Оксана Соколова
Паспорт РППС старшей группы
▼ Скачать +Заказ
МБДОУ Детский сад № 33
«Жемчужинка» комбинированного вида
Паспорт
развивающей предметно – пространственной среды
старшей группы № 6
«Осьминожки»
Воспитатель: Соколова О. В.
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с ведением ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы ДО.
Публикация «Паспорт Рппс старшей группы» размещена в разделах
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности, но и в самостоятельной деятельности детей.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для детей является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
Организация развивающей среды строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом интересов, уровня активности.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом.
Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных центров, оснащенных развивающими материалами (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Обстановка в группе создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Помещение группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится материалы для исследования и игры.
В группе создана содержательная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная предметно-пространственная среда.
Групповое помещение условно подразделяется на три зоны:
I. Зона умеренной активности.
«Центр познания».
Работа в детском саду по формированию элементарных математических представлений начинается с раннего возраста и продолжается до конца пребывания ребенка в детском саду. Прочное усвоение знаний обеспечивается неоднократным повторением упражнений в самостоятельной деятельности.
Математические игры помогают осуществлять общие программные задачи:
• Развитие интереса к математическим знаниям, смекалки, сообразительности.
• Развитие способности понимать и использовать наглядные модели пространственных отношений типа плана.
• Уточнение и закрепление представления о числах и цифрах.
• Обучение измерению с помощью условной мерки.
• Ознакомление с неделей, месяцами, годом.
• Формирование навыков ориентировки в пространстве и на плоскости.
• Развитие логического мышления.
Чем должна быть оснащена математическая зона:
• Счетный материал: игрушки, мелкие предметы, предметные картинки.
• Комплекты цифр для магнитной доски
• Занимательный и познавательный математический материал: игры-вкладыши.
• Рабочие тетради по математике.
• Счетные палочки.
• Линейки.
• Мозаики, пазлы, игры типа «Танграм», различные игрушки со шнуровками и застежками.
• Наборы головоломок, головоломки-лабиринты.
• Настольно-печатные игры.
• Геометрические плоскостные фигуры и объёмные формы, различные по цвету, размеру (шар, куб, круг, квадрат, цилиндр, овал).
• Лото, домино в картинках.
• Предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные, игрушки, транспорт, профессии).
• Иллюстрации предметов бытовой техники, используемых дома и в детском саду (пылесос, мясорубка, стиральная машина и т. д.).
• Числовой ряд.
• Магнитная доска.
• Логико-математические игры
• Картинки с изображением последовательности событий (иллюстрации к сказкам).
• Картинки с изображением частей суток и их последовательности.
• Наборы разрезных и парных картинок.
• Чудесный мешочек.
• Полоски различной длины, ширины.
• Числовые карточки.
«Центр речевого развития».
Центр речевого развития в детском саду нужен для насыщения окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста оказание помощи при усвоении содержания основной общеобразовательной программы ДОУ при взаимодействии воспитателя и ребенка, родителей.
На основании ФГОС ДО, мы хотим видеть своих детей: физически развитыми, любознательными, активными, эмоционально – отзывчивыми, овладевшими средствами общения, способными управлять своим поведением, способными решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту.
Для развития речи в центре имеется:
• Дидактические наглядные материалы.
• Предметные и сюжетные картинки и др.
• Книжные уголки с соответствующей возрасту литературой.
• Схемы звукового состава слов, состоящие из клеток.
• Пособие по обучению чтению «Окошечки.
• Наглядно-дидактические пособия «Рассказы по картинкам».
• Плакат «Звуковые слоги».
• Схемы для составления рассказов и описания.
• Зеркала для артикуляционной гимнастики.
• Настольные игры.
• Магнитная доска.
• Магнитная азбука.
«Центр эмоциональной разгрузки».
ФГОС ДО гласит, что важной задачей введения стандарта в образовательную деятельность является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, но и эмоциональной сферы.
Цель: преодоление эмоционального дискомфорта дошкольников.
Уголок уединения – это то место, где ребенок может расслабиться, успокоиться, помечтать, восстановить силы.
Центр наполнен предметами, которые ребенку близки:
• Фотоальбом с фотографиями группы и родных.
• Телефон.
• Пейзажные картины.
• Поющие птички на окне.
• Мордочки эмоций (настроения).
• Кроватка, на которой находятся мягкие игрушки.
«Центр творчества».
Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Поэтому должны быть созданы благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства. В этом большую роль играет Центр художественного творчества.
Задачи:
1. Воспитывать эмоциональное отношение к процессу художественно-изобразительной деятельности, желание создавать яркие выразительные образы.
2. Формировать желание самостоятельно экспериментировать с цветом (смешение цветов, получение оттенков, материалом (пластилин, глина, тесто).
3. Развивать умение выбирать и менять по желанию цвет материала и способ рисования или создания образа (мазками, пятнами, линиями и т. д., размер листа, тип фона, средство изображения.
4. Развивать творческие способности и стремление к самовыражению в различных видах художественной деятельности.
5. Формировать правильную осанку в процессе занятий художественно-изобразительной деятельности.
6. Формировать мелкую мускулатуру пальцев рук (работа с пластилином, глиной, трафаретами, обводками).
7. Формировать необходимые культурно-гигиенические навыки: умение самостоятельно и правильно мыть руки после занятий изобразительной деятельности.
8. Формировать представления о безопасном поведении при действии с карандашами, кисточками и т. д.
9. Воспитывать бережное отношение к инструментам, материалам, использовать их по назначению, убирать на место.
Материалы для изобразительной деятельности:
• Наборы цветных карандашей; наборы фломастеров; шариковые ручки. гуашь; акварель; цветные восковые мелки и т. п.
• Индивидуальные палитры для смешения красок.
• Кисточки - тонкие и толстые, щетинистые, беличьи; баночки для промывания ворса кисти от краски.
• Бумага для рисования разного формата.
• Салфетки.
• Губки из поролона.
• Пластилин, доски для лепки.
• Стеки разной формы.
• Розетки для клея.
• Мелки для рисования на доске и асфальте.
• Трафареты.
• Раскраски.
• Образцы для рисования.
• Выставка работ детского творчества.
• Альбомы «Гжель», «Хохломская роспись», «Дымковская роспись».
Материалы для ручного труда:
• Бумага разных видов (цветная, гофрированная, салфетки, картон, открытки и др.).
• Вата, поролон, текстильные материалы (ткань, верёвочки. шнурки, ленточки и т. д.).
• Подборка бросового материала (коробки, катушки, конусы. пластиковые бутылки, пробки, фантики и фольга от конфет и др.).
• Природные материалы (шишки, желуди, различные семена, скорлупа орехов, и др.).
• Инструменты: ножницы с тупыми концами; кисть; клей.
II. Зона средней активности.
«Центр природы».
Уголок природы – необходимая составляющая воспитательного процесса в детском саду. Он помогает научить детей воспринимать красоту природы, привить милосердие и сострадание к растениям и животным, понимание необходимости беречь природу, другими словами – сформировать экологическую культуру личности.
Цель создания уголка природы – способствовать развитию ребёнка в целом, формированию его как личности, удовлетворять его потребности в различных видах деятельности, научить детей экологически целесообразному образу жизни.
Задачи:
• формировать у детей умения и навыки по уходу за растениями;
• видеть и понимать связи между явлениями;
• практически осваивать природу, создавая необходимые условия для нормальной жизнедеятельности живых организмов;
• средствами природы воспитывать эстетические и патриотические чувства;
• воспитывать у детей заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой.
Центр природы совмещен с центром экспериментирования. Поэтому материал оборудования такой:
• Познавательная природоведческая литература.
• Иллюстрации с изображением признаков сезона.
• Растения, требующие разных способов ухода.
• Календарь природы.
• Комнатные растения.
• Инвентарь для ухода за растениями.
• Зимний огород (луковицы, крупные и мелкие семена).
• Картинки с изображением цветов.
• Иллюстрации с изображением животных.
• Иллюстрации с изображением общих признаков растений (корень, стебель, листья, цветок, плод).
• Дидактические игры на природоведческую тематику.
• Разнообразные ёмкости, мерные ложки, стаканчики, трубочки, воронки, тарелки, ситечки.
• Природный материал (камешки, песок, семена, ракушки, шишки, мох, кора дерева, сухоцветы, ветки деревьев и т. п.).
• Утилизированный материал (проволока, фантики, пенопласт, пробки, нитки и др.)
• Лупа, весы и др.).
• Медицинский материал (шприцы без иголок, груши, пипетки, ватные палочки, колбочки).
• Мир материалов (виды бумаги, виды ткани, пластмассовые предметы, деревянные предметы, металлические предметы).
«Центр патриотического воспитания».
Основная цель создания патриотического уголка: всестороннее изучение родного края.
При создании краеведческого уголка в группе ДОУ старшего дошкольного возраста уголок придерживается нормам и требованиям ФГОС:
• целесообразность размещения “экспонатов”, доступность, эстетичность, научность, достоверность представленного материала;
• хорошая освещенность в дневное и вечернее время.
Развитие кругозора у дошкольников, позволит развивать у дошкольников речь, воображение, мышление, а так же поспособствует нравственному становлению личности, расширить область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному краю, России.
В центре находятся:
• Стенд с портретом президента Путин В. В.
• Символы государства.
• Фотографии малой родины и ее достопримечательности.
• Карта страны.
• Глобус.
• Наглядные пособия «9 мая», «Защитники Отечества».
• Военная техника.
«Центр безопасности».
Всегда нужно помнить, что жизнь, здоровье и безопасность дошкольника полностью зависят от окружающих его взрослых!
Цель создания уголка безопасности: сформировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира через следующие задачи:
• Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
• Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
• Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
• Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
В нашем уголке уже имеется:
• Набор дорожных знаков.
• Макет деревни.
• Дорожные знаки.
• Демонстрационные картинки.
• Накидки на стульчики: полиция, ГИБДД, скорая помощь, пожарная.
• Полицейская форма, жезл.
• Светофор.
• Дидактические и настольные игры.
• Папки - передвижки (Инородное тело, кровотечения, укусы животных и насекомых, ожоги, отморожения, переохлаждения, солнечные ожоги, тепловой удар, болит животик, травмы.).
• Обучающая сказка «Безопасная улица».
• Плакаты: Правила дорожного движения; Правила гигиены для детей; Один дома.
«Центр конструирования».
Значение конструктивной деятельности для детей дошкольного возраста:
Человек – созидатель. Это основное качество его личности. Потребность в творчестве появляется уже в раннем детстве. Она в известной мере удовлетворяется в строительной деятельности детей.
Конструирование прекрасно развивает мелкую моторику и знакомит дошкольников с сенсорными эталонами. Многие виды изобразительной деятельности, доступные детям, не дают такой четкости образа, как возведение построек.
Конструктивная деятельность оказывает положительное влияние на формирование игровой деятельности детей, так как, сооружая постройки из разных строительных материалов, они создают что-то новое, подбирают нужный материал для своей конструкции, планируют свои действия, пополняют знания о форме, величине, цвете и расположении предметов в пространстве, согласовывают свои действия с действиями товарищей.
Оборудование:
• Строительные наборы с деталями разных форм и размеров.
• Фигурки людей и животных для обыгрывания.
• Тематические конструкторы (деревянный, пластмассовый).
• Мелкий конструктор «Лего».
• Крупный конструктор.
• Образцы построек разной сложности.
«Центр игры».
Современный детский сад - это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально- практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.
Созданы условия для сюжетно-ролевых игр:
• Ролевые атрибуты к играм-имитациям и сюжетно-ролевым, отражающим простые жизненные ситуации и действия («Семья», «Салон красоты», «Магазин», «Больница», «Мастерская», «Гараж», «Заправка», «Почта») :
• Игрушки-животные.
• Куклы
• Набор посуды
• Переносные ширмы
• Игрушки транспорт разного вида.
• Набор парикмахера
• Бутыльки от шампуни, дезодоранта, крема
• Журнал красоты
• Весы
• Калькулятор
• Кондитерские изделия
• Овощи, фрукты
• Халаты, шапочка
• Фартуки
• Набор доктора
• Кукла «Доктор»
• Куклы, одежда для кукол
• Посуда
III. Зона повышенной активности.
«Центр театра и музыки».
Насыщенность этого центра способствует развитию слухового восприятия и внимания, формированию исполнительских навыков, развитию творчества детей на основе литературных произведений.
Цели:
• развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус
в передаче образа; отчетливость произношения;
• закреплять умения использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонации, движения);
• воспитывать любовь к театру и музыки;
• развивать самостоятельность дошкольников в организации
театрализованной деятельности;
• духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста, формирование у них культурных ценностей, развитие интеллектуальных и личностных качеств.
Задачи:
• развивать воображение, артистизм, смелость при выступлении перед зрителями; формировать творческое начало личности ребенка;
• создание творческой атмосферы, обстановки доброжелательности;
• поддержка воспитательных систем, создающих условия для участия детей в творческой целенаправленной совместной деятельности, их нравственного и эстетического воспитания, развития эмоциональной сферы, формирования уверенности в своих силах;
Всего этого дети могут достичь с помощью:
• Кукол Би-Ба-Бо.
• Костюмов.
• Масок.
• Наглядно-дидактические пособия «Герои сказок» и т. д.
• Музыкальных игрушек (бубен, погремушки, дудочка пианино, металлофон).
• Микрофон.
«Центр двигательной активности».
Одной из главных педагогических целей дошкольного учреждения является полноценное психологическое и физическое развитие детей. Выполнение данной задачи в условиях современного общества испытывает значительное затруднение, так как развитие науки и техники способствует постепенному снижению двигательной активности людей, которое отрицательно сказывается на их здоровье.
Двигательная активность – это биологическая потребность организма в движении, от степени удовлетворения которой зависит уровень здоровья детей, их физическое и общее развитие.
Задачи:
- Формирование интереса к физической культуре, ежедневным занятиям и подвижным играм; к некоторым спортивным событиям в стране.
- Содействие постепенному освоению техники движений, разнообразных способов их выполнения.
- Развитие физических качеств: ловкости, быстроты, силы, гибкости, общей выносливости.
- Воспитание положительных черт характера, нравственных и волевых качеств: активности, настойчивости, самостоятельности, смелости, честности, взаимопомощи, выдержки и организаторских навыков.
- Формирование некоторых норм здорового образа жизни.
Спортивный инвентарь:
• Оборудование для ходьбы: массажные следочки (для профилактики плоскостопия, спортивные дорожки, веревка.
• Оборудование для катания, бросания, ловли: мяч резиновый, мешочки для метания.
• Атрибутика к подвижным играм (шапочки, медальоны, эмблемы).
• Разнообразные игрушки, стимулирующие двигательную активность: мячи пластмассовые, платочки, кубики с изображением упражнений, ленты, флажки, косички, султанчики.
• Кегли, кольцебросы.
• Картотеки.