Елена Щербакова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Традиции чаепития разных народов»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные:
• Формировать представления детей о чае (произрастание, сбор чая).
• Закреплять знания детей о названии страны, в которой живут и названия других стран.
• Познакомить с понятием «традиция».
• Познакомить детей с культурой чаепития народов Китая, Японии, Узбекистана, Азербайджана, России.
Развивающие:
• Развивать умение образовывать прилагательное от существительного.
Воспитательные:
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе „Традиции чаепития разных народов“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Посиделки
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Чай. Традиции чаепития разных народов
- Темочки
• Воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, интерес и уважение к людям разных национальностей, их культуре и традициям.
Образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
Материал: картинки (или презентация, мяч – массажёр.
Ход НОД:
Слайд №2. Педагог просит посмотреть на экран (дети стоят, где изображена планета и спрашивает:
-Дети, что это? (планета Земля).
-Да. На планете Земля очень много разных стран. Какую страну ты знаешь? А ты? А ты какую?
-На каком языке разговариваем мы? (на русском).
-А сейчас давайте поиграем и узнаем, в какой стране на каком языке разговаривают. Я начну предложение, а вы продолжите (передается мяч – массажер) :
В Италии говорят на … итальянском языке.
В Испании говорят на … испанском языке.
В Японии … на японском языке.
В Китае … на китайском языке.
В Англии … на английском языке.
В Турции … на турецком языке.
В Болгарии … на болгарском языке.
В Узбекистане … на узбекском языке.
-У каждой страны есть свои песни, танцы, обычаи и традиции.
-А что же такое традиция? (ответы детей).
-Традиция – слово иностранное, оно переводится с латинского языка, как «передача», т. е. передается от одного поколения к другому.
Слайд №3.
-Сегодня мы вами поговорим о традициях чаепития. Во многих странах любят пить чай, но традиции чаепития у разных народов разные.
-Чай – китайское слово. Существует такая легенда. Пять тысяч лет назад китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.
Слайд №4.
Чай - это кустарник. Для приготовления чая используются листья. Это бодрящий напиток. Восточная мудрость гласит: «Свежий чай подобен бальзаму. Чай, простоявший ночь, подобен яду змеи».
-Чай растет кустом, на полях слайд №5,6 (плантации чая, сбор чая).
-Предлагаю поиграть в игру «Какой чай?».
-Если чай завариваем с листьями земляники, как его называем? (Земляничный).
-С листьями жасмина? (Жасминовый).
-С листьями малины? (Малиновый).
-С листьями клубники? (Клубничный).
-С кусочками фруктов? (Фруктовый).
-С кусочками яблок? (Яблочный).
-А сейчас давайте немного подвигаемся.
Физкультминутка.
Вот большой стеклянный чайник.
Очень важный, как начальник (дети надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули).
Вот фарфоровые чашки (присели, одну руку поставили на пояс,
Очень крупные, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца (кружатся, «рисуя» руками круг,
Только стукни — разобьются.
Вот серебряные ложки (потянулись, сомкнули руки над головой,
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос (потянулись вверх, сомкнули руки над головой)
Он посуду нам принес.
Слайд №7.
-В каждой стране чай заваривают и пьют по – разному. В Японии чай пьют в саду, в специальном чайном домике, украшенном цветами.
Слайд №8.
-А в Китае любят пить зеленый чай. Его заваривают в чайнике из красной глины или чашке с крышкой.
Слайд №9.
-А вот в Узбекистане, например, чай пьют из пиалы. Это чашка без ручки. К чаю предлагают фрукты, сухофрукты, сладости. Чем почетнее гость, тем меньше чая наливают в пиалу. Держать пиалу, наполненную кипятком, неудобно. Можно проявить заботу о госте, постоянно подливая ему чай.
Слайд №10.
-У каждого народа есть свой ритуальный напиток. У азербайджанцев это - чай. Он сопровождает их всю жизнь. В Азербайджане чай пьют из особых стаканчиков, которые называются "армуды", то есть "грушевидный". Они действительно по форме напоминают грушу: верх и низ широкие, а "талия" - зауженная. На самом деле причина вполне прагматична: чай в нижней части стакана остывает медленнее, чем в верхней. И таким образом температура остатков на дне стакана такая же, как и в самом начале чаепития. В этом смысле «армуд» является поистине чудом.
Слайд №11.
А теперь давайте посмотрим, как чай заваривают и пьют в России.
«Самовар шумит, баранки
На скатерке – самобранке,
И конфеты, и печенье,
И душистое варенье.
К чаю ароматному
Пряники печатные.
Сверху пар, снизу пар –
Кипит наш русский самовар».
-На Руси чай заваривали в заварном чайнике, а воду кипятили в этом сосуде, который называется – самовар. Чай пили из чашки, под чашку ставили блюдце. Кто – то любил пить чай из блюдца. Блюдце держали под донышко и дули на чай, чтобы остудить. Сахар обычно не клали в чай, а пили вприкуску.
-Вот как пили чай в некоторых странах.
Рефлексия:
-Про какую страну ты расскажешь родителям?
-Что тебе запомнилось?
-О чем можешь рассказать своим друзьям?