Приложение МААМ

Система сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста

Татьяна Толстякова
Система сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

В выступлении представлен материал, направленный на приобретение детьми навыков умственной работы и развития их логического мышления.

Данные задачи решаются на основе многочисленных игр и упражнений занимательного характера, положенных в работу с детьми.

Сенсорное развитие ребенка – буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств. Готовность ребенка к обучению в школе также в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Публикация «Система сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста» размещена в разделах

По результатам проведенного мониторинга было выяснено, что дети недостаточно для своего возраста умеют выделять в предметах основные признаки и свойства, выделять, цвет, форму и величину как особые признаки предметов, недостаточно развита мелкая моторика рук, а также зрительно-моторная координация.

Исходя из задач программы, результатов первичного мониторинга мы поставили перед собой следующие задачи:

1. развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;

2. Формировать у детей умение сравнивать предметы по основным свойствам (цвет, форме, размеру, устанавливать тожество и различие.

3. Поддерживать и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.

На основании проведенного мониторинга и поставленных задач мною был составлен план работы, где особое внимание было уделено подбору содержания по сенсорному развитию воспитанников.

В группе создан уголок сенсомоторного развития детей, в котором дети могут проявить свои индивидуальные способности.

Содержание сенсомоторного уголка было направлено на:

1. развитие сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);

2. развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности (Природный материал, шнуровки, вкладыши пирамидки по четырем основным цветами др.);

3. создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка (достаточное количество пособий одного вида, их яркость и привлекательность);

4. активизации мышления, внимания, восприятия, памяти (подбор пособий, направленный на развития мышления детей);

5. повышения мотивации к самостоятельной деятельности (расположение пособий и дидактических игр в доступном для детей месте).

6. усвоение основных сенсорных эталонов (через осуществление индивидуальной работы с ребенком)

При выборе месторасположения сенсомоторного уголка в группе я учитывала дидактические принципы удобства расположения уголка и доступности его для детей. Особое внимание уделила подбору сенсомоторных объектов для уголка в плане их безопасности для жизни и здоровья детей.

При организации уголка я соблюдала принципы:

1. доступность;

2. безопасность;

3. вариативность;

4. полифункциональность.

Назначение сенсорного уголка в группе – развитие всех видов детского восприятия, создание условий для реализации речевого развития детей, эмоционально положительного отношения к предметам и действиям с ними. В группе собрано много материала на развитие тактильных ощущений. Я использую здесь большое количество крупного природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи и многое другое. Сделала массажные ванночки для рук, которые наполнены фасолью и горохом. Дети с большим удовольствием играют в таких ванночках: раскладывают природный материал в разные по величине емкости, тем самым совершенствуя мелкую моторику рук и координацию движений, одновременно познавая форму, величину предметов.

Обучение на занятиях по сенсорному воспитанию я проводила с детьми 1 раз в неделю. Ввиду того, что большой интервал между занятиями нежелателен, возникла необходимость закрепления у детей полученных знаний, и умений в самостоятельной деятельности и частично на занятиях, направленных на овладение детьми действиями с предметами, на занятиях по изобразительной деятельности и др.

Считаю, что вариативность выполнения заданий обеспечивает прочность и глубину знаний и умений вместо механического, ситуативного заучивания. Поэтому детям давала задания на группировку различных предметов. Этому посвятила ряд занятий с постепенным нарастанием его разнообразия. Дети группировали предметы по величине, например (большие и маленькие грибочки, елочки, матрешки) потом группировали по форме, например, предлагала положить в ванночки только круглые предметы или только квадратные, и, наконец - по цвету. Так, вначале осуществлялась группировка предметов с резко различными сенсорными свойствами (формы или цвета, затем с более близкими.

При проведении каждого занятия основным методом являлся непосредственный показ предметов. Вспомогательная роль при этом принадлежала словесному объяснению. После общего показа и объяснения я предлагала выполнить фрагмент из всего задания отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь. Оказывала периодическую помощь и в отдельных случаях и проводила систематическое индивидуальное обучение. Хотя дети и маленькие, я старалась проявлять особый такт при индивидуальной работе с детьми, чтобы эта работа не превратилась в дополнительные занятия, и у ребенка появилось желание поиграть с дидактическим материалом. После обучения на каждом конкретном занятии дидактический материал давала малышам и для самостоятельных игр.

Предлагала детям задания на выполнение предметных действий:

1. Раскладывание однородных предметов на две группы в зависимости от их величины, формы, цвета.

Целью обучения является: фиксация внимания детей на свойствах предметов, формирование у них простейших приемов установления тождества и различия величины, формы, цвета. Материалом служат однородные предметы двух величин, пяти форм,шести цветов. В ходе обучения детям сообщаются слова, необходимые для регуляции выполняемых ими действий: цвет, форма, такой, не такой, большой, маленький.

2. Размещение вкладок разной величины, формы в соответствующих гнездах.

Цель обучения: выработка у детей умения соотносить свойства (цвет, форму, величину) разнородных предметов. Материалом служат большие и малые вкладыши из дерева и рамки с соответствующими отверстиями, вкладыши пяти форм и решетки для их размещения.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. Поэтому с целью развития у детей тактильно-двигательных ощущений использовала дидактические игры и упражнения. Например:

«Чудесный мешочек» В непрозрачный мешочек клала предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, и др.). Ребенку предлагала на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

«Определи на ощупь» В мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). Предлагала на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный — короткий; толстый — тонкий; большой — маленький ; узкий — широкий и т. д.

«Узнай фигуру» На столе раскладывала геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Показывала любую фигуру и просила ребенка достать из мешочка такую же.

«Шариковые» ванны» представляют собой большую емкость, наполненную разноцветными пластмассовыми шариками одинакового или разного размера. «Купаясь» в таких ваннах или опуская в них руки, дети получают новые тактильные ощущения;

«Осязательные ванны» — в небольшой коробке рассыпаны горох или бобы, фасоль, желуди. Поиск мелких предметов в такой «ванне» способствовала развитию мелкой моторики.

Вся работа по развитию тактильной чувствительности у детей проводилась в несколько этапов, каждый из которых характеризуется постепенным усложнением. В результате у многих детей значительно обогатился чувственный опыт, улучшилась координация движения руки.

Большое значение в освоении детьми сенсорных эталонов развитии детей я также придавала использованию дидактических игр.

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:

«Найти предмет указанной формы» Ребенку предлагала назвать виды геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоугольник).

«Из каких фигур состоит машина?»

Дети предлагалась определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.

«Найди предмет такой же формы»

Дети выделяют форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. На одном столе геометрические фигуры, на другом — предметы. Например, найти предметы круглой формы (мяч, тарелка, пуговица и т. д., предметы овальной формы (яйцо, огурец, желудь) и т. д.

Дидактические игры и упражнения на закрепление

цветового восприятия:

«Какого цвета не стало?»

Детям показывала несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Убирала один из флажков. Определить, какого цвета не стало.

«Какого цвета предмет?»

Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением помидора положить красную карточку, огурца — зеленую, сливы — синюю, лимона — желтую и т. д.

Существенным фактором в освоении детьми сенсорных эталонов является взаимосвязь обучения на занятиях с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности и т. д. Так, в играх постоянно происходит ознакомление детей с качествами предметов. При умывании дети узнают температурные свойства воды, во время прогулки — свойства снега, в процессе игр, при катании на санях учитывают тяжесть предметов. Собирая матрешку, размещая вкладыши, одевая маленьких и больших кукол, они знакомятся с величиной. Форму предметов дети учитывают в играх со строительным материалом, при проталкивании предметов в отверстия «занимательной коробки» и т. д.

Проведенная работа по сенсорному воспитанию :

1. Помогла познакомиться детям с основными геометрическими фигурами, запомнить их названия.

2. Научила детей различать цвет.

3. Научила детей сравнивать предметы по величине.

4. Способствовала развитию у детей тактильного и зрительного восприятия.

5. Помогла в совершенствовании мелкой моторики рук.

6. Дети стали более активны при взаимодействии со взрослым в сенсомоторном уголке;

7. Проявляется желание творить;

Представленная система работы направлена не только на сенсомоторное развитие ребенка, но и на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку задания нацеливали ребенка на усвоение способов ориентировки в окружающем их мире.

Литература.

1. Венгер J1. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. «Воспитание сенсорной

культуры ребёнка», М. : «Просвещение», 1988.

2. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию

дошкольников. Под редакцией JI. А. Венгера. М. : «Просвещение», 1973.

3. ДагмарАльтхауз, Эрна Дум «Цвет, форма, количество», М. :

«Просвещение», 1984.

4. Каралашвили Е. А., Антоненкова О. В., Малахова Н. Е. «Организация

сенсомоторного уголка в группе детского сада», Справочник старшего

воспитателя, №5-2008.

5. Метлева JI. А., Удалова Э. Я. «Развитие сенсорной сферы детей».

6. Пилюгина Э. Г. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего

возраста», М. ,1983.

7. Сольцева О. Г. «Наши помощники - органы чувств», «Ребёнок в детском

Саду» №3-2007.

8. Сенсорное воспитание в детском саду. Под редакцией

Поддьякова Н. Н., Аванесовой В. Н., М. : «Просвещение», 1981.

Публикации по теме:

Презентация «Дидактическая игра — средство сенсорного развития детей раннего возраста» ДОКЛАД Уважаемый Председатель и члены комиссии! Слайд 1 – Я, Жаднова Юлия Григорьевна, воспитатель МАДОУ детского сада «Мечта», хочу представить.

Мастер-класс для родителей «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста»Мастер-класс для родителей «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста» Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста ТЕМА: Дидактические игры как средство сенсорного развития детей.

Организация образовательной деятельности в центре сенсорного развития для для детей раннего и младшего дошкольного возрастаОрганизация образовательной деятельности в центре сенсорного развития для для детей раннего и младшего дошкольного возраста Ранний и младший дошкольный возраст является тем ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности,.

Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возрастаНа каждом возрастном этапе ребенок оказывается наиболее чувствительным.

Развивающая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО Цель: повысить уровень компетентности педагогов ДОУ в вопросе реализации развивающих игр в сенсорном воспитании детей раннего возраста в.

Система развития пространственного мышления детей дошкольного возраста Упражнения на образно-пространственную ориентировку (по Е. В. Горшковой): упражнения построены на основе различных пространственных размещений.

Значение сенсорного воспитания и развития детей раннего возраста ВВЕДЕНИЕ В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идёт поиск неординарных методов, технологий работы с дошкольниками.

Сущностные характеристики сенсорного развития детей раннего возраста На основе данных современной психологии, практикой образования принято считать сенсорику (от лат. sensus, «восприятие») как категорию, описывающую.

Театральная деятельность как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста посредством развивающих книгТеатральная деятельность как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста посредством развивающих книг 2 марта в нашем детском саду проходил семинар о роли развивающих мягких книг сделанных своими руками. Я совместно с Натальей Владимировной.

Взаимосвязь сенсорного и умственного развития у ребенка дошкольного возраста Сенсорное развитие - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов и различных явлениях окружающего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста
Опубликовано: 14 декабря 2018 в 13:23
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Толстякова (УИ 1424935) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД