Ольга Юрьевна Филимонова
Роль сенсорного развития в воспитании ребенка раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Эта тема особенно актуальна в развитии малышей 2-3 лет, т. к. успешность физического, умственного и эстетического воспитания в значительной степени зависит от того, насколько совершенно он слышит, видит, чувствует окружающее его пространство. На формирование полноценного восприятия окружающего мира направлено сенсорное воспитание, которое служит его основой познания мира и является самой первой ступенью.
Публикация «Роль сенсорного развития в воспитании ребенка раннего возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсорное развитие с одной стороны составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой стороны, имеет самостоятельное значение, т. к. полноценное восприятие необходимо для успешного развития ребенка сначала в дошкольном детстве, а затем и в школе. Чем меньше ребенок, тем больше значение в его жизни имеет чувственный опыт, что на раннем этапе его детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, которое формирует у детей умение запоминать, мыслить, воображать. Повышается концентрация внимания, развивается логическое и образное мышление, ведь ребенок знакомится с предметами разного цвета, размера, формы, учится подмечать в окружающем мире незаметные на первый взгляд детали, фантазирует. Все это строится на основе образов восприятия и является результатом их переработки.
Целью сенсорного развития является формирование полноценного восприятия окружающей действительности.
Сенсорное развитие формирует :
• Умение различать геометрические фигуры по форме, величине, длине, высоте путем: обведения контура пальцем, ощупывания, рисования, наложения фигур одна на другую, прикладывания, переворачивания.
• Умение ориентироваться в таких временных характеристиках, как: времена года (осень, зима, весна, лето, время суток (день, ночь).
• Умения воспринимать свойства предметов : тяжести,, температуры, качества поверхности, вкуса, запаха, звука.
• Умение составлять целое из частей, и выполнять простейшие действия с предметами, ориентируясь на форму, цвет, величину.
Развивать воображение, память, и образное мышление. Развитие сенсорных способностей начинается в раннем возрасте вместе с развитием речи : взрослые формируют у ребенка восприятие изображений предметов на рисунке, потом на иллюстрациях в книгах с литературными произведениями, в отношениях между людьми, восприятие окружающей его природы, действий и музыки.
Сенсорные процессы являются ведущими в ходе знакомства ребенка с окружающим миром, поэтому очень важно уделять внимание развитию всех видов восприятия : тактильного, зрительного и слухового, т. к. если ребенок отстает в сенсорном развитии, то задерживается и его интелектуальное развитие, что может отразиться на его психическом развитии в дальнейшей жизни.
Используемая литература:
1. Э. Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию» М. «Просвещение» 1983
2. Т. П. Высокова «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста» В. «Учитель» 2010