Юлия Новоселова
Паспорт проектной работы «Дом нашего округа»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»
«Дом нашего округа»
Автор: воспитанники старшей группы.
Руководитель: Новоселова Юлия Геннадьевна, воспитатель
Югорск, 2018
Введение.
Публикация «Паспорт проектной работы „Дом нашего округа“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2019
Программой «От рождения до школы» предусмотрено знакомство детей с историей родины, расширение знаний о предметах окружающего мира через путешествие в прошлое вещей. У детей старшего дошкольного возраста не ярко выражен интерес к познанию, изучению истории. Национально-региональный компонент имеет большое воспитательное значение для формирования гражданственности, патриотических чувств и духовно-нравственного воспитания дошкольников. Обращение к национально-региональному компоненту в системе воспитания дошкольников имеет образовательное, развивающее и воспитательное значение. Но возникла проблема: многие дети и родители не владеют целостными знаниями региональных особенностей культуры. И если в воспитательно-образовательный процесс с детьми ввести систему мероприятий по расширению их знаний об истории родного края, это позволит значительно повысить их познавательную активность, а также будет способствовать воспитанию патриотических чувств. У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе.
Наблюдая некоторое время за детьми, я увидела, что они с большим интересом рассматривают открытки, фотографии о родном городе, делятся своими впечатлениями. Но побеседовав с ними, мы поняли, что дети очень мало знают об истории своего родного города и округа. Дети имеют поверхностное представление о родном городе, знаний о его возникновении и становлении мало. Родители также мало рассказывают детям о том, что город Югорск начался с поселка Комсомольский, кто были первые жители, в каких условиях и как они проживали, чем занимались, специалисты каких профессий были востребованы. Все выше упомянутое позволило нам выявить следующую проблему.
Проблема: Дети старшего дошкольного возраста не знают о том, какие виды строений для проживания людей есть на территории города и округа.
Цель: изучение детьми видов строений для проживания в Ханты-Мансийском автономном округе – Югра.
Задачи:
- собрать информацию о видах построек;
- сформировать представление детей об основных строительных материалах;
- познакомить с профессиями людей, участвующих в освоении земли югорской;
- изучить насколько изменились условия проживания жителей нашего округа.
Необходимые методы и приемы для достижения поставленной цели:
Методы теоретического уровня: теоретический анализ печатных и электронных источников информации: периодических изданий, интернет-порталов; изучение и обобщение.
Методы эмпирического уровня: Экскурсия в Музей истории и этнографии г. Югорска. Посещение Югорского политехнического колледжа и участие в мастер-классе специалистов строительных профессий – каменщика, плиточника и электрика. Беседа с бабушками и дедушками, старожилами нашего города об их быте в годы освоения нашего округа. Данные методы позволяют расширить знания о проблеме и подойти к решению.
Тип проекта :
1. По количеству участников - групповой;
2. По продолжительности: краткосрочный;
3. По контингенту: 5-6 лет.
План реализации проекта :
1. Выделение и постановка проблемы.
2. Сбор материала.
3. Анализ полученных данных.
4. Получение продукта проекта
5. Представление проекта.
Основная часть.
Анализ хода работы :
Выделение и постановка проблемы. У детей старшего дошкольного возраста имеются поверхностные представления о жизни и быте коренных народов севера, а также первопроходцах нашего края, о том в каких жилищных условиях они проживали, какие материалы использовали. В этом мы увидели проблему для нашего проекта и решили вместе с детьми изучить все виды жилых построений, которые имеются на территории нашего округа, кто строил, как, из каких материалов, в чем преимущество того или иного дома, сравнить и выбрать лучший и интересный из вариантов по их мнению на сегодняшний день.
Копилка проекта :
В сборе информации по теме нам помогали родители, которые с помощью таких источников информации как Интернет-ресурсы, литературно-художественный материал, фотоальбомы предоставили фотографии домов, презентацию о нашем городе. Совместно с детьми изучали информацию об основных строительных материалах и специалистах, которые участвуют в строительстве жилых объектов.
Также детьми был проведен опрос бабушек и дедушек о том, как они осваивали наш округ, в каких домах проживали, насколько комфортно им там было находиться.
При участии родителей дети старшей дошкольной группы посетили Музей истории и этнографии города Югорска (Приложение 1.1, 1.2, а также участвовали в мастер-классах специалистов строительных профессии – каменщика, плиточника и электрика Югорского политехнического колледжа. (Приложение 2.1, 2.2, 2.3. 2.4)
Картотека проекта. Проанализировав полученную нами информацию, мы приступили к практической части нашего проекта, а именно к изготовлению морфологической таблицы по признакам дома: части дома, материал, из которого построен, место нахождения, время постройки, мобильность или возможность перемещения. (Приложение 3.1, 3.2) (Модель проекта : Нами была изготовлена модель проекта «Где может проживать человек», включающая в себя плакат, в центре которого изображен человек, а вокруг него варианты построек, пригодных для проживания. (Приложение 4.1, 4.2)
Продуктом работы над нашим проектом стал придуманный детьми Дом будущего, в котором, по их мнению, собраны самые необходимые, полезные и безопасные части своих предшественников и в котором проживание человека будет самым комфортным. (приложение 5)
Представление проекта. Данный проект был представлен на контактной выставке в МАДОУ «Детский сад «Снегурочка» 2 корпус 17 декабря 2018 года и успешно защищен воспитанником Егором Ушаковым. (Приложение 3.2, 5).
Заключение:
Мы проанализировали и обобщили результаты, полученные в процессе познавательной деятельности детей. В ходе нашей работы вместе с детьми и родителями выяснили, что во всех жилых строения можно, конечно же, проживать и сейчас. Но мы, современные люди, предпочитаем жить в самых благоприятных и комфортных условиях проживания. Для нас очень важно, чтобы дом был построен из безопасных и прочных материалов, чтобы в нем было тепло и комфортно, имелись все удобства для нахождения человека там очень большого количества времени. Дома с такими характеристиками уже есть и строятся на территории нашего округа. И многие проживают в них уже сейчас.
Дети расширили свои знания о видах жилых построений на территории нашего округа, строительных материалах, о строительных профессиях людей, участвовавших в освоении территории нашего округа. Выяснили, что условия проживания значительно изменились в лучшую сторону, стали более комфортными. А также сформировали понимание того, как можно находить необходимую информацию, анализировать ее, делать логические умозаключения.
Характеристика перспектив дальнейшей работы над темой : Мы планируем продолжить изучение особенностей нашего Ханты - Мансийского автономного округа - Югра, истории родного города Югорска, пополнять имеющийся багаж знаний, развивать познавательный интерес.
Библиографический список:
1. Евдокимова Е. С. «Технология проектирования В ДОУ», Творческий
центр «Сфера» М. 2оо7
2. Интернет ресурсы
3. Богат В. Некоторые практические вопросы ТРИЗ // Дошкольное воспитание. -1998.-№ 1.
4. Богат В. Развивать творческое мышление: ТРИЗ в детском саду // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 1.