наталья фадеева
Паспорт тематических уголков в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Цели создания и работы уголков в детском саду : роль и значение уголков, основные задачи для всех возрастных групп.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет целевым ориентиром каждой развивающей области (познавательной, физической, социально-коммуникативной, речевой, художественно-эстетической) поощрение инициативности детской деятельности (умственной или практической, стимулирование самостоятельности в выборе методов деятельности и их реализации. Дети активно познают мира, стремительно накапливают чувственные образы. Исследование предметов и связей между ними в ближайшем окружении происходит при помощи восприятия различными органами чувств (зрения, слуха, вкусовых и тактильных ощущений).
Публикация «Паспорт тематических уголков в ДОУ» размещена в разделах
С первых лет жизни ребё нок спонтанно исследует вещественные объекты: проверяет на вкус, ломкость, мягкость, температуру, звучность. В период дошкольного обучения проведение занятий в игровой форме даёт возможность изучения различных инструментов и предметов, взаимоотношений между ними. Для эффективного умственного, физического и нравственного развития ребёнок должен находиться в комфортных условиях. Организация предметно-пространственной среды педагогом начинается с оформления приёмной и помещения группы таким образом, чтобы воспитанникам было уютно, ведь здесь они проводят много времени, недаром говорят, что детский сад — это второй дом малышей.
Создание уголков различной направленности в детском саду реализует принцип воспитания всесторонне развитой личности. Здесь дети приобретают первоначальные представления о физических свойствах предметов, знакомятся с искусством и создают поделки, играют на музыкальных инструментах и поют, занимаются речевыми упражнениями, рассматривают книги и слушают чтение воспитателем, постигают значение нравственных ценностей. Благодаря разнообразию тематических уголков выполняется принцип частой смены деятельности: дошкольники быстро утомляются, теряют интерес к одному предмету и легко переключаются на другой. Индивидуально-личностный подход в обучении осуществляется в предоставлении выбора детьми, в каком центре активности они будут заниматься в конкретный момент (возможность самостоятельной деятельности в продуктивном творчестве, игре и т. д.). Таким образом, цель организации уголков в детском саду — создание условий для успешного развития способностей воспитанников.
Задачи тематических уголков в детском саду
1. Образовательные задачи:
• формирование и расширение представлений об объектах окружающего мира (уголки познавательной направленности, центры природы, игровой и спортивной деятельности);
• ознакомление с искусством и его видами (уголок искусства, театральный и музыкальный центры);
• формирование первоначальных научных представлений — математических, физических, химических (уголок опытно-экспериментальной деятельности, математический центр);
• подготовка к обучению чтению и письму (книжный, речевой, логопедический уголки, центр письменности);
• знакомство с общественным устройством, социальными взаимоотношениями (уголки для сюжетно-ролевых игр, уголок ряжения с костюмами профессий).
2. Развивающие задачи:
• развитие и совершенствование мелкой моторики (игровой уголок, центр экспериментирования);
• совершенствование координации движений (физкультурный уголок, творческие центры);
• формирование и закрепление способности предметных действий – операции с различными объектами, инструментами и приборами (зеленый уголок, зоны игры и продуктивного творчества, музыкальный уголок);
• развитие мыслительных способностей: прогнозирования, планирования, выдвижения гипотез, анализирования, обобщения, систематизирования (уголки исследовательской и творческой направленности);
• развитие навыков устной речи (в центре любой активности, где действия детей сопровождаются комментированием, озвучиванием, особенно активно – в книжном, театрализованном уголках);
• развитие психических способностей: долгосрочной памяти, различных видов восприятия (осуществляется в уголке любой направленности);
• развитие физических качеств: ловкости, выносливости (физкультурный уголок);
• формирование и развитие навыка самообслуживания (уголок дежурства, игровые зоны, центр живой природы).
3. Воспитательные задачи:
• создание положительной эмоциональной атмосферы в группе и сплоченности детского коллектива;
• воспитание любви к родине (национальный уголок, уголок родного села);
• воспитание ответственности (уголок безопасности, ПДД);
• формирование эстетического вкуса и чувства гармонии (уголки художественно-эстетической направленности).
Оформление уголков осуществляется с учётом возрастных особенностей воспитанников. В занятиях с детьми 2–3 лет особое внимание уделяется развитию мелкой моторики и координации движений, поэтому будут актуальны центры песка и воды, исследовательские, игровые и физкультурные уголки. К старшему дошкольному возрасту дети приобретают способность к сюжетно-ролевым играм, участвуют в эвристических беседах, проявляют творческие способности — предметно-пространственная среда обогащается игровыми наборами и костюмами для раскрытия социальных компетенций («Поликлиника», «В магазине», «На дороге» и др., атрибутами для театрализованных игр и инсценировок.
Материальная база уголков пополняется в соответствии с интересами и возрастом детей
К возрасту 5 лет дети начинают понимать различия между девочками и мальчиками, их игры приобретают разную направленность: девочки играют в куклы, «Дочки-матери», «Салон красоты», мальчикам нравится заниматься с машинками, солдатиками, изображать супергероев и т. д. Поэтому для воспитанников старшей и подготовительной группы игровая зона может работать в виде двух уголков — для девочек и для мальчиков.