Юлия Сухова
Паспорт проекта «Защитники природы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с безграничной красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума». В. Сухомлинский
Актуальность экологического воспитания дошкольников обусловлена тем, что взаимодействие с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, который должен быть использован в процессе экологического образования, что позволяет ему стать фактором общего формирования и развития личности.
Публикация «Паспорт проекта „Защитники природы“» размещена в разделах
- Проекты
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
Поэтому экологическое воспитание в детском саду занимает важное место в развитии познания окружающего мира, выработке гуманного отношения ко всему живому и формировании осознанного поведения в природной среде.
Формирование гуманного отношения к природе – основная задача экологического воспитания, которая реализуется путем развития в детях сострадания, сопереживания и сочувствия ко всем живым существам на планете. Человек – часть природы, но зачастую именно он оказывает пагубное влияние на окружающий мир. Формирование активной позиции «защитника и друга» мира природы является основой в воспитании экологической культуры дошкольников. Дети особенно впечатлительны и отзывчивы, поэтому активно включаются во все мероприятия по защите тех, кто в этом нуждается.
Таким образом, необходимо создать систему экологического воспитания дошкольников, направленную на формирование у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически - деятельностного отношения к окружающей среде, на формирование основ экологической культуры личности.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта «Защитники природы»
Цель: формирование у дошкольников основ экологического сознания и экологической культуры через проектно-исследовательскую деятельность
Задачи:
1. формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);
2. развитие познавательного интереса к миру природы;
3. формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения, умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде;
4. воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
5. формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);
6. ознакомление детей с флорой и фауной родного края;
7. ознакомление детей с методами, необходимыми для проектно-исследовательской работы: изучение литературы, наблюдение за объектами живой и неживой природы, беседы, опыты, эксперименты;
8. создание развивающей предметно-пространственной экологической среды;
9. обеспечение непрерывности экологического образования в системе: детский сад – семья;
10. совершенствование у детей экологической культуры поведения посредством экологических сказок;
11. развитие связной речи через драматизацию экологических сказок;
12. обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи, развитие мелодико-интонационной стороны речи;
13. закрепление навыка пользования плавной речью различной сложности в разных ситуациях общения
Проблема: Сумеем ли мы защитить окружающую нас природу?
Ожидаемые результаты:
Педагоги:приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства; повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников; пополнится развивающая предметно-пространственная среда; повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.
Дети: у детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе; дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым; у детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы; дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы; обыгрывание детьми экологических сказок будет способствовать развитию связной речи, лексико-грамматического строя, интонационной выразительности, чувства ритма;
поддержание у детей интереса к миру природы посредством театрализации сказок на экологическую тематику.
Родители:у родителей повысится уровень экологических знаний; повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей
Вид проекта: иисследовательско - творческий
Длительность: долгосрочный (май-июль)
Участники проекта:дети подготовительной группы с ТНР (заикание, воспитатели, учитель-логопед, родители воспитанников.
Выбор темы проекта.
Во время прогулки с детьми воспитатель обращает внимание детей на то, что у некоторых деревьев и кустарников сломаны ветки, местами вытоптана трава, на клумбе фантики от конфет. Воспитатель: «Кто охраняет природу?». Выслушав мнение детей об увиденном, говорит: «Да, вы правы. Всё, что растёт, всё живое, но в отличие от человека не может защитить себя или попросить помощи. Своей деятельностью человек улучшает условия жизни, но в то же время наносит большой вред природе. Всё это грозит тяжёлыми последствиями и человечеству. Природа сама пытается бороться с загрязнениями. Например, растения очищают воздух от газов и пыли. Одно-единственное дерево бук вырабатывает за сутки столько кислорода, сколько его нужно для 64 человек. Стараются и лопух, и крапива, и любой куст. Растения необходимо беречь, давайте поищем выход, как можно помочь природе. Как вы думаете? Кто защитит растения и животных детского сада? Сумеем ли мы защитить окружающую нас природу?»
Разработка проекта.
Планирование.
Обсуждение плана деятельности по решению проблемы с детьми.
Модель трёх вопросов:
Что знаем? (Мы знаем, что природу надо беречь. Мы помогаем взрослым сделать все вокруг чистым и красивым.)
Что хотим узнать? (Сумеем ли мы защитить окружающую нас природу? Что можно сделать, чтобы сохранить природу)
Как узнать? (обратится за помощью родителям, педагогам детского сада; найти информацию в интернете, книгах, журналах).
Составление плана-схемы реализации проекта: определение видов деятельности, направленных на реализацию проекта, по образовательным областям, планирование результатов проекта.
Выполнение (реализация) проекта.
Сбор, накопление и систематизация информации, материала по теме проекта (разработка конспектов, мультимедийных презентаций, подбор видеоматериала, составление картотек с играми, опытами, подбор материала для чтения и т. д.);
Проведение мероприятий, направленных на достижение цели (проведение занятий, игр, наблюдений, экспериментов, опытов, просмотр презентаций, наблюдения и т. д.);
Взаимодействие с родителями.
Завершение проекта. Подведение итогов.
Продукты проекта:
Экологическая газета «Экологический вестник»;
КВН «Знатоки природы»;
Драматизация экологической сказки «Зелёный патруль»;
Фоторепортаж «Мы - друзья природы»;
Лепбук «Сохраним нашу планету»;
Выставки: поделок «Чудеса своими руками», рисунков, оригами, поделок из пластилина, природоохранные знаки.
«Книга правил «Защити природу».
Презентация конечно продукта: праздник «Защитники природы». Презентация книги «Защити природу».
Этапы проекта.
Подготовительный.
Изучение методической, научно - популярной и художественной литературы по теме;
Подбор иллюстративного материала по теме, художественных произведений для чтения, загадок, аудиозаписей, мультфильмов;
Подготовка тематических выставок книг в уголке природы и книги;
Обсуждение проблемы с воспитанниками, поиск путей решения проблемы, обсуждение возможных вариантов;
Организация соответствующей предметно-пространственной развивающей среды;
Анкетирование «Экологическое образование в семье»;
Подготовка памяток, рекомендаций, консультаций для родителей по теме проекта.
Основной этап.
ОО «Познавательное развитие» :
рассматривание журналов, иллюстраций и чтение детских энциклопедий: «Гринпис», «Здоровье и экология», «Юный натуралист», «Энциклопедии дошкольника. Природа», «Большая энциклопедия живой природы», «Иллюстрированная энциклопедия «Природа России», «Самая первая энциклопедия «Чудеса живой природы»; рассказ воспитателя из личного опыта об участии в работе «Зеленого патруля» школы; беседа с просмотром презентаций: «Знакомство с Эколятами - юными защитниками природы», «Лес наше богатство – береги его!», «Лесная аптека», «Красная книга», «Напоминающие знаки», «Откуда берётся бумага?», «Правила друзей леса», «Экологические цепочки в лесу»; «Экологический микрофон»: «Что было бы, если из леса исчезли…», «Зачем нужна вода в нашей жизни», «Почему нужно охранять животных, беречь природу?», «Куда исчезает мусор?», «Насекомые - польза и вред», «Что произойдёт, если деревья исчезнут?», «Почему деревья могут исчезнуть?», «Почему не нужно ловить бабочек»;
Дидактические игры: «Хорошо – плохо», «Так бывает или нет?», «Где что можно делать?», «Отгадайте, что за растение?», «Кто же я?», «Брать - не брать ягоды», «Где что растет?», «Что вредно и полезно для природы», «Логические цепочки», «Времена года», «Птицы, рыбы, звери», «Четвертый лишний», «Воздух, земля, вода», «Экологический светофор», «Найди листок как на дереве» «Найди листок как на дереве», «Узнай и назови цветок», «Где спряталась вода?», «Магазин семян», «Назови птиц», «Что растет и кто живет в лесу?», «Загадки голубого ручейка»;
Наблюдения за изменениями в природе;
Экспериментальная деятельность: «Что быстрее разлагается?», «Пластик, бумага, стекло» (закапывание разного вида мусора: упаковочного материала; пищевых продуктов; бумажек от конфет и др. для длительного наблюдения)
Игра - путешествие «Путешествие на луг»;
Виртуальная экскурсия в мордовский государственный природный заповедник имени П. Г. Смидовича
Экскурсии: МБУ ДО «Станция юных натуралистов», МБУК «Городской музей»;
Природоохранные акции: «Растут цветы для красоты» (развешивание листовок на дверях подъездов близлежащих домов с целью привлечения внимания жителей к проблеме); «Использованные батарейки – вред окружающей среде»;
«Чистый город» (изготовление детьми плаката обращения к жителям города о поддержании порядка и чистоты в городе);«Сдай макулатуру – спаси дерево»;
КВН «Знатоки природы»;
Посещение огорода, цветников. Фиксирование результатов в «Дневниках наблюдений»;
Просмотры и обсуждения видеоматериалов: мультфильм про Эколят, «Спасик «Правила поведения на природе», «Фиксики – советы серия «Чему учит экология», Фиксики – советы серия «Берегите природу», «Беги ручеек», «На лесной тропе», «Сказка старого дуба»; короткометражные фильмы «Улыбка природы»; тема переработки и утилизации мусорных отходов: Смешарики, Фиксики, Чистоплотный Гоша мусоровоз, Щенячий патруль, Мусоровоз Уборкин, «Твой друг Бобби – Переработка мусора», короткометражные фильмы «Как перерабатывают бумагу», «Что можно сделать из ненужных вещей (мусора)»;
Досуги «Любите землю матушку», «Мы друзья природы!»;
Образовательные терренкуры (маршруты по территории ДОУ с посещением различных зон): «Почемучка», «Здоровячок», «Во саду ли в огороде», «Акварелька», «Эколожка»;
ОО «Речевое развитие»:
Составление рассказов детей из личного опыта по теме (что видели, что делали, поиск информации).
Чтение и обсуждение художественной и познавательной литературы: рассказ О. Солопова «Приключение кота Леопольда и его друзей в лесу», К. Ушинский «Птицы», «Дети в рощи», В. Танасийчук «Как божьи коровки помогли садовникам», «Морские коровы и Красная книга», «Что такое кислый дождь», «Отчего погибли киты», Т. Евдошенко «Берегите птиц, В. Песков «Лечебница под сосной», А. Дитрих «Почему цветы красивые и душистые», «Шел я шел - сказку нашел», Е. Алябьева «Путешествие облачко», Е. Чарушин. Рассказы для детей о жизни животных, Б. Заходер «Что случилось с водой», рассказ «Девочки в лесу» (По В. А. Сухомлинскому, рассказ Т. А. Шорыгина «Прогулка в лес», Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они?», С. Я. Маршак «Откуда стол пришёл?», Сказка «Спор деревьев», М. Пришвин «Разговор деревьев».
Чтение и обсуждение экологических сказок (из книги Р. Ю. Белоусовой «Педагогическая технология использования сказки в экологическом воспитании детей 5-7 лет»).
Игры – драматизации по сказкам на экологическую тематику;
Чтение стихов о природе, явлениях природы: «Про всех на свете» Б. Заходер, «Люблю березку русскую» А. Прокофьев, «Хоть трава не расти», «Мусорная фантазия», А. Усачев, «Живой букварь» В. Орлов, «Мы экологами стали» Н. Анишина;
Загадывание загадок о природных явлениях, животных, птицах;
Разучивание пословиц о бережном отношении к природе;
Дидактические игры и упражнения: «Расскажи о предмете», «Подбери признак», «Закончи предложение», «Один-много» «Назови ласково», «Посчитай!», «Бывает – не бывает», «Назови, какой»; «Назови, из какого материала изготовлен».
ОО «Художественно-эстетическое развитие»:
Слушание: звуков природы (звуки леса, моря, дождя, пение птиц); музыки Н. Римский-Корсаков «Полет Шмеля», С. Прокофьев «Шествие кузнечиков», Р. Шуман «Бабочки; гимна «Эколят – молодых защитников природы».
Хоровод «Мы на луг ходили, хоровод водили
Дидактические игры и упражнения: «Собери букет», «На лугу (в поле, в лесу и т. д.) расцвели красивые цветы»;
Творческая мастерская:
-рисование: «Природоохранные знаки», «Какую пользу я принесу планете», «Чистые улицы нашего города»;
-рисование на асфальте «Я дружу с Природой!»;
-лепка «Эколята: Шалун, Умница, Тихоня, Елочка»;
-коллективная работа (аппликация) «Мы любители природы» (из цветных салфеток);
-оригами «Цветы», «Кулек для отходов из бумаги»; «Животные»;
-изготовление поделок из бросового и природного материала: «Божьи коровки» (из одноразовых ложек, «Веселая гусеница» (из упаковок яиц);
- конструирование из строительного материала «Завод по переработке отходов»;
-изготовление ходилки - бродилки «Экологический лабиринт»;
-изготовление «Книги правил «Защити природу»;
-изготовление газеты «Экологический вестник»;
-Лепбук «Сохраним нашу планету»;
ОО «Физическое развитие» :
Физкультминутки: «Наши нежные цветки», «Листочки», «Садовник», «Овощи», «Деревья», «Ветер и листья», «Летний дождь», «Дождик», «Удивляемся природе», «Мы затеяли игру», «Спал цветок и вдруг проснулся», «Мы в саду цветы сажаем», «Солнце»;
Подвижные игры: «Раз, два, три к дереву беги», «Перелёт птиц», «Медведи и пчелы», "Цветы и ветерок";
Игры и эстафеты: «Собери мусор», «Накорми животных», «Бегущие ручейки», «Эстафета пчелок»;
Общеразвивающие упражнения: «Подснежник», «Колокольчики», «Маленькие помощники природы», «Потянись к солнышку», «Гора», «С кочки на кочку».
Упражнения для дыхательной гимнастики: «Подуй на цветок», «Надуй шарик», «Сова», «Листья шуршат», «Одуванчик», «Радуга, обними меня»
ОО «Социально - коммуникативное развитие»:
Сюжетно-ролевые игры:«Путешествие в лес», «Экологический патруль», «Мы строим Экоград», «Экологи», «Спасатели», «Садовники»;
Труд в природе: высаживание рассады выращенной для цветника и огорода, уход за посаженными растениями (полив, рыхление, прополка);
«Волшебные превращения» (метод экологической идентификации): «Я – сломанный куст…», «Я- засохшее растение…» ;
Трудовой десант «Очистим участок от мусора»;
«Экологический патруль» (установка природоохранных знаков на территории детсада);
Экскурсия в пожарную часть «Безопасность в лесу»;
Драматизация экологической сказки «Зелёный патруль»
Взаимодействие с родителями
Консультативный материал: «Экологическое воспитание ребенка в семье», «Как привить детям любовь к природе посредством чтения», «Фантазии из природного материала».
Памятки «Экологические игры с ребенком», «Правила поведения в природе», «Чистота – залог здоровья» (о последствиях влияния мусора на природу, «Мультфильмы на экологическую тему»;
Помощь детям в сборе информации из разных источников;
«Семейная мастерская» (создание поделок из бросового, природного материала): «Чудеса из природного материала»;
Мастер-класс «Мусор смело пустим в дело!»;
Наблюдение с детьми: за работой дворников, видами контейнеров для отходов, за уборкой мусора в парковых зонах;
Фотоальбом из семейных архивов «Как я и моя семья охраняем природу»
Семейный опыт «Наш семейный вклад в борьбу с мусором»(Простые советы для борьбы с мусором от семьи).
Заключительный этап.
Праздник «Защитники природы». Презентация книги «Защити природу».
Выставки: поделок «Чудеса своими руками» («Мусор смело пустим в дело!», «Чудеса из природного материала», рисунков, оригами, поделок из пластилина.
Фоторепортаж «Мы - друзья природы».
Литература
1. Алябьева Е. А. Игры – путешествия на участке детского сада. М. :ООО «ТЦ Сфера», 2015.
2. Р. Ю. Белоусова «Педагогическая технология использования сказки в экологическом воспитании детей 5-7 лет» - Н. Новгород: НИРО, 2009
3. Михайлова – Свирская Л. В. Метод проектов в образовательной работе детского сада: пособие для педагогов ДОО. М. : Просвещение, 2015
4. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. М. : Педагогическое общество России, 2003.
5. Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. М., 1995
6. Масленникова О. М., Филиппенко А. А. «Экологические проекты в детском саду», Издательство «Учитель».
7. Молодцова Л. П. «Игровые экологические занятия с детьми» Минск «АСАР» 2001
8. Соломенникова О. А. Ознакомление природой в детском саду. Подготовительная к школе группа. МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2017
9. Шорыгина Т. А. Познавательные сказки, «ТЦ СФЕРА», 2014.
Интернет-ресурсы
1.https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2020/09/20/ekologicheskaya-skazka-dlya-dramatizatsii
2.http://primdou63.ru/public/users/994/doc/270420171005.pdf
3.https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/345095-kartoteka-multfilmov-i-filmov-dlja-detej-po-j