Алена Ткаченко
Паспорт социального проекта «Коммуникативные игры как средство социализации старших дошкольников «Посредством игры к общению»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
Сегодня личностно-ориентированная модель образования предполагает создание единого игрового пространства с целью познания ребенком ценностей культуры, воспитания эмоций и чувств, красоты, добра в процессе сопереживания и сопричастности к тому, что является объектом учения. Поэтому одним из важных механизмов развития дошкольных образовательных учреждений является создание условий для осуществления совместной игровой деятельности воспитанников и педагогов в рамках единого игрового пространства. Такой подход позволяет реализовать педагогические инновации в области проектирования и разработки игровой деятельности в условиях ДОУ.
Публикация «Паспорт социального проекта „Коммуникативные игры как средство социализации старших дошкольников „Посредством игры к общению“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Проекты, проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Ребёнок социализируется в процессе разнообразной деятельности, в том числе игровой. Игра – сильнейшее средство социализации ребёнка, включающее в себя как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на личностное развитие. Поэтому задача игровой деятельности определена в ФГОС в образовательной деятельности «Социально-коммуникативное развитие».
Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего сущего. Игры хранят этнокультуру, являясь банком духовных, общечеловеческих ценностей.
.
Сбор и анализ информации по избранной проблеме
Тип проекта : информационный, игровой.
По продолжительности: долгосрочный.
Участники проекта : педагог-психолог, дети второй мл. группы. средней группы,старшей группы и подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.
Сроки реализации проекта : сентябрь 2019
Гипотеза.
Активное использование детьми коммуникативных игр приведет к активизации механизма детского саморазвития, в результате которой дети приобретут навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию их личности и подготовки к дальнейшей жизни; педагоги и родители приобретут необходимые навыки общения с детьми старшего дошкольного возраста, повысят свой уровень психологических знаний и научатся понимать «маленьких людей». Созданная в группе предметно-пространственная среда будет способствовать эффективной социализации детей (Рукавичка -мирилка, Скамья примирения, Хвалебные бусы и т. п. будут активно использоваться в совместной деятельности детей).
Цель проекта : вызвать у детей интерес к коммуникативным играм, обогатить их специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного развития процесса общения; научить самостоятельно их организовывать.
Задачи проекта :
1. Создать в группе условия для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения.
2. Показать детям разнообразные игры на формирование коммуникативных навыков и социального доверия и научить организовывать их самостоятельно.
3. Познакомить педагогов и родителей с теоретическими и практическими основами разработки проблемы коммуникации.
Этапы реализации проекта.
Этапы Содержание деятельности
I этап
Организационный 1. Составление перспективного планирования игр с детьми по формированию навыков межличностного общения. (Приложение).
3. Подборка коммуникативных игр в соответствии с возрастом детей.
4. Создание условий для проведения игр в группах (социально-эмоциональные уголки, насыщенные богатым содержанием).
5. Создание развивающей среды в музыкальном зале (изготовление атрибутов для коммуникативных игр); привлечение родителей к предстоящей творческой работе (создание альбома «Игры с детьми и взрослыми» (Приложение).
6. Консультация родителей по теме: «Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой?», «Самооценка ребенка» (Приложение).
7. Консультации педагогов по теме «Психогимнастика как средство социализации дошкольников»
II этап
Практический 1. Формирование у детей элементарных знаний и представлений об основах бесконфликтного общения через активное использование различных этюдов, упражнений, релаксационных пауз, развивающих игр, бесед и др.
2. Обучение детей организации коммуникативных игр в свободной деятельности.
3. Организация и проведение развивающих игр по формированию навыков межличностного общения.
4. Организация и проведение развлечений «Наши эмоции», «Будь внимателен к другу» (Приложение).
III этап.
Заключительный 1. Обобщение опыта работы по теме: «Коммуникативные игры как средство социализации старших дошкольников» -
Организация и проведение Клубного часа с родителями «Будем вместе играть!»
(Приложение).
Ожидаемые результаты проекта.
Прогнозируемый результат:
У дошкольников формируется :
1. Осознанное отношение к себе и своим возможностям, адекватная самооценка.
2. Способность к произвольной регуляции своей деятельности.
3. Умение разрешать проблемы межличностных отношений со сверстниками и взрослыми:
• видеть сверстника, чувствовать своё единство с ним;
• согласовывать своё поведение с поведением других детей;
• видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства других детей;
• помогать сверстнику в процессе совместной деятельности, делиться с ним;
• свободно выражать своё эмоциональное состояние, чувства в коммуникативной сфере
У педагогов повышается:
- профессиональный уровень, формируются навыки и умения практического использования методов и приемов развития коммуникативной деятельности детей;
У родителей повышается:
- образовательный уровень через введение их в увлекательный мир коммуникативных игр; развивается система бесконфликтного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателями).
Продукты реализации проекта :
1. Разработка тематических бесед и консультаций по теме «Коммуникативные игры с детьми и взрослыми»;
2. Составление картотеки коммуникативных игр.
3. План проведения Клубного часа с родителями «Будем играть вместе».
Оценка результатов проекта
По окончании работы над проектом воспитатели, специалисты повысили профессиональную компетентность в вопросах развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста; все участники проекта стали активно использовать игры по развитию межличностных отношений дошкольников на практике; дети овладели на достаточно высоком уровне навыками бесконфликтных форм общения, т. е. конфликтов в группе между детьми стало меньше,дети применяют атрибуты для разрешения конфликта (Коврик примирения, рукавичка- мирилка). Родители приняли активное участие в Клубной часе «Будем вместе играть!».
1. Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие/Н. П. Гришаева. М. : Вентана-Граф, 2015г,Литература.
2. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. -240с.
3. Князева О. Л. Я-Ты-Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников. - М. : Мозаика-Синтез, 2003. - 168с.
3. Ле Шан Э. Когда ваш ребёнок сводит вас с ума. - М. : Педагогика, 1990. - 268с.
4. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. -М. : АРКТИ, 2001. - 48с.
5. Нифонтова О. В. Психологические особенности формирования готовности детей дошкольного возраста к позитивному разрешению конфликтных ситуаций: Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук. - Курск. 1999. - 16с.
6. Разживина Л. Азбука настроений. // Обруч. 2002, №3 - С. 26.
7. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. - М. : Книголюб, 2003. - 72с.
8. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения : Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет) - СПб. : Детство-Пресс, 2000. -384с.
9. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. - СПб. : Валери СПД; М. : ТЦ Сфера, 2002. - 112 с.