные руками воспитателей и родителей (законных представителей). Размещение сенсорного уголка позволяет менять виды детской деятельности в течение дня, даёт детям возможность свободного выбора деятельности.
Полифункциональность и трансформируемость развивающей среды обеспечивается наличием полифункциональных предметов.
Мягкие модули обогащают детскую игру, обеспечивают детскую инициативу. На усмотрение играющих детей это может быть дом, ракета, бассейн, машина и т. д.
Различные детали мозаик и конструкторов, пирамидок, бросовый материал могут использоваться не только для обогащения сенсорного опыта, экспериментирования, развития мелкой моторики, но и как предметы – заместители в сюжетно-ролевых, дидактических играх и самостоятельной деятельности детей.
Переносная песочница, оборудование для игр с водой и крупой используются в совместной и самостоятельной деятельности детей, для экспериментирования, во время непосредственно образовательной деятельности.
Еще одно универсальное пособие в нашей группе - развивающая ширма «Познавайка», с помощью которой можно проводить дидактические игры, её легко складывать и переносить, она многофункциональна, её можно использовать как ширму для театра, использовать в играх как палатку, домик и т. д.
1 секция. Используется для дидактической игры «Помоги маме развесить белье» (предметы одежды выполнены из фетра). При необходимости может использоваться и для других игр, связанных с группированием (можно вешать карточки, геометрические фигуры и т. д.)
2 секция – двухстороннее полотно. Здесь можно поиграть в игру «Кто где живет?». Створки окошек снабжены пуговицами, кнопками, шнурками, липучками, молнией. В каждом окошке - «жители», те животные, которых детки уже знают и могут назвать: лошадка, собачка, кошка и т. д. (конечно же, игра сопровождается звукоподражанием).
Вторая сторона секции - дидактическая игра «Спрячем медвежонка от дождя». Зонтик полностью разборный, крепится на липучки. Его можно сложить в кармашек на пуговицах и предложить детям поискать мишке зонт. Облако шуршащее и мягкое, что позволяет детям обогащать сенсорный опыт. Капельки, висящие на шнурке, можно передвигать, длину шнурка тоже можно изменять.
3 секция. Здесь представлена дидактическая игра «Плетение». Выполнена она из решеток для раковины, лент и шнурков. Позволяет переплетать ленты и шнурки, продевая их в ячейки решетки так, как захочется. Вторая часть створки напоминает счеты. Здесь можно перебирать пальчиками бусины, кубики, детали конструктора, светящиеся мячики, имеющие массажный эффект, а футляры от киндер-яиц таят в себе некий сюрприз - деревянные фигурки животных или мягкий шарик, стимулируя любознательность. Есть звуковые детали и колокольчик.
Развивающая среда сенсорного уголка безопасна, игры, игрушки, пособия имеют сертификат качества и соответствуют возрасту, не содержат мелких деталей. Игры с песком, водой, крупой, экспериментальная деятельность осуществляется детьми только под присмотром воспитателей. Игры, пособия находятся в свободном для детей доступе.
Оборудование сенсорного уголка используется для организации совместной деятельности дошкольников раннего возраста с воспитателем, для организации самостоятельной деятельности, а также в работе с родителями: в проведении родительских собраний, мастер-классов с целью повышения педагогической компетентности родителей в вопросах развития детей.
Родители принимают участие в пополнении уголка новыми пособиями. В группе реализуется педагогический проект «Организация работы с родителями по развитию мелкой моторики у детей группы раннего возраста», цель которого – создание условий для развития мелкой моторики у детей раннего возраста через взаимодействие с родителями. В рамках проекта совместно с родителями изготовлена развивающая ширма «Познавайка», проведен мастер-класс для родителей по изготовлению развивающих игр своими руками «Игры из ничего».
Таким образом, объединяя наши усилия, мы делаем все для того, чтобы наши дети полноценно развивались каждый день.