Татьяна Толстякова
Система сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В выступлении представлен материал, направленный на приобретение детьми навыков умственной работы и развития их логического мышления.
Данные задачи решаются на основе многочисленных игр и упражнений занимательного характера, положенных в работу с детьми.
Сенсорное развитие ребенка – буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств. Готовность ребенка к обучению в школе также в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.
Публикация «Система сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
По результатам проведенного мониторинга было выяснено, что дети недостаточно для своего возраста умеют выделять в предметах основные признаки и свойства, выделять, цвет, форму и величину как особые признаки предметов, недостаточно развита мелкая моторика рук, а также зрительно-моторная координация.
Исходя из задач программы, результатов первичного мониторинга мы поставили перед собой следующие задачи:
1. развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;
2. Формировать у детей умение сравнивать предметы по основным свойствам (цвет, форме, размеру, устанавливать тожество и различие.
3. Поддерживать и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.
На основании проведенного мониторинга и поставленных задач мною был составлен план работы, где особое внимание было уделено подбору содержания по сенсорному развитию воспитанников.
В группе создан уголок сенсомоторного развития детей, в котором дети могут проявить свои индивидуальные способности.
Содержание сенсомоторного уголка было направлено на:
1. развитие сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);
2. развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности (Природный материал, шнуровки, вкладыши пирамидки по четырем основным цветами др.);
3. создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка (достаточное количество пособий одного вида, их яркость и привлекательность);
4. активизации мышления, внимания, восприятия, памяти (подбор пособий, направленный на развития мышления детей);
5. повышения мотивации к самостоятельной деятельности (расположение пособий и дидактических игр в доступном для детей месте).
6. усвоение основных сенсорных эталонов (через осуществление индивидуальной работы с ребенком)
При выборе месторасположения сенсомоторного уголка в группе я учитывала дидактические принципы удобства расположения уголка и доступности его для детей. Особое внимание уделила подбору сенсомоторных объектов для уголка в плане их безопасности для жизни и здоровья детей.
При организации уголка я соблюдала принципы:
1. доступность;
2. безопасность;
3. вариативность;
4. полифункциональность.
Назначение сенсорного уголка в группе – развитие всех видов детского восприятия, создание условий для реализации речевого развития детей, эмоционально положительного отношения к предметам и действиям с ними. В группе собрано много материала на развитие тактильных ощущений. Я использую здесь большое количество крупного природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи и многое другое. Сделала массажные ванночки для рук, которые наполнены фасолью и горохом. Дети с большим удовольствием играют в таких ванночках: раскладывают природный материал в разные по величине емкости, тем самым совершенствуя мелкую моторику рук и координацию движений, одновременно познавая форму, величину предметов.
Обучение на занятиях по сенсорному воспитанию я проводила с детьми 1 раз в неделю. Ввиду того, что большой интервал между занятиями нежелателен, возникла необходимость закрепления у детей полученных знаний, и умений в самостоятельной деятельности и частично на занятиях, направленных на овладение детьми действиями с предметами, на занятиях по изобразительной деятельности и др.
Считаю, что вариативность выполнения заданий обеспечивает прочность и глубину знаний и умений вместо механического, ситуативного заучивания. Поэтому детям давала задания на группировку различных предметов. Этому посвятила ряд занятий с постепенным нарастанием его разнообразия. Дети группировали предметы по величине, например (большие и маленькие грибочки, елочки, матрешки) потом группировали по форме, например, предлагала положить в ванночки только круглые предметы или только квадратные, и, наконец - по цвету. Так, вначале осуществлялась группировка предметов с резко различными сенсорными свойствами (формы или цвета, затем с более близкими.
При проведении каждого занятия основным методом являлся непосредственный показ предметов. Вспомогательная роль при этом принадлежала словесному объяснению. После общего показа и объяснения я предлагала выполнить фрагмент из всего задания отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь. Оказывала периодическую помощь и в отдельных случаях и проводила систематическое индивидуальное обучение. Хотя дети и маленькие, я старалась проявлять особый такт при индивидуальной работе с детьми, чтобы эта работа не превратилась в дополнительные занятия, и у ребенка появилось желание поиграть с дидактическим материалом. После обучения на каждом конкретном занятии дидактический материал давала малышам и для самостоятельных игр.
Предлагала детям задания на выполнение предметных действий:
1. Раскладывание однородных предметов на две группы в зависимости от их величины, формы, цвета.
Целью обучения является: фиксация внимания детей на свойствах предметов, формирование у них простейших приемов установления тождества и различия величины, формы, цвета. Материалом служат однородные предметы двух величин, пяти форм,шести цветов. В ходе обучения детям сообщаются слова, необходимые для регуляции выполняемых ими действий: цвет, форма, такой, не такой, большой, маленький.
2. Размещение вкладок разной величины, формы в соответствующих гнездах.
Цель обучения: выработка у детей умения соотносить свойства (цвет, форму, величину) разнородных предметов. Материалом служат большие и малые вкладыши из дерева и рамки с соответствующими отверстиями, вкладыши пяти форм и решетки для их размещения.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. Поэтому с целью развития у детей тактильно-двигательных ощущений использовала дидактические игры и упражнения. Например:
«Чудесный мешочек» В непрозрачный мешочек клала предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, и др.). Ребенку предлагала на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
«Определи на ощупь» В мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). Предлагала на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный — короткий; толстый — тонкий; большой — маленький ; узкий — широкий и т. д.
«Узнай фигуру» На столе раскладывала геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Показывала любую фигуру и просила ребенка достать из мешочка такую же.
«Шариковые» ванны» представляют собой большую емкость, наполненную разноцветными пластмассовыми шариками одинакового или разного размера. «Купаясь» в таких ваннах или опуская в них руки, дети получают новые тактильные ощущения;
«Осязательные ванны» — в небольшой коробке рассыпаны горох или бобы, фасоль, желуди. Поиск мелких предметов в такой «ванне» способствовала развитию мелкой моторики.
Вся работа по развитию тактильной чувствительности у детей проводилась в несколько этапов, каждый из которых характеризуется постепенным усложнением. В результате у многих детей значительно обогатился чувственный опыт, улучшилась координация движения руки.
Большое значение в освоении детьми сенсорных эталонов развитии детей я также придавала использованию дидактических игр.
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:
«Найти предмет указанной формы» Ребенку предлагала назвать виды геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоугольник).
«Из каких фигур состоит машина?»
Дети предлагалась определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.
«Найди предмет такой же формы»
Дети выделяют форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. На одном столе геометрические фигуры, на другом — предметы. Например, найти предметы круглой формы (мяч, тарелка, пуговица и т. д., предметы овальной формы (яйцо, огурец, желудь) и т. д.
Дидактические игры и упражнения на закрепление
цветового восприятия:
«Какого цвета не стало?»
Детям показывала несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Убирала один из флажков. Определить, какого цвета не стало.
«Какого цвета предмет?»
Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением помидора положить красную карточку, огурца — зеленую, сливы — синюю, лимона — желтую и т. д.
Существенным фактором в освоении детьми сенсорных эталонов является взаимосвязь обучения на занятиях с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности и т. д. Так, в играх постоянно происходит ознакомление детей с качествами предметов. При умывании дети узнают температурные свойства воды, во время прогулки — свойства снега, в процессе игр, при катании на санях учитывают тяжесть предметов. Собирая матрешку, размещая вкладыши, одевая маленьких и больших кукол, они знакомятся с величиной. Форму предметов дети учитывают в играх со строительным материалом, при проталкивании предметов в отверстия «занимательной коробки» и т. д.
Проведенная работа по сенсорному воспитанию :
1. Помогла познакомиться детям с основными геометрическими фигурами, запомнить их названия.
2. Научила детей различать цвет.
3. Научила детей сравнивать предметы по величине.
4. Способствовала развитию у детей тактильного и зрительного восприятия.
5. Помогла в совершенствовании мелкой моторики рук.
6. Дети стали более активны при взаимодействии со взрослым в сенсомоторном уголке;
7. Проявляется желание творить;
Представленная система работы направлена не только на сенсомоторное развитие ребенка, но и на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку задания нацеливали ребенка на усвоение способов ориентировки в окружающем их мире.
Литература.
1. Венгер J1. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. «Воспитание сенсорной
культуры ребёнка», М. : «Просвещение», 1988.
2. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию
дошкольников. Под редакцией JI. А. Венгера. М. : «Просвещение», 1973.
3. ДагмарАльтхауз, Эрна Дум «Цвет, форма, количество», М. :
«Просвещение», 1984.
4. Каралашвили Е. А., Антоненкова О. В., Малахова Н. Е. «Организация
сенсомоторного уголка в группе детского сада», Справочник старшего
воспитателя, №5-2008.
5. Метлева JI. А., Удалова Э. Я. «Развитие сенсорной сферы детей».
6. Пилюгина Э. Г. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего
возраста», М. ,1983.
7. Сольцева О. Г. «Наши помощники - органы чувств», «Ребёнок в детском
Саду» №3-2007.
8. Сенсорное воспитание в детском саду. Под редакцией
Поддьякова Н. Н., Аванесовой В. Н., М. : «Просвещение», 1981.