Елена Барабанская
Паспорт старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Старшая группа «Тугутчаан» на 2018/2019 учебный год
Воспитатели: Барабанская Елена Николаевна, Максимова Аэлита Захаровна
Помощник воспитателя: Филиппова Ирина Дмитриевна
Физкультурный инструктор: Евдокимов Михаил Ефимович
Музыкальный руководитель: Никифорова Марианна Дмитриевна
Хореограф: Андреева Татьяна Леонидовна
В данное время в группе 31 детей. Из них мальчиков -16, девочек – 15.
Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет
Публикация «Паспорт старшей группы» размещена в разделах
- Паспорт группы
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети овладевают обобщенным способом обследования образца. Способны выделять основные части предполагаемой постройки.
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Дети различают по светлоте и называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд - по возрастанию или убыванию - до десяти различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т. д.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца. Восприятие характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств, развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Организация предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представляющая специально организованным пространством (групповые помещения, специальные помещения (спортивный, музыкальный зал) + прилегающая территория, находящаяся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей.). Развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе «Тугутчаан» построена с учетом региональных особенностей нашей Республики и по принципам ФГОС дошкольного образования.
Основной целью предметно-пространственной развивающей среды является потенциальная возможность гармоничного развития и саморазвития детей и развитие индивидуальности каждого ребенка с учетом его интересов, потребностей и уровня развития.
Задачи предметно-развивающей среды:
- содействие в формировании начал целостной личности и развития индивидуальности и инициативы ребенка.
- формирование психологической защищенности, успешной социализации и комфортного прохождения периода детства.
В нашей группе «Тугутчаан» функционируют 14 центров.
- Центр патриотизма, в котором дети знакомятся с символикой государства, Республики Саха (Якутия) и родного города.
- Центр медицины – для игр в сюжетно-ролевую игру «Больница».
-Ширма
-Халат доктора
- Игровые атрибуты: сумка, уколы, лекарства.
- Центр конструирования, в нем находится различный строительный материал (конструкторы различного вида, лего, здесь мальчишки воплощают свои замыслы. Весь материал помещен в пластиковые контейнеры и корзины, что делает уголок мобильным. Конструктор можно перемещать в любое место группы и заниматься строительством подгруппой или индивидуально.
- Крупный строительный конструктор.
- Средний строительный конструктор.
- Мелкий строительный конструктор.
- Тематические строительные наборы (для мелких персона-жей) : город, мосты, крестьянское подворье (ферма, зоопарк, крепость, домик, гараж, бензозаправка, маяк.
- Конструкторы типа «Лего».
-Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных, макеты деревьев и кустарников).
- Кубики пластиковые
- - Центр для девочек. В этом центре расположен кукольный дом для игр.
- мебель для кукол
- мягкая игрушка «Мишка»
- бусы, ожерелья
- Центр для мальчиков.
- Центр ПДД, в уголке имеются необходимые атрибуты для ролевых игр, разнообразный материал по правилам безопасного поведения на дорогах: сюжетные иллюстрации, игры, папки, есть игры, сделанные своими руками.
1. Полотно с изображением дорог, пешеходных переходов из дерматина, чтобы можно было складывать и убирать.
2. Мелкий транспорт.
3. Макеты домов, деревьев, набор дорожных знаков, светофор.
4. Небольшие игрушки (фигурки людей).
- Центр математики. Он содержит разные игры на развитие на развитие логики, мышления, внимания, счётный наглядный и раздаточный материал. Математическое лото, математические пазлы, числовые домики, счётные палочки, игры для сенсорного развития детей.
1. Счетный материал: игрушки, мелкие предметы, предметные картинки.
2. Комплекты цифр для магнитной доски и ковролинового полотна.
3. Занимательный и познавательный математический матери-ал: доски-вкладыши, рамки-вкладыши, логико-математические игры: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, «Геоконт-конструктор» и др.
4. Схемы и планы: групповая комната, кукольная комната, схемы маршрутов от дома до детского сада, от детского сада до библиотеки и др.
5. Рабочие тетради по математике.
6. Наборы геометрических фигур для ковролинового полотна и магнитной доски.
7. Наборы объемных геометрических фигур.
- Центр природы и экспериментирования, в котором имеется календарь природы, достаточное количество комнатных растений и инвентарь по уходу за ними. Здесь ребята знакомятся с окружающим миром: с разными явлениями природы, флорой и фауной нашей планеты, учатся наблюдать и ухаживать за растениями
- Центр физкультуры.
1. Мячи большие, малые, средние.
2. Обручи.
3. Толстая веревка или шнур.
4. Флажки.
5. Гимнастические палки.
6. Кольцеброс.
7. Кегли.
- Центр дежурства.
- Фартуки для девочек и мальчиков для дежурства.
- Центр творчества. В распоряжении детей есть различные материалы для воплощения своих творческих замыслов: цветные карандаши и фломастеры, восковые мелки, простые карандаши, пластилин, доски для лепки, цветная, белая бумага и картон, акварель, кисти, непроливайки, клей, ножницы, стеки, большой выбор трафаретов, различные схемы для рисования животных, растений, бытовых приборов, схемы для поделок из бумаги, большой выбор раскрасок. К центру имеется свободный доступ, в любое свободное время дети могут лепить, рисовать, вырезать делать поделки из бумаги.
1. Восковые и акварельные мелки, цветной мел, гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, фломастеры, шариковые ручки, сангина, пастель, глина, пластилин.
2. Цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки, ткани, нитки, самоклеющаяся пленка.
3. Кисти, палочки, стеки, ножницы, поролон, печатки, клише, трафареты, клейстер, палитра, банки для воды, салфетки (15х15, 30х30, подставки для кистей, доски (20х20, розетки для клея, подносы, щетинные кисти.
4. Материал для нетрадиционного рисования: сухие листья, шишки, колоски, тычки и т. п.
5. Образцы декоративного рисования, схемы, алгоритмы изображения человека, животных и т. д.
- Центр театра. помогает сплотить всю группу, объединить интересной идеей. Дети – это большие артисты, поэтому они с большим удовольствием участвуют в постановках и выступают в роли зрителей.
2. Костюмы, маски, атрибуты для постановки сказок.
3. Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, стержневой, кукольный (куклы би-ба-бо, настольный, пальчиковый).
4. Атрибуты для теневого театра
5. Наборы масок (сказочные, фантастические персонажи).
6. Корона, кокошник (2-4 шт.).
- Центр музыки. Уголок содержит разные музыкальные инструменты, настольный, пальчиковый театры.
1. Музыкальные инструменты: металлофон, дудочки, свистульки, барабан, игрушечное пианино, бубен, губная гармошка, гармошка.
2. Аудиокассеты с записью детских песенок, музыки М. Глинки, П. Чайковского, Р. Шумана, В. Моцарта, С. Прокофьева, Л. Бетховена, С. Рахманинова и др.
- Центр чтения книг. могут знакомиться с книгами, рассматривать иллюстрации. В уголке можно выбрать и почитать любимую сказку, а также полистать познавательную энциклопедию. Дети с удовольствием рассматривают красочные иллюстрации и пересказывают понравившиеся сказки. Книги в уголке постоянно обновляются, пополняются и соответствуют тематическим неделям. Во время учебно-воспитательного процесса мы используем этот центр для знакомства с поэтами и писателями, читаем сказки, разучиваем стихи, сочиняем небольшие рассказы.
Методическая литература
Программно-методическое обеспечение группы
Наименование программы Автор Цель Наличие учебно – методического обеспечения
Комплексные
1. Примерная общеобразовательная
программа дошкольного образования
«От рождения до школы» Авторский коллектив Н. Е Веракса, Т. С Комарова, М. А Васильева Создание благоприятных условий полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности.
Базисные (региональный уровень)
3. Программа «Тосхол» М. Н Харитонова, Л. П Лепчикова Развитие творческих способностей у детей Частичное
Методическое обеспечение образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие»
Автор
составитель Наименование издания Издательство Год издания
Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева Образовательный процесс. Планирование на каждый день по программе «От рождения до школы» сентябрь – ноябрь, декабрь- февраль, март- май. Учитель
2015
.Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» Учитель 2015
О. В Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением М. :Мозаика –Синтез, 2014
В. И. Петрова, Т. Д. Стульник Нравственное воспитание в детском саду М. :Мозаика –Синтез, 2008
Л. А. Кондрыкинской Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ М. :ТЦ Сфера, 2013
Е. А. Алябьева Нравственно - этические беседы и игры с дошкольниками М. :ТЦ Сфера, 2003
Р. Б. Стёркина Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева Безопасность Детство -Пресс 2016
Т. А. Шарыгина Трудовые сказки «ТЦ Сфера» 2014
Методическое обеспечение образовательной области
«Познавательное развитие»
Автор
составитель Наименование издания Издательство Год издания
Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева Образовательный процесс. Планирование на каждый день по программе «От рождения до школы» сентябрь – ноябрь, декабрь- февраль, март- май. Учитель
2015
.Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» Учитель 2015
О. А. Соломенникова Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада М. :Мозаика - Синтез 2014
О. В Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением М. :Мозаика –Синтез, 2014
Б. А Алябьева Нравственные- этические беседы и игры с дошкольниками Творческий центр
Москва 2003
Т. Ф. Саулина Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения для занятий 3-7 лет М. :Мозаика - Синтез 2014
Р. Л. Зубкова Дорожная азбука для дошколят Оренбург.
Министерство образования Оренбургской области 2006
Л. В. Куцакова Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет М. :Мозаика - Синтез 2014
Е. В Колесникова Цвета и формы (Книга + карточки) Творческий центр
Москва 2013
И. А. Помораева, В. А. Позина Формирование элементарных математических представлений: Старшая группа М. :Мозаика - Синтез 2014
Е. М. Косинова Лексические тетради Творческий центр
Москва 2012
К. Ю. Белая, Е. А. Каралашвили Тематические прогулки в детском саду ИЦ «Перспектива» 2013
Методическое обеспечение образовательной области «Речевое развитие»
Автор
Составитель Наименование издания Издательство Год издания
Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева Образовательный процесс. Планирование на каждый день по программе «От рождения до школы» сентябрь – ноябрь, декабрь- февраль, март- май. Учитель
2015
.Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» Учитель 2015
В. В. Гербова Занятия по развитию речи в старшей группе
М. :Мозаика Синтез 2014
С. В. Ихсанова Игротерапия в логопедии.
Психогимнастические превращения Ростов – на – Дону «Феникс» 2015
Методическое обеспечение образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»
Автор
составитель Наименование издания Издательство Год
издания
Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева Образовательный процесс. Планирование на каждый день по программе «От рождения до школы» сентябрь – ноябрь, декабрь- февраль, март- май. Учитель
22015
.Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» Учитель 2015
Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду М. :Мозаика Синтез 2010
Л. В. Куцакова Конструирование из строительного материала М. :Мозаика Синтез 2007
Т. Б. Ладыгина Праздники в детском саду Ярослдавль Академия Холдинг 2001
Д. Н Колдина Лепка с детьми 5-6 лет М. :Мозаика Синтез
2014
Е. А. Никитина Разноцветные игры в детском саду Москва Линка- Пресс 2007
Методическое обеспечение образовательной области
«Физическое развитие»
Автор Название Издательство год изд.
Э. Я. Степаненкова Организация спортивного досуга дошкольников 4-7 лет Изд. Учитель 2010
Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева Комплексные занятия по программе «От рождения до школы».Старшая группа Волгоград : Учитель 2014
И. Е. Аверина Физкультурные минутки в детском саду. Изд. Учитель 2014
В. Т. Лободин, А. Д. Федоренко,
Г. В. Александрова Занимательная физкультура для детей 4-7 лет М. :Мозаика Синтез 2011
Е. И Подольская Спортивные занятия на открытом воздухе для детей 3-7 лет Изд. Учитель 2014
Е. А. Чевычелова Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет Волгоград: Учитель 2013
Л. И. Пензулаева Физическая культура в детском саду старшая группа М. :Мозаика Синтез
2015
Рабочие тетради
Автор Наименование Издательство
Литература для дошкольников 5-7 лет Слушаем, рассматриваем, рассказываем.
Рабочая тетрадь для развития речи и коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста Детство – Пресс 2012
С. В. Конопля Я учусь писать 4-5 лет Экзамен 2015 г
О. Н. Крылова Я учусь читать 4-5 лет Экзамен 2014 г
Е. В. Колесникова Учимся составлять слоговые схемы 4-5 лет Ювента Москва 2013
Е. А Ульева Логика тетрадь для занятий 5+
Москва ВАКО 4+ 2015г
О. Н. Крылова Я узнаю окружающий мир Экзамен 2015 г
Г. А. Александрова Моя Россия! Патриотическое воспитание старших дошкольников Детство - пресс 2015г
А. А. Плешаков Зелёная тропинка Москва Просвещение 2013
М. М. Безруких, Т. А. Филиппова Ступеньки к школе. Учимся рассказывать по картинкам
Е. В. Колесникова Предмет, слово. схема 2012г
Е. М. Косинова Лексические тетради: «Человек и его мир», «Транспорт, профессии, мир растений», «Звери, птицы, насекомые, рыбы, времена года» ТЦ Сфера Москва 2012 г
Е. В. Колесникова Форма и цвет. Математика с линейками - трафаретками для детей 4-7 лет
ТЦ Сфера Москва 2013 г